ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЛОГИКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЛОГИКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Зотова О.А. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Полное название проекта

Играем и развиваемся вместе c Логиком

Срок выполнения

Ноябрь-май

Цель

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.      Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2.      Создать рабочую тетрадь для   детей старшего дошкольного возраста;

3.      Развивать логическое мышление, а именно операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации;

4.      Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, в процессе работы с рабочей тетрадью.

Участники

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, преподаватель-методист колледжа, студенты - практиканты

Презентация проекта

Презентация «Играем и развиваемся вместе c Логиком» для детей и родителей дошкольного образовательного учреждения;

Ожидаемые результаты

- Рабочая тетрадь «Играем и развиваемся вместе с Логиком»;

- Умение детьми анализировать и делать выводы;

- Родители - заинтересованные и активные участники в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Составитель

Преподаватель Хлупина Н.О.

Студентка Зотова О.А.

 

 

Актуальность проекта

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обра­батывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.

Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова и др. подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

В настоящее время разработаны и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых обозначены требования к содержанию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности...»

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Наиболее удачной формой организации процесса развития логических операция детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, стала совместная деятельность взрослых и ребенка в рабочей тетради. Но учитывая, что игровая деятельность, как форма организации детской деятельности, - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности, мы решили разработать такую тетрадь, в которой ребенок будет не просто выполнять задания, а играть и развиваться.      Ведь дошкольник - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.  А чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, когда работает в тетради самостоятельно, его будет сопровождать персонаж «ЛОГИК». Изображение очаровательного рыжеволосого малыша изображено на тех страницах тетради, где малышу предлагается выполнить задания самостоятельно.

Работа в тетради предполагает совместную деятельность детей и родителей, в которой дети научатся объединять различные признаки и свойства в единое целое, сравнивать предметы, находить сходства и различия между ними; делить множества предметов по 1-4 признакам (названию, цвету, форме, размеру, количеству; различным свойствам), устанавливать закономерные связи между предметами и явлениями, заполнять логические таблицы, находить части от целого, решать смысловые задачи, ориентироваться на плоскости по плану, по словесной инструкции.

Разрабатывая задания, мы исходили из того, что ребенок будет работать с этим материалом при помощи взрослого. Причем работа эта может быть и коллективной, например, в детском саду, и индивидуальной, например, дома. Часть задач можно отнести к разряду очень трудных. Может быть, вашему ребенку не удастся их решить сразу, но не стоит расстраиваться: подумав, он обязательно разберется и найдет решение. Чем труднее задача, тем ярче радость достижения.

В ходе упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Рабочая тетрадь разрабатывалась на один учебный год. Каждая страница тетради содержит задание. Работа в тетради осуществляется в удобное и желаемое для этого время, главное, чтобы ребенок выступал инициатором совместного дела. Мы рекомендуем организовывать работу с тетрадью не реже 1 раза в неделю.

Цель проекта: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.      Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2.      Создать рабочую тетрадь «Играем и развиваемся вместе с Логиком» для детей старшего дошкольного возраста;

3.      Развивать формы логического мышления, а именно понятия, суждения, умозаключения;

4.      Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, в процессе работы в тетради «Играем и развиваемся вместе с Логиком».

Реализация проекта включает следующие этапы:

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Подготовительный

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»;
  • Консультация для родителей на информационном стенде «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»;
  • Изготовление памятки «Как развивать логическое мышление старших дошкольников»;
  • Педагогический минимум на тему: «Особенности работы в рабочей тетради совместно с ребенком»;
  • Диагностика уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • Подбор дидактических игр и упражнений для рабочей тетради «Играем и развиваемся вместе с Логиком»;

Ноябрь-декабрь

Преподаватель, воспитатель

студенты-практиканты, дети, родители.

Основной

  • Изготовление рабочей тетради «Играем и развиваемся вместе с Логиком».
  • Обсуждение правил работы в тетради;
  • Предложения по работе с тетрадью всех участников проекта;
  • Домашнее задание в тетради.

Январь-март

Воспитатели, студенты - практиканты, родители.

Заключительный

Анализ деятельности

Конспект НОД со старшими дошкольниками Путешествие по сказке «Три поросенка».

