РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Гаджиева П.Г. 1, Гусейнова Э.Ю. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня учителя обществоведческих наук обеспокоены содержанием образования в рамках внедрения ФГОС на различных ступенях российской школы. Перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

В Концепции модернизации российского образования говорится:

«Образовательная политика — важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры». В этой цитате сформулированы основные цели и задачи образования России XXI века. Ключевыми здесь являются слова «личность», «развитие», «гуманизация», «культура». Развитие личности, как и развитие общества в целом, невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.

Целями и задачами образования является не только обеспечение грамотного преподавания учебных дисциплин, но и подготовка нового гражданина к взрослой жизни. Обществоведческие науки вносят свой особый специфический вклад в формирование гражданского мировоззрения учащихся. Например, в новых ФГОС ставятся следующие предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки»:

«В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXIв. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.»

Начало XXIв. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.»

В данной работе, с учетом вышеуказанных задач, будет сделан акцент на тех качествах, которыми должен обладать современный учитель обществознания.

Первое требование к современному учителю — наличие педагогических способностей. Исследования последних лет выявили «ведущие» способности: педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские. Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но педагогическая профессия стала массовой.

Где взять столько одаренных педагогов?

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством.

Педагогика — это всегда труд. Поэтому, следующим требованием к учителю мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. По роду своей деятельности учитель вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, что педагог был справедлив со всеми. Важнейшим условием успешной работы учителя является требовательность к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Основным средством реализации является, конечно, урок. Дать качественный урок - дело сложное. Это зависит от ряда традиционных факторов: понимание и выполнение учителем современных требований к уроку, которые определяются социальным заказом; целей, а также образовательных, воспитательных и развивающих задач; закономерностей и принципов учебного процесса; ориентации обучения на национальные ценности, ценности исторического образования и публичного воспитания; нацеленность уроков истории на овладение учащимися языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на воспитание целостной картины мира и формирование системы мышления; рационального баланса в содержании урока компонентов мировой, государственной, региональной и локальной истории; всесторонней оценки исторических факторов, предполагающей знакомство учащихся с различными точками зрения на одно и то же событие либо явление, и создание условий для формирования у учащихся своей, мотивированной точки зрения; обучения учащихся приемам, формулирующим критическое отношение к источникам информации, и способность работать с ними без помощи других, делая собственные выводы; творческой, эмоциональной атмосферы, основанной на энтузиазм учащихся к содержанию урока и видам учебной работы. Образность, яркость фактов – обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности учащихся

При освещении исторических событий нужно употреблять весь арсенал образно - эмоциональных средств, помня о том, что лишняя эмоциональность подавляет рациональное, рассудочное, препятствуя познанию исторических закономерностей, пониманию смысла обществознания. Напротив, недостаточное эмоциональное действие рождает определенное упрощенчество, излишнюю социологию обществоведческого процесса. Рациональное внедрение всего арсенала образно - эмоциональных средств - характерная черта качественного урока. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе исследования нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учесть при этом личные особенности каждого учащегося, сильнейшие и слабые стороны в их знаниях и навыках - также одна из более принципиальных, характерных черт качественного урока. Установление осознаваемых учащимися внутрипредметных и межпредметных связей в обучении - тоже черта качественного урока обществознания.

Учитель располагает довольно огромным выбором форм, способов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Принципиально лишь учесть при этом возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности и постоянно поддерживать их энтузиазм к выявлению этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из остальных учебных предметов, имея в виду, чтоб остальные дополнительные сведения не перегружали уроки и «не заслоняли» содержание учебного материала по обществознанию. С учетом этого, общие требования к качественному, современному уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Еще одной важной стороной качественного выполнения образовательных задач на уроках истории является инновационная информационно- методическая работа и правовая работа учителя истории. Технологии и процессы глобализации влияют на нас и изменяют нашу жизнь. Одним из первых принимает инновационный вызов именно учитель, так как именно он воспитывает и учит "людей будущего". Объединять традиции и инновации, когда обучает и когда учится сам.

Тина Барсегян в статье «Тренды, которые определяют будущее преподавания и обучения» выделила следующее:

1. Сотрудничество. Совместная работа над проектами, распространения опыта и инновационных идей.

2. Техничность. Поиск интерактивных средств для привлечения внимания учащихся.

3. Смешанность. Сочетание традиционных методов обучения с компьютерными технологиями.

Одну из форм такой работы выделяет Шелли Тиррелл , называется она "Вирусный педагог». Это то, что касается или связано с распространением информации от человека к человеку, особенно в Интернете или в сообщениях электронной почты, становится очень популярными, быстро циркулируя от человека к человеку, особенно в интернете. «Вирусный педагог» наблюдает и слушает, фокусируется на собственной аудитории.

Учитель сегодня важен как никогда ранее, он является дизайнером обучающей среды, обучая глобально и креативно. На смену технологическому планированию приходит обучающий дизайн. Задумайтесь над вопросом: кто в классе сейчас работает больше всего? Учитель или ученик. Сегодня ответ - учитель, а должно быть - ученик. Учитель XXI века - это лидер, который трансформирует общество через обучение самого, что у нас есть - наших детей. Учитывая растущий импульс этим тенденциям и требованию времени, что это значит для учеников, учителей, школы и образовательного сообщества в целом?:– Учителя и ученики: отношения меняются, так как они учатся друг у друга.

– Роль учителя-владельца информации изменяется на роль учителя- координатора учебной деятельности

– Учитель находит различные способы использования учебного времени.

– Ученики и учителя находят способы, чтобы участвовать в дискуссиях в Интернете.

– Различные подходы к обучению, которые используются на уроке.

Все эти навыки, умения, подходы и технологии позволят учителю Обществознания реализовать требования ФГОС и оставаться современным, конкурентноспособным, успешным в своей профессии.

Литература:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы

2. ФГОС среднего (полного) общего образования

3. ФГОС основного общего образования

4. К вопросу об имидже современного педагога. Л. Г. Попова, журнал «Завуч начальной школы» № 3, 2009

5. Учитель XXI века, материалы конференции Интел, Москва, 2012

6. Барсегян Тина, «Тренды, которые определяют будущее преподавания и обучения» , 2011.

Просмотров работы: 1316