ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ЛУННАЯ НОЧЬ. ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО. АППЛИКАЦИЯ. » - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ЛУННАЯ НОЧЬ. ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО. АППЛИКАЦИЯ. »

Балябкина В.А. 1, Прилепо Е.В. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация или нашивание различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Тема аппликация является актуальной для преподавателей изобразительного искусства и технологии, руководителей творческих коллективов, учителей дополнительного образования, так как отражает особенности подготовки и проведения кружковых занятий по развитию моторики у детей и выполнению декоративных творческих работ.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что тема «Лунная ночь. Декоративное панно. Аппликация», как аппликация из перьев достаточно новый вид декоративно- прикладного творчества и не полно освещена в методической литературе.

Объект исследования – аппликация из перьев как новый вид технологии.

Предмет исследования – особенности создание декоративного панно «Лунная ночь» по технологии аппликация из перьев.

Цель исследования - выявить особенности технологии изготовления аппликации с применением дополнительных технологий, а также углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков изготовления аппликации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-познакомиться с историей и особенностями технологии изготовления аппликации;

-выявить основные этапы и особенности работы над изделием на практике;

-приобрести навыки самостоятельной работы со специальной литературой;

-выполнить декоративное панно с применением технологии аппликации.

Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества, т.к. аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет ребёнку изучить своими руками тактильные ощущения, особенно, если он будет работать с различными видами аппликаций, и будет брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.

Основными признаками аппликации являются - силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Данный вид изобразительного искусства широко применяется и на уроках в школе и в кружковой работе. Эта технология приемлема к различным материалам, которые используются в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве. Она развивает творческое воображение, объемно-пространственное мышление, аккуратность, усидчивость, мелкую моторику рук. Перечислять положительные стороны данного вида творчества можно долго, к которым также относится и доступность материалов.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.)

Аппликация - может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Систематическое изучение разнообразных способов аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения ребенка в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Так для практической части исследовательской работы был обозначен поиск сюжета для панно. Сюжетом для него стал пейзаж с изображением на переднем плане совы, сидящей на дереве. Утвержденный эскиз был увеличен до натурального размера и завершён в цвете. Рабочим материалом были выбраны птичьи перья (для изображения переднего плана) и шерсть для валяния (для изображения фона).

Для выполнения фона необходимо взять поролон и отрезок ткани, соответствующий размеру творческой работы. Затем шерстью для валяния выкладывается дальний план сюжета, используя приемы вытягивания шерсти, нарезания различных отрезков для выполнения деревьев, применение специальной иглы для соединения шерсти с тканью.

Для выполнения переднего плана необходимо подобрать перья нужных цветов и разложить в разные коробочки, для удобного выполнения работы. У каждого пера обрезается нижняя часть.

После этого отдельно рисуются дерево и сова. Детали вырезаются и заклеиваются двусторонним скотчем. Туловище совы выкладывается снизу вверх, при этом верхний ряд немного перекрывает нижний, а голова сверху в низ. Дерево выкладывается в одном направлении. Укладывая перья, необходимо учесть направление пера для того, чтобы перо своей фактурой подчеркнуло изображение.

Готовые детали совы и дерева закрепляются на основе с выложенным пейзажем из шерсти. Законченная композиция оформляется паспорту и багетом.

Выводы

Следовательно, аппликация является одним из видов декоративно-прикладного искусства, произведения которого создаются для удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение апп­ликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках ис­кусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по лите­ратурным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытно­общинного строя, когда не было социального неравенства, ма­териалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий.

Опыт работы показал, что правильное планирование этапов выполнения композиции с различными материалами способствует созданию реалистичного полотна.