Апрель-май

Родители, воспитатели, дети; студенты-практиканты.

 

Ожидаемые результаты:

Рабочая тетрадь «Играем и развиваемся вместе с Логиком»;

- Умение детьми анализировать и делать выводы;

- Родители - заинтересованные и активные участники в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей на информационном стенде

 

«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. Чем далее проникаем мы в работу детского интеллекта, тем более начинаем понимать сложность, глубину и напряженность детского мышления. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые: мы слишком много знаем, имеем слишком много готового знания, готовых мыслей. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.

 

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.

У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более доступно установление самых разнообразных связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Мысль ребенка напряженно работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.

Что такое понимание? Что значит понять картинку или выслушанный рассказ? О понимании можно говорить тогда, когда ребенку удалось во - первых, установить связи между частями воспринимаемого целого и, во - вторых, между новым предметом, и уже имеющимся у него знаниями.

Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые помогают им понять текст, слушают стихи, которые тоже ведут к пониманию картинки. Чем же достигается такой результат?

 

Дело в том, что дети понимают текст тогда, когда они устанавливает связи каждого слова с соответствующим образом предмета, его качеством или действием.

Ребенок не может установить никаких связей с тем, что не имеется в его практическом опыте. Он не понимает, о чем говорится, не улавливает связей отдельных слов в целом предложении. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно, необходимо задать несколько вопросов и пояснить отдельные слова, образные выражения, изображенные предметы.

Такая работа помогает детям установить разнообразные связи в воспринимаемом материале, развивать логическое мышление. Без знаний не может быть мышления, так как мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Поэтому обогащение детей осмысленными и связными системными знаниями имеет огромное значение для умственного развития.

Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде: «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, - там нет и мышления.

Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. В оформлении у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения. Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используются головоломки из спичек, с чем дети достаточно хорошо справляются. Но стоит предложить большие гимнастические палки и построить любую фигуру, любой предмет на полу, дети теряются, боятся большого пространства. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

               Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

 

Приложение Б

 

Диагностика уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической теории позволил нам обосновать значимость совместной деятельности взрослых с ребенком в рабочей тетради «Играем и развиваемся вместе с Логиком» на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена цель опытно-экспериментальной работы - спроектировать и апробировать работу по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1. Выявить уровень сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Продумать содержание рабочей тетради, подобрать игры и практические задания, которые имеют в себе умственные задачи, и проверить на практике как эти занятия будут влиять на формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать и обобщить результаты работы.

Для проведения этой работы мы выделяем три этапа.

Первый этапе - выявление уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы необходимы для подбора содержания рабочей тетради, способных формировать логическое мышление.

Второй этап - апробация рабочей тетради, направленной на развитие логического мышления детей.

Третий этап -перепроверка уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

При выявлении уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на показатели логического мышления детей дошкольного возраста предложенные А.И. Савенковом:

- потребность в подсказке;

- умение находить удобный способ решения своими силами;

- умение делать выбор и принимать решение;

- самостоятельно классифицирует предметы в группы.

Рекомендуем использовать следующие методики: «Что к чему подходит?», «Кто больше?», «Перепутанные варежки». Исследование по диагностике развития логического мышления следует проводить с детьми индивидуально в игровой форме, чтобы детям было интересно. Исследование не слишком продолжительное, чтобы дети не уставали.

При подготовке исследования «Что к чему подходит?» нужно подготовить 16 карточек с изображением 1-часы, 2-вентилятор, 3-молоток, 4-лампа, 5-цветы, 6-дерево, 7-шорты, 8-юбка, 9-платье, 10-шуба, 11-лось, 12-слон, 13-кактус, 14-баран, 15-белочка, 16-колючка.

Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки. Назови их (называется каждая). Ребенок внимательно смотрит на картинки и называет. «Это слон, шуба, лампа, цветы». Далее даются другие картинки, предлагается ребенку их называть и сказать, куда их класть, к какой из картинок, которые лежат на столе, они подходят. Например, это кто? (баран) Куда ее нужно положить? К этой (одежда), или к этой (школьные принадлежности)? Если ребенок затрудняется, то предложите отложить картинку в сторону». После того как картинки разложены по группам, попросите ребенка повторить все, что относилось к этим группам.

