ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гимбатова Х.М. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших западноевропейских коллег еще в 50-е годы XX в. и лишь в конце XX столетия стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной системе образования. Педагогические нововведения затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. В первую очередь они стали ассоциироваться с различными формами интерактивного обучения. На сегодняшний момент доказано, что доминирование исключительно интерактивных методов обучения и разновариантных форм активного образования так же вредно для отечественной системы правового обучения, как и полное их отсутствие.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь диагностируемого результата правовой обученности.

Обратим внимание на то, что модернизация отечественного образования, обозначавшая, в первую очередь, особую роль правового обучения, показала серьезные противоречия между потребностью в развитии каждой школы и неумением педагогов ее реализовать. В период нововведений в области правового обучения и воспитания происходили качественные изменения: переход системы из одного состояния в другое. Однако, внедряя правоведческие курсы, мы не всегда способствуем прогрессивному развитию школы. Есть правило, о котором следует помнить педагогу: прогрессивно только то, что эффективно! Если новые юридические курсы не играют эффективной роли в повышении правовой культуры личности (это можно диагностировать с помощью специальной методики), их не следует рассматривать как прогрессивные.

Нововведения в области правового образования могут рассматриваться как в контексте одного образовательного учреждения, так и в масштабе всей страны, когда на федеральном уровне реализуются идеи определенной концепции в этой сфере. Анализ огромного количества инноваций в школьной системе обучения праву позволяет выделить отдельные их типы:

1.Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательном учреждении апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.

2.Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.

3.Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются новые должности (имеется в виду те, которые ранее не были в школе): замдиректора по правовому воспитанию, замдиректора по научно-методической работе и другие. Изменяется система методической работы педагогов. Предположим, они объединяются в методические секции или цикловые кафедры, выбирают тему проведения определенного исследования, осуществляют общее руководство исследовательской деятельностью обучаемых.

4. Инновации в воспитательной работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.

Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Применительно к процессу обучения праву это можно объяснить так. Внедряя отдельный правовой курс, например в девятом классе, учитель осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер и пока не связаны с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет время, и данные изменения несомненно повлекут за собой комплекс других: так появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и проч. Здесь можно уже говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И наконец возникает насущная потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление школой. Речь идет о системных инновациях. Последние были ярко выражены при создании в конце XX столетия образовательных учреждений с инновационной моделью развития, где осуществлялась дифференциация профильного характера. В школах появились юридические классы.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Они становятся весьма результативными в школах и образовательных учреждениях нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии. Новизна в правовом образовании носит относительный характер. Зачастую те методические приемы, которые предлагают специалисты современному учителю права вовсе не являются новыми. Это могут быть хорошо забытые педагогические методики, которые использовались в прошлом; те, что используются сейчас, но в системе обучения другим наукам; а также те, что необычны для российского образования, но заимствованы нашими коллегами путем изучения ретроспективы и современного состояния обучения за рубежом.

Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Внедряя отдельный правовой курс, например, в 9 классе, учитель осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер и не связаны с другими нововведениями в школе. Однако пройдет время и данные изменения, несомненно, повлекут за собой комплекс других: так появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и др. Здесь можно уже говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И наконец, возникает насущная потребность изменить всю систему: правовое воспитание, правовые технологии, управление и др. Речь идет о системных инновациях. (Школы с юридическими классами.) В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Например, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС - формулы. ПОПС - формула используется при организации споров, дискуссий. Её суть заключается в следующем. Ученик высказывает:

П-позицию(объясняет, в чем заключается его точка зрения. «Я считаю, что…)

О-обоснование(не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что…»)

П-пример ( при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи

обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…)

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В этой связи…»)

Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Определенную популярность в правовом образовании имеет так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения «мозгового штурма». Необходимо:

- четко сформулировать правовую проблему для обсуждения. Например: « Как снизить уровень преступности?».

- подготовить лист ватмана, фломастеры для записи всех предложений по решению проблемы;

- выбрать ведущего для проведения «мозгового штурма»;

- дать каждому возможность свободно высказать любые предложения, в том числе смешные и фантастические (нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди кратко и четко);

- все предложения записываются на бумаге;

- не проводить «мозговой штурм» более 10-15 минут.

На следующем этапе обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при обсуждении вопросов: «Каждый участник имеет право высказаться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к учителю или к источникам дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное.» На формирование правовой активности личности большое влияние оказывают учебные игры. Практика показывает, что игра, будучи близкой, интересной сферой деятельности детей, перенесенная в образовательный процесс, может нести в себе огромный обучающий и воспитательный потенциал.

Правовые учебные игры, используемые в практике, можно разделить на:

- дидактические игры и игровые элементы;

- имитационные игры и игровые элементы;

- сюжетно-ролевые игры;

- деловые игры;

- иллюстративные игры.

Учитель должен детально продумать ход игры. При возникновении проблем в процессе самой игры именно он, как её организатор, должен показать, как лучше выйти из сложившегося противоречия. Учитель может сам выполнять определенную игровую роль, тогда его советы с позиции героя станут более понятными детям. При проведении игры педагог должен следить за тем, чтобы дети усваивали правовой материал, правильно применяли знания. В случае ошибок он должен их исправлять, закреплять правильную модель поведения.

Таким образом, альтернативные технологии правового обучения способствуют формированию правовой активности и школьников, и учителей, которые в процессе познания права приобретают умения и навыки правового поведения в реальной жизни.

Литература.

1.Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. -№ 5.

2.Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. 2008. - № 1.

3.Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2011 - № 1.

4.Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой // Директор школы. - 2010 - № 3.

5.Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2009 .№ 1.

Просмотров работы: 1699