ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СООБРАЗИЛИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СООБРАЗИЛИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кастусева Т.Д. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта

Путешествие в страну сообразилию

Срок выполнения

Сентябрь-ноябрь

Цель

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок

Задачи

1.                   Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста

2.                  Проанализировать предметно-развивающую среду группы

3.                  Пополнить игротеку группы играми-головоломками

4.                  Составить рабочую тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с включением игр-головоломок

5.                  Развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение

Участники

Преподаватель, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, студент-практикант, дети, родители

Презентация проекта

Презентация «Путешествие в страну Сообразилию» для детей и родителей дошкольного образовательного учреждения;

Ожидаемые результаты

1. Рабочая тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с играми-головоломками.

2. Повышение интереса у дошкольников к играм-головоломкам.

3. Пополнение игротеки группы играми-головоломками «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.

Составитель

Преподаватель Хлупина Н.О.

Студентка Кастусева Т.Д.

 


Актуальность проекта

 

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев основными логическими операциями, ребенок успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У детей высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость.

Цель проекта: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок

Задачи проекта:

1.                  изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста;

2.                  проанализировать предметно-развивающую среду группы;

3.                  пополнить игротеку группы играми-головоломками;

4.                  составить рабочую тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с включением игр-головоломок;

5.                  развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.


Реализация проекта осуществляется в три этапа

№ п\п

Название мероприятия (тема), форма проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственный

I этап - подготовительный

 

 

 

1. 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста

сентябрь

Преподаватель, старший воспитатель, воспитатели, студент-практикант

Старший воспитатель

2. 

Консультация для родителей «Использование игр-головоломок «Танграм» для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Преподаватель, воспитатели, родители

Воспитатели, студент-практикант

3. 

Диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Преподаватель, воспитатели, педагог-психолог, дети, родители

Педагог-психолог

II этап - основной

октябрь

 

 

4. 

Игры-головоломки, направленные на решение конструктивных задач «Занимательные кубики»  (составление объёмных фигур из кубиков «Куб-хамелеон», «Уголки»)

Воспитатели, дети

Воспитатели, студент-практикант

5. 

Игры «шнурковые» «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его

Воспитатели, дети

Воспитатели, студент-практикант

6. 

Головоломки, направленные на решение геометрических задач «Игры с палочками»

Воспитатели, дети

Воспитатели, студент-практикант

7. 

Игры «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо»

Воспитатели, дети

Воспитатели, студент-практикант

8. 

Родительское собрание «Компьютерные игры на логику для дошкольника: за или против» в форме диспута

 

Воспитатели, старший воспитатель, родители

Воспитатели, студент-практикант

9. 

КВН «Путешествие в стану Сообразилию»

 

Воспитатели, дети, старший воспитатель, родители

Воспитатели, студент-практикант

III этап - заключительный

ноябрь

 

 

10.               

Анкетирование родителей

Родители, воспитатели

Воспитатель

11.               

Диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели, педагог-психолог, дети

Педагог-психолог

12.               

Презентация проекта

Преподаватель,старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, дети, родители

студент-практикант

 

Ожидаемые результаты

 

1.                  Рабочая тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с играми-головоломками.

2.                  Повышение интереса у дошкольников к играм-головоломкам.

3.                  Пополнение игротеки группы играми-головоломками «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.

 

Литература

 

 

  1. Игры на логику и мышление [Электронный ресурс]: Играемся //
  2. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З.А. Михайлова. - М..1990.
  3. Формирование предметно-развивающей среды [Электронный ресурс]: методическая поддержка старшего воспитателя. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования». - 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см.
  4. Чуднова, Р.П. Мишутка учится считать [Текст] / Р.П. Чуднова. - г. Орел. 1997.

 

Приложение А

Анализ

предметно-развивающей среды  группы на развитие логического мышления

 

Перечень

игр на развитие логического мышления

 


МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

ЦЕЛЬ: Формирование сенсорных представлений: форма, цвет, размер,  развитие мелкой моторики.

1)            Вкладыши плоскостные

2)            Шнуровки

3)            Кубики

4)            Пирамидки

5)            Коврики

6)            Мозаика

7)            Пазлы

8)            Матрёшки

9)            Строительные наборы

10)        Вкладыши объёмные.

ЦЕЛЬ: Развитие геометрических представлений, концентрации внимания, усидчивости, логического и образного мышления.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

1)      Коридор

2)      Змейка

3)      Кирпичики

4)      Счетовозик

5)      Чудо-соты

6)      Вкладыши Монтессори

7)      Формочки

8)      Крестики

9)      Чудо-кубик

10)  Шнур-затейник

11)  Геоконт

12)  Чудо цветик

13)  Математические корзинки

14)  Прозрачные цифры

15)  Квадраты 2-х и 4-х цветные, прозрачные

16)  Змейка

17)  Чудесный круг

18)  Три кольца

СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЦЕЛЬ:  развитие творческого и логического мышления, геометрического воображения, пространственных представлений, умения моделировать, ориентироваться в пространстве.

