Реструктуризация - один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности - это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:
- законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;
- при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;
- распространяется на все налоги и сборы.
Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.
По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.
Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.
Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.
Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.
В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).
Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Сумма, млн. руб. |
67,8 |
- |
589,5 |
0,13 |
53,2 |
Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.
Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.
Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.
Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:
будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;
позволит рассчитать такой срок реструктуризации, который минимизирует потери бюджета от обесценений задолженности;
предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;
усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.
Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).
Таблица 2 – Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
- несовершенство налоговой системы, в том числе несовершенство налогового законодательства; |
- недостатков в системе управления предприятием; |
- изменчивость политического курса правительства, а так же региональных и местных органов власти; |
- отсутствие развитой системы информационного обеспечения; |
- жесткие требования, предъявляемые к предприятиям в процессе реструктуризации задолженности; |
- нежелание руководителей добросовестно исполнять обязанности по реструктуризации, надеясь на уступки; |
- отсутствие анализа финансовой устойчивости предприятий при реструктуризации налоговой задолженности. |
- ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии. |
Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.
Библиографический список:
1. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 166 с.
2. Маркелова, С.В. Направления государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / С.В. Маркелова // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы V Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. - С. 109-110.
3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. - С. 70-78.
4. Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». - Москва, 2009. – С. 786-794.
5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. - С. 61-66.