Уровень развития логического мышления детей определяется по следующим критериям:

Высокий уровень - ребенок умеет делать правильный выбор, находит способ решения своими силами; самостоятельно классифицирует предметы в группы, потребность в подсказке отсутствует, на выполнение методики было затрачено не более 5 минут;

Средний уровень - ребенок умеет не всегда сделать правильный выбор, выполняет задание с незначительной помощью педагога, он собирает группу предметов правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, имеет место потребность в подсказке, на выполнение методики было затрачено 5-8 минут;

Низкий уровень - ребенок нуждается в подсказках, он не умеет делать правильный выбор, не находит способ решения своими силами; выполняет методику с помощью педагога, затрудняется в названии групп предметов и вещей, на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут.

 

Методика «Кто больше?» проводится без наглядной опоры.

Цель: выявить уровень развития логического мышления, абстракции, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

При проведении этой методики мы предлагаем следующую инструкцию: «Мы сейчас зададим тебе задачи, послушай внимательно, подумай и ответь. 1. Если заяц больше волка, а волк больше медведя, то кто больше: заяц или медведь?»

Вторую задачу: «Трава меньше кустов, а кусты выше дерева. Что самое высокое: кусты или дерево?»

Обработка результатов осуществляется по следующим критериям.

Высокий уровень - ребенок с первого раза верно решает задачу, умеет найти удобный способ решения своими силами, уверен в себе, потребность в подсказке отсутствует.

Средний уровень - с первого предъявления задачу решить не может, нуждается в помощи, охотно прислушивается к подсказке, при рассуждении задает вопросы, перебирает разные варианты, объяснить их не может.

Низкий уровень - дает неверный ответ, не умеет находить правильный способ решения своими силами, нуждается в помощи, но не прислушивается к подсказке, доказывает, что медведь самый большой.

 

Методика «Перепутанные варежки»

Цель: выявить уровень логического мышления, умение самостоятельно находить пути решения задачи своими силами.

При проведении этой методики мы предлагаем следующую инструкцию: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек»

 Обработка результатов осуществлялась по следующим критериям.

Высокий уровень - ребенок полностью справился с заданием, не нуждался в подсказке.

Средний уровень - ребенок заметил не все варежки, иногда нуждался в подсказке, положительно воспринимал помощь.

Низкий уровень - ребенок не смог самостоятельно обнаружить все варежки, нуждался в подсказке, ожидал помощь воспитателя.

 

 

Приложение В

Персонаж «Логик»

Приложение Г

Уважаемые воспитатели, мамы, папы, бабушки, дедушки и заинтересованные взрослые!

Рабочая тетрадь, которую Вы держите в руках, предназначена для совместных занятий ребенка и взрослого. Логика - это не раздел математики, это - свойство мышления! Есть вещи, которые объединяют и физиков, и лириков. Неважно, кто ваш ребенок по призванию, - он должен быть логичен! В мыслях, словах, поступках и даже желаниях! Даже если он - исключительно творческая личность. Мы же хотим вырастить собранного и организованного ребенка, который умеет доводить дела до конца, не разбрасывается, умеет сосредотачиваться, понимает, чего хочет, так как научился анализировать и делать выводы? Есть ли жизнь без логики? Есть! Но вам она не понравится!

 От нас с вами зависит как научить ребенка мыслить. А это значит - научить думать по правилам, т.е. системно. Мы предлагаем схему рассуждений и их последовательность. Задания подобраны таким образом, чтобы постепенно, шаг за шагом сформировать у ребенка необходимые навыки мышления, позволяющие ему делать обоснованные умозаключения. Таким образом развивается интеллектуальный потенциал ребенка, его способность к усвоению знаний. Невозможно научить ребенка думать вопреки его желанию! От вас, родители, зависит, чтобы то, что нужно делать ребенку совпадало с его хочу это делать. Вы знаете, своего ребенка лучше всего, вам должно быть понятно, как этой гармонии добиться!