При выполнении сюжетной аппликации также необходимо соблюдать несколько правил: следует подбирать материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре; необходимо делать акцент на основных действующих лиц сюжета; композиция обычно строится с учетом перспективы; подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изумительной красоты картины, выполненные в технике аппликация, часто становятся воплощением внутреннего мира их автора. Аппликация - это наложение, закрепление отдельных деталей на общем фоне. Это может быть нашивание или наклеивание различных материалов: кожа, фетр, мех, замш, ткань, бумага, флористический материал и др. Аппликация широко применяется как украшение одежды, сумок, обуви, в качестве эмблем, нашивок, заплаток, декоративных изделий, панно. Аппликация, как способ украшения поверхности изделия, используется уже веками. Выполняют ее на материалах самого разного качества, меняются только методы крепления элементов аппликации. Аппликацию на клею применяют исключительно в чисто декоративных вещах - украшениях, картинах , которые не подвергаются изгибам, трению, воздействию влаги. Во всех остальных случаях при изготовлении коробочек, футляров, поясов, сумок, одежды, обуви, элементы аппликации крепятся к изделию более надежными способами.

Данная техника использовалась с древних времен в разных областях искусства, например в декоративно-прикладном творчестве, и даже в иконной живописи. Но как прием изобразительного искусства аппликация появилась только в начале XX века. Художники самых разных направлений открыли для себя аппликацию как динамическое отобра­жение внутренних стремлений и эмоций. В искусстве аппликации фантазия автора абсолютно ничем не ограничена. Можно использовать разнообраз­ные, неожиданные сочетания материалов, создавать с их помощью любые линии, реализовывать самые невероятные мечты и фантазии. Вероятно, именно потому этот жанр так привлекателен, и в процессе творческого становления к нему обращается большинст­во художников, стремящихся создать что-то необычное, удивительно прекрасное. Рисунок для аппликации иногда представляет собой простые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, ромб и т.п., или орнамент, составленный из подобных фигур. Охотно используют в аппликации и мотивы растительного характера и т.д.

При выполнении теоретической части исследовательской работы были приобретены навыки самостоятельной работы со специальной литературой, углублены практические умения по работе с дополнительными материалами; систематизированы теоретические знания для дальнейшего применения их в кружковой работе с детьми. Все используемые методы и приемы выполнения аппликации обеспечивают лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

В практической части данной работы всё внимание было посвящено разработке и выполнению панно «Лунная ночь» выполненному в технике аппликация из перьев. Данный вид аппликации употребляется не так часто. Разработка эскизов, подбор материала, выбор способа выполнения потребовали немало времени. Отработанный прием даёт возможность для дальнейшего применения в практической работе: как в кружковой работе с детьми, так и в личных творческих работах. Данная работа может служить для оформления кабинета или фойе любого учреждения, а также может экспонироваться на выставках.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. – М.,1960.

  2. Виннер А.В. Материалы техника мозаичной живописи. Виннер А.В. – М.: Просвещение, 1953

  3. Гусакова М.А. аппликация: уч. Пособие для учащихся пед. уч-щ – 3-е изд., доп. и перераб. Гусакова М.А. М.: Просвещение, 1987

  4. Кузьмина М. азбука плетения. Кузьмина М. – М.: Легпробытиздат, 1994

  5. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей (о колее). "Сделай сам", №4. Коноплева Н.П. — 1991, М.: Знание.

  6. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. Пушкина В.З. – Москва.:Изд-во Эксмо,2003

  7. Разамат Е.В. Секреты домоводства. Разамат Е.В. - Ташкент: Мехнат, 1993.

  8. Сивотялова О., Андреева Р.: Изделия из кожи: обработка, элементы одежды, украшения. Сивотялова О., Андреева Р. - СПб.: Регата, Издательский Дом Литера, 2000

  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания его в школе.

  10. Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. Филенко Ф.П. – М.: Просвещение, 1976

  11. Щелбыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. Щелбыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. – М.: Просвещение, 1983

  12. Холмянский Л.М.,Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. Холмянский Л.М.,Щипанов А.С. – М.:Просвещение, 1985

8

Просмотров работы: 1787