Цели занятий по физике с дошкольниками:
образовательные:
- расширение возможностей, получение первичного опыта взаимодействия с разными материаламии изучение их свойствам, с природнымиявлениями, процессами;
- наблюдение за опытами, проводимыми взрослыми, их обсуждение и первое самостоятельное проведение посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
развивающие:
- расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса, исследовательской культуры.
воспитательные:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к познанию окружающего мира.
Данный фрагмент тематического плана разработан для детей дошкольного возраста. Опыты могут проводить родители вместе со своими детьми дома или воспитатели в детском саду с дошкольниками. В таблицу внесены опыты из различных разделов физики, которые смогут заинтересовать детей. Для изучения элементов физики ребятам этого возраста посвящены различные сайты и книги, например, сайты «Карапузоведение»[2], «Физика для малышей» [5], книги «Физика в ванне» [4], «Чем себя занять» [1] и другие.
Таблица 1 - Фрагмент тематического плана учебных занятий по физике
с дошкольниками
№ |
Тема |
Оборудование |
Время, мин. |
1 |
Рычаг и простые механизмы |
Длинная линейка, два бруска, предметы различной массы |
15 |
2 |
Зеркала и линзы |
Зеркала, свеча, зашифрованный текст на листе бумаге. |
10 |
3 |
Электростатика
|
Пластиковая палочка, бумага, конфетти, вата, фольга, пенопласт, разноцветные пластиковые яйца, шарик. |
20 |
4 |
Цвет |
Разноцветный волчок, картонный «Цветоешка», разноцветные шарики из пластилина. |
20 |
5 |
Песок |
Лупа, бусина, высокий сосуд, песок. |
25 |
Содержание занятий
Рис. 1. |
Вопросы: Что такое рычаг?
Ответ: Рычаг - простейшее механическое устройство, представляющее собой твердое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры.
Демонстрация:
Рис. 2. |
Что произойдёт, если на одну сторону весов поставить две баночки гуаши?
Рис. 3. |
Будет ли удобно кушать ложкой без ручки? Давайте попробуем!
А где рычаг встречается нам в жизни кроме весов? (Лопатка, ложка).
Следующим простым механизмом будетнаклонная поверхность.Как обычная горка, а тоже механизм. Ведь затащить или закатить груз по наклонной поверхности гораздо легче, чем просто поднять.
«Зеркала и линзы»
Вопросы: Что такое зеркало? Для чего нужно? Кого мы видим в зеркале, когда смотрим в него?
Ответ: Зеркало - гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения).
Рис.4. |
Давайте отразимразные предметы в зеркале. Например, горящую свечу. Красиво свечка отражается?
А можно получить 2 отражения свечи? Конечно, если у нас есть второе зеркало. А четыре? А восемь? А бесконечно много отражений свечки?Проверим!
Рис. 5. |
А еще зеркала позволяют зашифровывать текст! Леонардо да Винчи именно так свои научные труды и зашифровывал. И зеркало же позволяет этот шифр расшифровать! Очень увлекательно. И хотя понятно, отчего и почему так получается, а всё равно - волшебство!
Рис. 6. |
Объяснение: Разберёмся в физике процесса. Отразим свечу не в зеркале, а в куске стекла. Снова видим отражение. Но теперь мы смогли заглянуть ЗА стекло. И не только заглянуть, но и узнать, на каком расстоянии от стекла-зеркала находится отражение. Для этого мы берём еще одну незажжённую свечку и помещаем её за стеклом, то есть на стороне отражения. Двигая её, мы добьёмся совмещения свечки с отражением. И тогда она тоже загорится. По крайней мере, мы так видели. А ещё, измерив расстояние от горящей свечи до зеркала и от зеркала до горящей понарошку свечи, мы узнаем, что эти расстояния равны. Значит, отражение за зеркалом находится на таком же расстоянии от зеркала, как предмет перед ним. И с буквами также. Отражаем мы буквы «МА», получаем «АМ», потому что «М» дальше от зеркала, и его отражение будет дальше, «А» ближе к зеркалу и отражение будет ближе. Вот вам и магия «зеркальной симметрии».
«Электростатика»
Вопросы: Что такое электростатика?А что такое электричество? Что такое электрические заряды? Почему они неподвижные?
