ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тихонова М.М. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ребенок-дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и прочего. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка.Зачастую житейский опыт негативно влияет на формирование понятий, например, таких как масса, температура и другие. Дошкольника нужно учить физике. При подготовке воспитателей их не учат, как раскрывать содержание естественных наук, демонстрировать опыты. Для этого существуют фрагменты рабочей программы по физике, которые помогут воспитателям и родителям объяснить и показать увлекательную физику детям.

Цели занятий по физике с дошкольниками:

образовательные:

- расширение возможностей, получение первичного опыта взаимодействия с разными материаламии изучение их свойствам, с природнымиявлениями, процессами;

- наблюдение за опытами, проводимыми взрослыми, их обсуждение и первое самостоятельное проведение посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.

развивающие:

- расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса, исследовательской культуры.

воспитательные:

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к познанию окружающего мира.

Данный фрагмент тематического плана разработан для детей дошкольного возраста. Опыты могут проводить родители вместе со своими детьми дома или воспитатели в детском саду с дошкольниками. В таблицу внесены опыты из различных разделов физики, которые смогут заинтересовать детей. Для изучения элементов физики ребятам этого возраста посвящены различные сайты и книги, например, сайты «Карапузоведение»[2], «Физика для малышей» [5], книги «Физика в ванне» [4], «Чем себя занять» [1] и другие.

Таблица 1 - Фрагмент тематического плана учебных занятий по физике

с дошкольниками

Тема

Оборудование

Время,

мин.

1

Рычаг и простые механизмы

Длинная линейка, два  бруска, предметы различной массы

15

2

Зеркала и линзы

Зеркала, свеча, зашифрованный текст на листе бумаге.

10

3

Электростатика

 

Пластиковая палочка, бумага,  конфетти, вата, фольга, пенопласт, разноцветные пластиковые яйца, шарик.

20

4

Цвет

Разноцветный волчок, картонный «Цветоешка», разноцветные шарики из пластилина.

20

5

Песок

Лупа, бусина, высокий сосуд, песок.

25

 

Содержание занятий

 

 

Рис. 1.

«Рычаг и простые механизмы»

Вопросы: Что такое рычаг?

Ответ: Рычаг - простейшее механическое устройство, представляющее собой твердое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры. 

Демонстрация:

 

 

Рис. 2.

Создадим с помощью линейки и бруска самодельные рычажные весы. Возьмём два предмета, например, две баночки гуаши. Поставим на весы, увидим, что они одинаковой массы.

Что произойдёт, если на одну сторону весов поставить две баночки гуаши?

 

 

Рис. 3.

Объяснение: Можно ли большой груз уравновесить маленькой силой? Только если сместить точку опоры в сторону более тяжёлого предмета.

Будет ли удобно кушать ложкой без ручки? Давайте попробуем!

А где рычаг встречается нам в жизни кроме весов? (Лопатка, ложка).

Следующим простым механизмом будетнаклонная поверхность.Как обычная горка, а тоже механизм. Ведь затащить или закатить груз по наклонной поверхности гораздо легче, чем просто поднять.

«Зеркала и линзы»

Вопросы: Что такое зеркало? Для чего нужно? Кого мы видим в зеркале, когда смотрим в него?

Ответ: Зеркало - гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения).

 

 

Рис.4.

Демонстрация: Давайте выясним, кого же мы видим в зеркале. Поднимем правую руку.А отражение поднимаеткакую руку? Левую! Закроем левый глаз, а изображение подмигивает каким? Правым! Зеркало нас обманывает?

Давайте отразимразные предметы в зеркале. Например, горящую свечу. Красиво свечка отражается?

А можно получить 2 отражения свечи? Конечно, если у нас есть второе зеркало. А четыре? А восемь? А бесконечно много отражений свечки?Проверим!

 

 

Рис. 5.

А если два зеркала расположить параллельно друг другу, а свечку поставить между ними, то в отражении мы увидим бесконечный коридор свечей!

А еще зеркала позволяют зашифровывать текст! Леонардо да Винчи именно так свои научные труды и зашифровывал. И зеркало же позволяет этот шифр расшифровать! Очень увлекательно. И хотя понятно, отчего и почему так получается, а всё равно - волшебство!

 

 

Рис. 6.

Напишите слово или букву на листе, смотря при этом в зеркало. Что у вас получилось?

Объяснение: Разберёмся в физике процесса. Отразим свечу не в зеркале, а в куске стекла. Снова видим отражение. Но теперь мы смогли заглянуть ЗА стекло. И не только заглянуть, но и узнать, на каком расстоянии от стекла-зеркала находится отражение. Для этого мы берём еще одну незажжённую свечку и помещаем её за стеклом, то есть на стороне отражения. Двигая её, мы добьёмся совмещения свечки с отражением. И тогда она тоже загорится. По крайней мере, мы так видели. А ещё, измерив расстояние от горящей свечи до зеркала и от зеркала до горящей понарошку свечи,  мы узнаем, что эти расстояния равны. Значит, отражение за зеркалом находится на таком же расстоянии от зеркала, как предмет перед ним. И с буквами также. Отражаем мы буквы «МА», получаем «АМ», потому что «М» дальше от зеркала, и его отражение будет дальше, «А» ближе к зеркалу и отражение будет ближе. Вот вам и магия «зеркальной  симметрии».