1)      Классический кубик Рубика

2)      Модификации кубика

3)      Змейка Рубика

4)      Тетраэдр

5)      Уникуб

6)      Геовизор

7)      Колумбово яйцо

8)      Танграм

9)      Тангос (на магните)

10)  Волшебный круг

11)   Монгольская игра

12)  Вьетнамская игра

13)  Пентамино

14)  Катамино

15)  Уголки

16)  Нанокуб

17)  Механические головоломки

18)  Эклипс

19)  Уголки (китайские шашки)

20)  Шахматы для одного

21)  Волшебный шар

22)  Судоку

23)  Твист

24)  Тантрикс

25)  Квиксо

26)  Куб

27)  Кирпичики

28)  Коридор

 



Приложение Б

Диагностика

развития мышления у детей в возрасте от 4 до 5 лет

 

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.

1. Методика «Нелепицы»

Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей  4 - 5лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

Инструкция испытуемому. Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

  • Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",
  • Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",
  • Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

 

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

 

 

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

 

3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)

 

 

 

 

 

 

 

Оценка выполнения

  • Не может подобрать ни одной пары .......................0
  • Правильно подобрал одну пару .............................. 1
  • Правильно подобрал две пары ................................ 2
  • Правильно подобрал 4 пары....................................3

 

4.      Задания на нахождение закономерностей:

 

 

5.      Простейшие умозаключения

(определяется также запас знаний ребенка, эрудиция)

 

 

 

6. Задания на установление логических связей:

 

 

 

 


Приложение В

 

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну Сообразилию»

 

Задачи:

  • поддержать интерес детей к интеллектуальной деятельности, проявления сообразительности, настойчивости, целеустремленности и смекалки;
  • развивать у детей логическое мышление;
  • воспитывать желание играть в развивающие игры;
  • доставить детям радость и удовольствие от совместной с родителями деятельности;

 

Ход:

Под музыку заставки телепередачи КВН команды входят зал.

 

Ведущий

Друзья, сегодня вы пришли

На наш веселый КВН.

Мы вам улыбку принесли,

Чтоб улыбались каждый день!

 

Ведущий

Итак, сегодня в Клубе веселых и находчивых соревнуются две команды (капитаны представляют свои команды) команда «Лунатики» и коман­да «Светлячки».

 

Команда «Лунатики»

Ходим ночью, ходим днем,

И никогда не устаем.

 

Команда «Светлячки»

Хоть свет наш слаб и мы малы,

но мы дружны и тем сильны.

 

Ведущий

А сейчас, прозвучат напутственные слова обеих команд друг другу.

 

Команда «Лунатики»

Желаем вам, желаем вам,

Чтоб лучший приз достался нам!

Обращение к команде «Светлячки»

Команда «Светлячки»

Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе!

Обращение к команде «Лунатики»)

Ведущий

Оценивать ваши знания и умения будет уважаемое жюри

Представляет членов жюри

Обе команды

Ах, жюри, жюри, жюри
Ты нас строго не жури!
А суди ты справедливо, 
Будем мы играть красиво!

Обращаясь к жюри

Ведущий

А помогать нашим командам, поддерживать их, болеть за них, будут родители.

 

Обе команды

Вы, болельщики, болейте,

Но таблетки вы не пейте.
Вы в ладоши хлопайте
И ногами топайте!

Обращаясь к болельщикам

 

Дети поют песню (муз. Ген.Гладкова)

 

Дети

Нет, мы не плачем, мы не рыдаем,

На все вопросы мыс усмешкой отвечаем,

Ведь КВН - игра, и кто тому виной,

Что мы болеем этою игрой?

Сюда пришли мы, а что бояться?

Нам так, друзья, хотелось с вами повстречаться!

А за окном пусть дождь, а за окном пусть снег,

Но в этом зале всех согреет смех!

Под музыку дети занимают свои места за столами

 

Конкурс № 1 «Стишки - загадки про цифры»

 

Ведущий

Руку поднимайте, быстро отвечайте!

А жюри сейчас попросим - баллы назначайте!

 

 

Первая загадка - команде «Лунатики»:

Сколько солнышек за тучкой,

Сколько стержней в авторучке,

Сколько у слона носов,

Сколько на руке часов,

Знает и собой гордится

Цифра-столбик... (единица)

 

Ведущий

А теперь загадка команде «Светлячки»:

Сколько месяцев в зиме,

В лете, в осени, в весне,

Сколько глаз у светофора,

Баз на поле для бейсбола,

Граней у спортивной шпаги

И полос на нашем флаге,

Что нам кто ни говори,

Знает правду цифра... (три)

 

Ведущий

Следующее стихотворение - загадка - для команды «Лунатики»

Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Лопастей у листьев клёна

И углов у бастиона.

