Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.
Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.
В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем
Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества
Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.
Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.
К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.
5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.
Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.
1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.
Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.
Первые учебники:
1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского
2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.
3.«Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков , С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925)
4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков
5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)
В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса.
ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.
Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы.
Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения»
Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран»
Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.
Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.
3 года – экспериментальное преподавание курса.
В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний»
Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)
Содержание курса
Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения
Социализм первая фаза коммунистического общества
КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества
Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм
XX век — век торжества коммунизма
Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию
Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:
межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;
изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;
индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;
подготовка учащихся к жизни;
активизация общественно-политической деятельности учащихся;
тематическое планирование в курсе обществоведения;
теоретические конференции;
С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности
Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.
Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.
В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.
Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории
В 70-х гг. была разработана методическая система
В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах:
Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения
Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму
Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации
Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества
Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.
В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия
«Каким должен быть учебник обществоведения?»
Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.
нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения
отражение основных задач «перестройки»
курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека
проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса
были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи
было запланировано время для семинарских и практических занятий
разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет.
Выдвигались новые задачи для учителей:
1.Отход от догматических методик
2.Отказаться от авторитарности
3.Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности
4.Использование собственного опыта учащихся
В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение». Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки»
Поддержку учителей получили следующие положения:
поворот курса к проблемам человека
акцент на личностный аспект обществоведения
усиление связи курса с жизнью
усиление направленности на выработку умений
ориентация на перестройку учебного процесса
Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение»
В 1988 г. началась разработка взамен 3 обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно
На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов
Название курса — «Человек и общество».
Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.
Высказывались идеи:
выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью
необходима нацеленность школы на человека
учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес
новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения
предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам
в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.
компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся
Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»:
обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию
в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию
В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы.
Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей.
На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.
Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов
С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.
В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению.
Подготовлены методические пособия для учителей школы.
Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»
К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
Литература:
1. Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». История и обществознание в школе, 2000. №3
2.Конституция СССР 1936 г.
3.Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие.
4.Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
5.Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.