Яркие рисунки, интересные задания-игры не только научат Вашего малыша логически мыслить, но одновременно будут способствовать развитию памяти, внимания и наблюдательности, воображения, мелкой моторики руки, систематизируют полученные ранее знания. А для успешного выполнения малышом самостоятельных заданий, на страничке его будет ждать персонаж - ЛОГИК!


Желаем удачи!

 

 

Памятка для родителей

«Как развивать логическое мышление старших дошкольников»

Большинство людей считает, что наличие логического мышления у ребенка закладывается генетически - оно или есть, или его нет. Кто-то от природы способен логически мыслить, кто-то - нет, что уж тут поделаешь. На самом деле логику у ребенка можно развить. Упражнения для развития логики совсем не сложны, не требуют особых затрат - ни временных, ни материальных. Начинать занятия по развитию логики у детей стоит с самого раннего возраста. Подойдите к занятиям по развитию логики со всей ответственностью, и вы по достоинству оцените результат - ваш ребенок получит способность четко выражать свои мысли, приводить четкую и убедительную аргументацию в защиту своих убеждений, легко постигать точные науки в школе. Организовать занятия для развития логики вашего малыша будет совсем не сложно и очень интересно. Как подойти к этому вопросу и с чего следует начать?

Развитие логики у дошкольников

Упражнения для развития логики у дошкольников можно начинать проводить буквально с пеленок - собрать и разобрать пирамидку, сложить кубики по размерам и цветам - вот замечательное средство развить логику у малышей.

Для малышей, которые уже умеют разговаривать в качестве тренировки логического мышления подойдут игры, в которых нужно придумать, как закончить фразу. Говорить можно обо всем, что попадается на глаза - о растениях (какое дерево ... большое, а куст...маленький), о животных, о людях, о времени (ночью мы ...спим, а днем ... гуляем).

Для детей старше трех лет в игры нужно вводить математическую составляющую. Для этого нужно приготовить картинки с изображением птиц, цветов, животных, разных предметов. Придумывайте для малыша задания, в которых он должен разложить эти рисунки в разных последовательностях, зависимо от того, что на них нарисовано.

Можно рисовать различные геометрические фигуры, пусть ребенок продолжит ваш замысел, раскрасит их фломастерами того же цвета, как и контур.

В качестве упражнений для развития логики у дошкольников отлично подойдут различные пазлы, конструкторы, мозаики, аппликации. Поиск подходящих по цвету, размеру и форме деталей разовьют у малыша усидчивость, фантазию и логическое мышление.

Игра в магазин также послужит прекрасным тренажером для логического мышления малыша, ведь в процессе необходимо будет отсортировать предметы по различным признакам, сформировать логическую цепочку по продаже товара - достать, упаковать, отдать, получить деньги.

Перед выполнением каждого задания нужно уточнить у ребенка, понимает ли он суть задания, знает ли значение всех слов в него входящих. Не нужно торопить ребенка, подсказывать ему, можно лишь задавать наводящие вопросы.



Приложение Ж

 

Дидактические игры для развития логического мышления старших дошкольников

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- кодовые карточки- символы;

- «домик для блоков».

Ход игры:

- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;

Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;

Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.

Усложнение игры:

- Разложить овощи с указанием их размера.

 

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: медвежонок и заяц.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.

Паровозик нужно строить по правилам:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.

Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть.  Давайте поиграем вместе.

Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

 

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- упражнять в счете;

Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- «домик для блоков».

Ход игры:

В группе детского сада жили -были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.

И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.

 

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: Закрепление свойств геометрических фигур;

- учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.

1.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

- У мишки оказались все красные фигуры. У зайки - все не красные.

- У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)

- У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?

 2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки - все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки - все большие.

- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

- Чебурашке - (желтые, маленькие, не круглые);

- Незнайке - (большие, не круглые, не желтые);

- Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)

- Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);

- Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);

- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

 

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Развивающая среда:

- игровое поле с изображением спирали;

- набор объемных блоков Дьенеша.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. домик получится нарядным и красивым.

Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

Дидактическая игра «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах;

- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;

- Развивать внимание, пространственное мышление;

- Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур - цвет, размер, форма).

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- карточки-схемы;

- карточки с кодами геометрических фигур.

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.

Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.

 

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится нарядным и красивым.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается - «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.   