«Электростатика»

Вопросы: Что такое электростатика?А что такое электричество? Что такое электрические заряды? Почему они неподвижные?

 

 

Рис. 7.

Ответ: Электростатика - раздел учения об электричестве, изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов.

Демонстрация: Давайте разберёмся, что же такое электрическиезаряды и почему они неподвижны. Для этого проведём опыт. Натрём пластиковую палочку бумагой и приблизим её к кусочкам конфетти.

Что получается? Бумажки прилипли к палочке и, как говорят в этом случае, они притянулись. А что их притянуло? Палочка. А раньше, почему не притягивала? Только после того, как потёрли её о бумагу, она стала притягивать. Может, это бумага такая волшебная? Давайте ещё обо что-нибудь потрём? Потёрли о рубашки, штаны, волосы - эффект тот же. Палочка после трения начинает бумажки притягивать.

А она только бумажки притягивает? Попробовали поэкспериментировать с ватой, фольгой, пенопластом. Их тоже притягивает!

Объяснение: Берём несколько пластиковых яиц двух цветов - зелёный и красный. Соберём из них такие комплекты, чтобы половина была зелёная, а половина красная.

Все вещества состоят из маленьких частиц - атомов. А каждый атом состоит из 2 частей - положительной (ставим на красном «+») и отрицательной (ставим на зелёном «-»). А вместе они нейтральны, то есть ни на что не реагируют. Когда мы трём палочку, сверху, от поверхности, у неё отрываются маленькие зелёные «-». Мы их даже не видим, такие они маленькие. Но, когда их оторвётся много, палочка при приближении её к другим телам, пытается оторвать эти зелёные «-» у них. Те, конечно, не отдают.Вот они и слипаются друг с другом, перетягивая зелёные «-» друг у друга.

 

 

Рис. 8.

Можно вместо палочки шарик потереть - на-эле-ктри-зо-вать. Он тоже будет кусочки бумажки притягивать.

«Цвет»

Вопросы: Какие вы знаете цвета? А откуда они берутся?

Ответ: (высказывания детей).

 

 

Рис. 9.

Демонстрация: Посмотрим опыт с волшебным волчком. Он раскрашен в три цвета: красный, синий и желтый, а при вращении смотрелся как белый! Выяснили, что это цвета на скорости смешиваются.

 

Рис. 10.

Попробуем сами смешать цвета так, чтобы получился белый. Покрасили воду в баночках в синий, красный и желтыйцвет, а потом всё смешали.Только цвет у нас получился не белый, а чёрный! Почему?

Объяснение:Чтобы разобраться «почему», поиграем с Цветоешкой. Ест он разноцветных Светиков - малюсеньких частичек, которые сделаны из пластилина. Попробуем покормить Цветоешку разноцветными шариками из пластилина. Одни он съедал, другие выплёвывал, отражал. И белый слюнявчик становился именно того цвета, какие светики он отразил, выплюнул.Так и с обычными предметами: одни цвета они съедают, поглощают, а другие выплёвывают, отражают. Так и с красками. Красная краска всех светиков поглотила, кроме красных. Синяя краска поглотила всех светиков, кроме синих. Когда светиков смешали, то проглоченными оказались все цвета. А это чёрный.

«Песок»

Занятие начинается с рассмотрения песчинок в лупу.

Вопросы: Почему они разные: разной формы, разного цвета?

 

 

Рис. 11.

Ответ: Песчинки же из камней получились, когда камень вода, ветер и солнце за много-много лет ихразрушили. Камни все разные, вот и песчинки разные получились, разноцветные.

Демонстрация: Положим тяжелый шарик на дно высокого сосуда и заполним сосуд песком сверху. Как достать шарик, не залезая в песок руками?

Объяснение:Всё очень просто. Берём сосуд и несколько раз его сильно встряхиваем вверх-вниз. В конце концов шарик появится из песка. А почему?Шарик больше и тяжелее. Когда мы встряхиваем сосуд, шарик вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, а потом вниз, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него. И шарик упав, оказывается чуть выше, чем был. И так раз за разом он поднимается всё выше, пока не достигнет поверхности [].

Дети в дошкольном возрасте активно познают мир, их интересует всё, что происходит вокруг. Для того, чтобы развить эту тягу к познаниям у дошкольников, родителям и воспитателям нужно демонстрировать простейшие физические явления и процессы, проводить занимательные опыты, исследования, объяснять их смысл. Дети смогут принимать активное участие в обсуждении проделанного [3].

Список литературы

1.       Бомар. Чем себя занять. Вып. 1: Простейшие опыты по физике. - М.: Юный ленинец, 1965. - 48 с.

2.       Карапузоведение. URL: http://www.karapuzovedenie.com/2012/10/zani­matelnaya-fizika-dla-samych-malenkih.html (дата обращения - 16.11.2014 г.)

3.       Креативная физика для детей и их родителей. URL: http://mariun.ru/­category/moi-zanyatiya/ (дата обращения - 16.11.2014 г.).

4.       Рачлис Х. Физика в ванне: Пер. с англ. - М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1986. - 96 с.

5.       Физика для малышей. URL: http://ten2x5.narod.ru/klass/sikoruk.htm (дата обращения - 16.11.2014 г.).

 

 

 

 

Просмотров работы: 1929