Про все это рассказать

Нам поможет цифра...(пять)

 

Ведущий

Команда «Светлячки» слушайте загадку для вас:

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов,

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра...(семь)

 

 

Конкурс № 2 «Знатоки пословиц»

 

Ведущий

Второй конкурс называется «Знатоки пословиц». Этот конкурс мы начнем с хорошо знакомых вам русских народных пословиц, в которых содержатся математические термины, цифры и числа. Но называть по очереди известные пословицы, это было бы слишком просто и неинтересно. Я решила вас немного запутать: нужно выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных.

 

Ведущий

Пословица для команды «Лунатики»: «Один в поле...» Не воин? Воин? Командир?

 

Ведущий

А теперь отгадывает пословицу команда «Светлячки». «Первый блин всегда...» Комом? Кругом? Шаром?

 

Ведущий

Отвечает команда «Лунатики»: «Семеро одного ...» Не ждут? Ждут? Ищут?

 

Ведущий

Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы! Продолжим. Пословица для команды «Светлячки»: «Семь раз отмерь...» Один раз отрежь? Пришей? Приметай?

 

Ведущий

А теперь - для команды «Лунатики»: «За двумя зайцами погонишься...» Всех поймаешь? Ни одного не пойма­ешь? Поймаешь одного?

 

Ведущий

И последняя пословица - для ко­манды «Светлячки»: «Два сапога.,.» Пара? Непара? Обувь?

 

Ведущий

Сейчас, я предлагаю нашим командам не­много отдохнуть, ведь у нас музыкальная пауза. Послушаем частушки:

 

1-й ребенок

Я вообще-то парень умный,

Математику учу.

И не нужен мне компьютер -

Все задачи так решу!

 

2-й ребенок

Ноль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только он при всем при том

не пустое место!

 

3-й ребенок

Математика - наука -

Замечательная штука!

Будем, будем изучать

Математику на «пять»!

 

4-й ребенок

Математика - наука всех наук, - нам говорят,

А ведь в жизни нам науки

Никогда не повредят!

 

5-й ребенок

В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно вместе с нами

Математику познать!

 

 

Конкурс № 3 «Геометрические фигуры»

 

Ведущий

В этом конкурсе две занимательные задачи, над которыми будут думать обе команды. Выиграет в этом конкурсе та команда, которая быстрее справится с задачами.

 

 

Задание 1. Каждой команде дается один лист ватмана, на котором нарисованы четыре геометрические фигуры, и по одному цветному маркеру - каждому участ­нику. Звучит музыка, дети рисуют, создавая тот или иной образ на основе геометрических фигур.

 

 

Задание 2. Найди и покажи на чертеже пять треугольников и один четырехугольник.

 

Ведущий

А сейчас, я предлагаю обеим командам поиграть в игру «Замри». Раз, два, три, замри!

 

Воспитатель показывает детям карточки, на которых схемы поз человека.

По команде «Замри» - дети должны замереть в той позе,

 которую показывает схема. Например, схема человека с расставленными в стороны руками и, стоящим на левой ноге. Правая нога приподнята.

 

Конкурс № 4 «Занимательные задачи», «Игра с цифрами»

Проводит Муза математики

 

Под музыку выходит Муза математики и приветствует детей.

Муза математики

Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые,

здравствуйте уважаемое жюри.

Обращается к командам

Муза математики

Ребята, я - Муза точной математики, пришла на ваш веселый КВН.

Мои задачки будете решать?

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет. (4)

(5-1 =4)

 

Муза математики

К богатой кошке гость пришел -

Известный в городе козел

С женой седой и строгой

Козою длиннорогой.

Петух явился боевой.

За петухом - наседка,

И в мягкой шапке пуховой

Пришла свинья - соседка.

Пересчитай скорей

Всех кошкиных гостей! (5)

(1+1+1+1+1=5)

 

Муза математики

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки:

Рядом с мартышкой -

Плюшевый мишка,

Вместе с лисой - зайка косой,

Следом за ним - еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка? (6)

(1+1+1+1+1+1=6)

 

Муза математики

Дядя Ежик в сад зашел,

Десять спелых груш нашел.

Три из них он дал ежатам,

Остальные же - зайчатам.

Сколько груш получили зайчата?

Ежик по грибы пошел-

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзину,

Остальные же на спину.

Сколько рыжиков возьмешь

На своих иголках, еж? (2)

(10-8=2)

 

Муза математики

Пять мышат в траве шуршат,

Три забрались под ушат.

Два мышонка спят под елкой.