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:

- 1 обруч - синее цветовое пятно;

- 2 обруч - все маленькие;

- 3 обруч - желтое цветовое пятно;

- 4 обруч - все квадратные;

- 5 обруч - все большие;

- 6 обруч - все круглые и так далее.

Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.

Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

 

 

Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

 

Приложение З

Родительское собрание

«Формирование логического мышления у детей в ДОУ Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Продолжительность: 1 - 1,5 часа.

Цель: формирование представлений родителей о разнообразии логических игр; рекомендации по использованию игр в домашних условиях.

План проведения

I часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Открытие собрания (игры «Логический поезд» «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»)

Педагогический всеобуч.

Путешествие по выставке игр и игрушек (представление родителями опыта семейного воспитания).

Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».

II часть собрания «Организационная»

Благодарность за участие в мероприятиях.

Посещение детского сада.

Ознакомить родителей с планом на учебный год.

III часть собрания «Подведение итогов собрания. Принятие решения»

Подготовительный этап

Приготовить для родителей приглашения с указанием темы собрания.

Подобрать книги и игры по теме собрания.

Написать к собранию девиз, оформить красочный конверт «дружеских вопросов».

Оформить памятку для родителей с советами по проведению игр.

Презентация.

Организационный этап

На столе размещен красочно оформленный «конверт дружеских вопросов».

Оформлена выставка книг, игр и игрушек.

Подготовлен реквизит для игр.

Ход собрания

I часть собрания «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Вступительное слово. Педагогический всеобуч. Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.

«Логический поезд» «Сложи квадрат».

Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?

Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления.

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? Он зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Тема нашего собрания «Развитие логического мышления»

Логическое мышление - это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.

Следует сказать, что логика - это рассуждение. В частности, логическое мышление - способность рассуждать. А как развить логическое, мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите - играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.

Игра «Сложи квадрат» с которой вы уже познакомились. Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.

Так же в группе имеются и другие игры. Например, «Алгоритмы» - развивает умение действовать по схеме.

Игра «Кубики Никитина». Данная игра учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать. Она является более сложной, чем игры с обычными кубиками).

Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а также развивают мышление, внимание.

Развивает способность к концентрации внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в смысле, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

 «Найди по схеме», «Алгоритмы», «Лабиринты». Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.

Головоломки «Танграм», она развивает пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.

 «Разложи по - разному.», «Поставь заплатку.», «Сложи узор» так же развивают логическое мышление интеллектуальную деятельность детей.

«Заполни окошко» развивает сообразительность.

Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

Мы в группе используем такие игры, как "Кто летает? ", "Съедобное - несъедобное", "Загадки"- они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Большое количество игр на логику, внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет. Они представляют огромную возможность родителям организовать интересный досуг со своим ребенком. О том, как это делается в семье (фамилия), расскажет ....

А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (представление родителями опыта семейного воспитания).

Практикум «Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов».

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость и силу, третьи конструктивные навыки. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.

 

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» не прерываете, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка и замечательных результатов. Может случится так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».

«Конверт дружеских вопросов».  Родителям предлагается конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

Вопросы на карточках:

Можно ли играть с детьми в карты?

Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор»

Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

Заключение. И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей - не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Мы предлагаем вам самим изготовить дидактические игры.

II часть собрания «Организационная»

Приложение  И

Конспект развлечения со старшими дошкольниками

Путешествие по сказке «Три поросенка».

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Формирование у детей умений решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепление умения отгадывать загадки, загадки-шутки, умения классифицирования.

Воспитание интереса к решению логических задач.

Материал: книга С.Маршака «Три поросенка», иллюстрации к логическим задачам, схемы, игра «Засели жильцов».

Ход развлечения:

(Дети стоят около воспитателя).

Дети, вы любите сказки? (Ответы детей). Я тоже люблю. Моя любимая сказка «Гадкий утенок», которую написал Г.Х.Андерсен. Поиграем в игру «Башня любви» и я узнаю, какие сказки вы любите.

(Игра-упражнение «Башня-любви»).

Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Но название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку о его главном герое:

-Пятачком в земле копается,

В грязной луже искупается.

Вопросы к детям:

Кто это?

Почему решили, что это свинья?