Рис. 7. |
Демонстрация: Давайте разберёмся, что же такое электрическиезаряды и почему они неподвижны. Для этого проведём опыт. Натрём пластиковую палочку бумагой и приблизим её к кусочкам конфетти.
Что получается? Бумажки прилипли к палочке и, как говорят в этом случае, они притянулись. А что их притянуло? Палочка. А раньше, почему не притягивала? Только после того, как потёрли её о бумагу, она стала притягивать. Может, это бумага такая волшебная? Давайте ещё обо что-нибудь потрём? Потёрли о рубашки, штаны, волосы - эффект тот же. Палочка после трения начинает бумажки притягивать.
А она только бумажки притягивает? Попробовали поэкспериментировать с ватой, фольгой, пенопластом. Их тоже притягивает!
Объяснение: Берём несколько пластиковых яиц двух цветов - зелёный и красный. Соберём из них такие комплекты, чтобы половина была зелёная, а половина красная.
Все вещества состоят из маленьких частиц - атомов. А каждый атом состоит из 2 частей - положительной (ставим на красном «+») и отрицательной (ставим на зелёном «-»). А вместе они нейтральны, то есть ни на что не реагируют. Когда мы трём палочку, сверху, от поверхности, у неё отрываются маленькие зелёные «-». Мы их даже не видим, такие они маленькие. Но, когда их оторвётся много, палочка при приближении её к другим телам, пытается оторвать эти зелёные «-» у них. Те, конечно, не отдают.Вот они и слипаются друг с другом, перетягивая зелёные «-» друг у друга.
Рис. 8. |
«Цвет»
Вопросы: Какие вы знаете цвета? А откуда они берутся?
Ответ: (высказывания детей).
Рис. 9. |
Рис. 10. |
Объяснение:Чтобы разобраться «почему», поиграем с Цветоешкой. Ест он разноцветных Светиков - малюсеньких частичек, которые сделаны из пластилина. Попробуем покормить Цветоешку разноцветными шариками из пластилина. Одни он съедал, другие выплёвывал, отражал. И белый слюнявчик становился именно того цвета, какие светики он отразил, выплюнул.Так и с обычными предметами: одни цвета они съедают, поглощают, а другие выплёвывают, отражают. Так и с красками. Красная краска всех светиков поглотила, кроме красных. Синяя краска поглотила всех светиков, кроме синих. Когда светиков смешали, то проглоченными оказались все цвета. А это чёрный.
«Песок»
Занятие начинается с рассмотрения песчинок в лупу.
Вопросы: Почему они разные: разной формы, разного цвета?
Рис. 11. |
Демонстрация: Положим тяжелый шарик на дно высокого сосуда и заполним сосуд песком сверху. Как достать шарик, не залезая в песок руками?
Объяснение:Всё очень просто. Берём сосуд и несколько раз его сильно встряхиваем вверх-вниз. В конце концов шарик появится из песка. А почему?Шарик больше и тяжелее. Когда мы встряхиваем сосуд, шарик вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, а потом вниз, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него. И шарик упав, оказывается чуть выше, чем был. И так раз за разом он поднимается всё выше, пока не достигнет поверхности [].
Дети в дошкольном возрасте активно познают мир, их интересует всё, что происходит вокруг. Для того, чтобы развить эту тягу к познаниям у дошкольников, родителям и воспитателям нужно демонстрировать простейшие физические явления и процессы, проводить занимательные опыты, исследования, объяснять их смысл. Дети смогут принимать активное участие в обсуждении проделанного [3].
Список литературы
1. Бомар. Чем себя занять. Вып. 1: Простейшие опыты по физике. - М.: Юный ленинец, 1965. - 48 с.
2. Карапузоведение. URL: http://www.karapuzovedenie.com/2012/10/zanimatelnaya-fizika-dla-samych-malenkih.html (дата обращения - 16.11.2014 г.)
3. Креативная физика для детей и их родителей. URL: http://mariun.ru/category/moi-zanyatiya/ (дата обращения - 16.11.2014 г.).
4. Рачлис Х. Физика в ванне: Пер. с англ. - М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1986. - 96 с.
5. Физика для малышей. URL: http://ten2x5.narod.ru/klass/sikoruk.htm (дата обращения - 16.11.2014 г.).