Сосчитать мышей недолго? (10)

(5+3+2)=10

 

Муза математики

Мы - большущая семья,

Самый младший - это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Подсчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

(1+1+1+1+1+1+1+1)=8

 

Муза математики

Решили задачи вы быстро,

Теперь давайте сыграем в цифры.

 

Проводится игра с цифрами.

Пока звучит музыка, дети веселятся, прыгают. Как только музыка перестает звучать: ведущий поднимает карточку с цифрой. Цифра показывает по столько человек дети должны объединиться, взяться за рук.

Ведущий

Давайте отдохнем.

 

 

Ритмический танец «Разноцветная игра»

муз. В. Савельева

Дети танцуют

 

Конкурс № 5 - для капитанов команд

 

Ведущий

Подвижная игра «Капитан, распутай ниточку».

 

Капитаны отворачиваются.

Игроки команды соперников берутся за руки и становятся в хоровод. Пока капитаны не подсматривают, задача игроков не разнимая рук «запутать» хоровод. Для этого можно наклоняться, проходить под сцепленными руками других игроков, поворачиваться и т.п., но только не разнимать рук.

Когда «ниточка запуталась», игроки кричат:

"Капитан, ниточку распутай, осторожно - не порви!"

Задача капитана - распутать ниточку, т.е. добиться того, чтобы снова получился хоровод, и при этом руки игроков ни разу не оказались расцепленными. Если в процессе распутывания ниточки» задачу решить не удалось на помощь приходят мамы.

Ведущий

Игра, в которую мы будем играть, называется «Танграм». Ее также называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». В игре используются семь геометрических фигур из картона: плотно присоединяя, их друг к другу, можно составить очень много различных изображений. Наши команды будут составлять изображения по образцу. Кто быстрее справится с заданием?

Дети собирают на полу одинаковые фигуры

Ведущий

Наш КВН подошел к концу. Благодарим за участие наши команды - «Лунатики» и «Светлячки». Кто бы, не оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Для объявления счета слово предоставляется председателю нашего жюри (Заведующей).

Жюри подводит и объявляет итоги КВН. Муза математики вручает детям сладкий приз-торт. Председатель жюри дарит детям закладки и наклейки. 

 

 

Приложение Г

 

Родительское собрание 

«Компьютерные игры на логику для дошкольника: за или против»

 

Подготовительная работа:

  • разработка памятки для родителей «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка»;
  • изготовление приглашений на собрание для родителей;
  • предварительное анкетирование родителей;
  • составление памяток-подсказок для проведения тест-игры.

 

Оборудование:

  • листы бумаги, ручки;

 

Участники:

  • старший воспитатель;
  • воспитатель;
  • родители;
  • специалисты.

 

Ход собрания

 

  1. Организационная часть

Воспитатель. Сегодня, придя на собрание, вы сможете задать вопросы специалистам и поделиться собственным опытом.

Сначала давайте рассмотрим результаты анкетирования (Приложение 1). Вижу, многие из вас отмечают, что дети стали много времени проводить за компьютером, многих этот факт беспокоит. И не напрасно. (Родители говорят о том, что они писали в анкете.)

  1. Основная часть

Воспитатель. Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Занимательные бесплатные игры на мышление обучат ребёнка выделять главное, обобщать и делать соответствующие умозаключения. Постепенно наши игры разовьют у ребёнка умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гармоничного развития.Предложенные игры на развитие мышления и логики помогут вам в этом!

Увлекательные логические игры онлайн научат ребёнка сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.

Мы советуем вам игры на сайте http://www.igraemsa.ru

 

 

 

Воспитатель. И не забывайте, что помимо очевидной пользы вместе с нами вы прекрасно проведёте время! Современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.

(Дискуссия родителей и специалистов)

Старший воспитатель. Скажите, пожалуйста, а в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок? Каковы правила и продолжительность этих игр? (Родители отвечают)

Компьютерные игры приносят не только вред:

Плюсы:

Развивают:

  • логику, мышление
  • память (все игры) ;
  • внимательность, реакцию, сообразительность
  • знание иностранных языков;
  • знание компьютера (все игры)

Минусы:

Нередко приводят:

  • к психическим расстройствам;
  • ухудшению зрения;
  • развитию жестокости;
  • ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;
  • игровой зависимости.

Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников, необходимо лишь следовать простым рекомендациям:

  • Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим- активные, динамические.
  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы- такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.
  • Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода- малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов- нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Специалисты обобщают сказанное: «Как неправильное использование компьютера влияет на развитие ребёнка?», а также отмечает, что компьютер - лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей.

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель. И так, всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером.

Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютерных игр. Будьте рядом с ребенком, ведь ему очень хочется продемонстрировать свои достижения

Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

На этом наше собрание закончено. Спасибо всем.

 

 

Просмотров работы: 4143