Что характерно для свиньи?

Выберите главные признаки и скажите, что обозначает слово свинья?

(Свинья - домашнее животное, у нее крупное туловище, короткие ноги, она хрюкает. Купается в грязи для защиты кожи).

Какую сказку вы знаете о свинье или поросятах?

(«Три поросенка»).

Садитесь за столы поудобнее, слушайте и вспоминайте английскую сказку «Три поросенка».

(Дети сидят за столами).

Жили-были на свете три поросенка, три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с веселыми одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнце, нежились в лужах.

(Вывешиваю на доске картинку «Кто есть, кто?».

Задание:

Угадайте, кто есть, кто? В луже плещутся 3 поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф - слева от Нуф-Нуфа. Нуф-Нуф - справа от Наф-Нафа.

(Варианты ответов детей).

Как узнать, правильно или нет?

(Надо проверить).

Давайте проверим. Нарисуем схему. Что известно? Что еще известно? Можно ответить на вопрос? Да, первый Наф-Наф, второй - Ниф-Ниф, третий - Нуф-Нуф.

«Но вот наступила осень»

Вопросы:

Какое время года наступило?

Что было до осени?

Что будет после осени?

(Использование пространственной модели времен года).

«Но вот наступила осень. Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.

«Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода».

(Вывешиваю картинку).

Задание:

«Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов в это же время показывают 2 термометра?».

(Варианты ответов детей).

Почему так считаете?

(Ответы детей).

«По дороге они пели и плясали, когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной».

Кого в лесу больше волков или зверей?

(К зверям относятся зайцы, лисы, олени, медведи, а волки относятся к этой группе. Поэтому волков меньше, чем зверей).

«Что за шум? - недовольно проворчал голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек».

Вопросы и задания:

Каким глазом моргнул волк?

Моргните не правым глазом, закройте глаза, поморгайте глазами, посмотрите на кончик пальца, на круг.

«Никогда еще не приходилось им так быстро бегать. Они неслись, сверкая пятками и поднимая тучи пыли».

Вопросы и задания:

Попробуем узнать, кто бежал быстрее, кто медленнее. Слушайте подсказку. Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Как бежал Наф-Наф - неизвестно. Кто бежал медленнее Ниф-Нифа?

Можно ответить на вопрос?

Почему?

(Известно, что Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Значит, Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа. А про Наф-Нафа нам ничего не известно).

Проверим ваш ответ. (Вывешиваю схему).

Вопросы по схеме:

Что известно?

(Ниф-Ниф бежал быстрее, чем Нуф-Нуф, значит, он был ближе к лесу. А Нуф-Нуф дальше от леса, Он бежал медленно.)

Что известно про Наф-Нафа?

(Ничего).

Значит, как надо ответить на вопрос задачи?

(Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа).

Как можно помочь поросятам спастись от волка?

(Варианты ответов: в лесу, на небе, в городе и др.).

Давайте выберем три места для спасения поросят: лес, город, небо. Возьмите листы со схемами, нарисуйте дорожки - возможные пути спасения братьев. Подпишите. Сосчитайте, сколько всего дорожек получится. По какой дорожке надо бежать друзьям поросятам и волку? (В-1, П-2).

«Прибежав в город Веселых поросят» они упал от усталости. А потом решили строить новый дом все вместе.

Физкультминутка:

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь.

Откройте тетради. Что нужно для строительства?

(Игра «Это правда или нет?»).

Вопросы:

На рисунках есть предметы, которые нужны для строительства. Все предметы нужны для строительства?

На рисунке нет ни одного предмета для строительства,

Некоторые предметы нужны для строительства.

Что лишнее?

(Работа в тетрадях).

Построили дом поросята и пригласили жить к себе друзей. Все они были разные: грустные, веселые, серьезные. Расселите друзей по этажам, чтобы они не повторялись.

(Игра «Засели жильцов»)

Проверьте правильность заселения жильцов у своего соседа и поднимите карточку.

Поросята послали вам ценное письмо. Найдите его среди других писем.

(Игра-лабиринт «Найди письмо).

Поросята благодарят за помощь и на память дарят вам свои портреты.

Итог развлечения.

Просмотров работы: 3750