ИСКУССТВО НАУЗИСТИКИ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСКУССТВО НАУЗИСТИКИ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

Проценко А.С. 1, Василиско Д.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского го-сударственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дизайнеры швейных изделий занимаются созданием одежды широкого ассортимента разнообразного назначения и внешнего вида, что обуславливает необходимость различного подхода к проектированию и моделированию.

Главное требование, предъявляемое к костюму как продукту дизайнерской деятельности, заключается в том, что модели должны обладать не только  утилитарными признаками, но и эстетическими, т. е. представлять художественную ценность. В данной работе рассматривается техника узелкового плетения как прием  художественного оформления в дизайне костюма.

Современный человек знает об узлах меньше, чем человек древности. Большинство людей даже шнурки на ботинках и банты завязывают неправильно. Пределом сложности для нас становится узел галстука. В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома и т.д. [1].

Завязывание узлов на верёвке для её практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстро развязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надёжностью и простотой [1].

Значительный прогресс в технологию вязки узлов внесло развитие парусного флота. Во времена парусного флота существовала необходимость иметь надежные в работе, простые в изготовлении узлы, в которых отсутствуют лишние, нефункциональные элементы.

Быт, да и вообще существование первобытного человека, невозможно представить без верёвки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыбной ловле, связывал жерди и брёвна своего жилища, прикреплял каменный молоток и топор к деревянной рукоятке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал брёвна плотов, связывал пленников, оснащал свои примитивные парусные лодки. Помимо прямого применения, узлы становятся основным элементом для большой группы изделий декоративно-прикладного характера: ткачество ковров, украшение предметов быта и одежды.

Изобретателями самых хитроумных и надёжных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с верёвками гораздо чаще. К расцвету парусного флота в морском деле насчитываюсь почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплёток и пр. На рисунке 1   приведены некоторые схемы вязки узлов.

 

Рисунок 1 - Схемы вязки улов[1]

Древние перуанцы являются изобретателями кипу - узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узлами, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С помощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число, вплоть до пятизначного. 

На памятниках древнего искусства встречается несколько основных узлов. Эти узлы являются азбукой узловязания - все многообразие узлов строится за счет их усложнения. Простейший узелок, точнее полуузел, состоящий из единственного перекрестья, известен всем в виде хлеба-калача. Возможно, этот узел воплощался в хлебе, как изначальная завязь, символизирующая жизнь [2].

Узел «живота и смерти» представляет собой два взаимно переплетенных зигзага. Узлом «живота и смерти» украшены заставки славянских рукописей XV в. Увенчанный крестом, он образует навершия заставок или вводится в узор плетения самой заставки и венчает ее наподобие креста.

Название «узел Геракла» давно утвердилось в искусстве как традиционное. Драгоценные украшения из гробниц властителей Древнего Египта содержат довольно многочисленные воплощения этого узла в золоте. Одно из таких изделий - пектораль из золотых бусин заканчивается эмалевой подвеской из двух лотосов, сплетенных стеблями в гераклов узел. Он же служит знаком единения Верхнего и Нижнего Египта, символически представленных в виде связок лотоса и папируса. Ювелиры Древней Греции тоже не обошли вниманием знаменитый узел: в центре гривны, свитой из двух золотых проволок, гераклов узел образован их петлями, продетыми друг в друга. В середину узла впаяна камея в золотой оправе. Характерно, что узел использовался для украшения женской одежды, что позволяет говорить об определенном значении этого узла. Возможно, что и на женской одежде XII и XIV вв. узел имел то же значение охранительного «древа жизни» [2].

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространён в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия - покровителя торговли, и назывался Nodus Hercules - геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник. 

«Плоский узел», состоит из двух петель, проплетенных друг в друга своими скрещенными концами. Плоский узел, связанный из целого шнура, образует инициал «О» в новгородской рукописи XIV в.. К подобным предметам,  в которых элементом плетения служит плоский узел, можно отнести плетение застежки с польского кафтана Петра I и ажурный крестчатый круг, к которому привязывалась кисть, с хоругви XVIII в. Точно такими же плетенками только из белого шнура украшались гусарские кивера XIX в. Обе плетеные композиции: застежка с кафтана Петра I и украшение хоругви - близки узору, заполняющему арки знаменитого Большого сиона XII в.) [2].

В среднеазиатском памятнике архитектуры - дворце IX - X вв. в

Афрасиабе изображениями шнуров, перевязанных плоскими узлами, обрамлен вход .Узлы чуть усложнены двумя вплетенными в них накрест шнурами. Вероятно, такое обрамление входа в святилище имело охранительный смысл.На рисунке 2  приведен пример плоского узла и применение его в проектируемом изделии.

Умение вязать на верёвке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте или рыбалке, так и у домашнего очага.

При первобытнообщинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами,  в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Использование шаманами, знахарями и жрецами определённых узлов на верёвке носило культовый, религиозный характер.

Определенные особым образом завязанные узлы служили магическими оберегами, средством передачи информации, носили религиозный и чисто практический характер, применяясь в повседневной жизни в самых разных ее сферах от скрепления между собой частей механизмов, изготовления сетей и ловушек до пошива одежды. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Отношение к узлам порой принимало крайние формы. Запреты, своеобразные табу-ограничения действовали длительное время. Например, римским сенаторам запрещалось иметь в одежде хотя бы один узел.

В словаре В. И. Даля - вязать узлы - «наузить» значило колдовать, знахарить (наузник - колдун, ворожей, знахарь). Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов: «согреших: наоузы вязах на себя и к волхвом... и к чародеем ходих...». И все же языческое мировоззрение, как известно, уживалось с понятиями христианства.

Вера в магическую силу узлов распространилась только на особенные симметричные узлы. К примеру, древние греки почитали Геркулесов (прямой) узел. Его носили на шее как талисман. Им перешивали раны пострадавшим воинам. Особой популярностью в Древней Греции пользовался узел, называемый сейчас Турецким. Во время народных празднеств предлагалось быстро развязать и завязать этот узел.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854-1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в определённые критические периоды, особенно при родах, бракосочетании и погребении». И далее: «У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь её от напастей... Амулет в России нередко представляет собой просто узловатую верёвку».

Макраме - вид рукоделия, основой которого является узелок: первоначально он просто соединял две нити, но, постепенно усложняясь, приобрел декоративное значение.

Невозможно точно определить время и место происхождения этого декоративного искусства. Вероятно, слово «макраме» произошло от арабского -слова «mahramatum» («платок, шаль») или же от  «migramah»(«бахрома») [3].

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло вVIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. Самыми виртуозными в этом искусстве стали женщины из области Лигурия, которые украшали кружевами макраме постельное белье, полотенца, одежду свадебные платья и пр. В кружевах макраме узелки переходят в узоры из сеточек, шариков, столбиков, цветов и даже стилизованных животных.

В технике плетения в Киевской Руси изготовляли очелья, оплечья, головные уборы (повой и капор), легкую изящную обувь, упряжь для лошадей, сумки для стрел и домашней утвари и многое другое. Орнаменты древнерусского плетения использовали в ювелирных изделиях, в архитектуре, в аксессуарах воинской одежды (гусарские кивера). Особенно преуспевали те, кто украшал страницы рукописных книг.  Плетеными заглавными буквами и заставками. На обложках книг изображали завитки, цветы, головки фантастических чудищ и прочее.

Материал для плетения макраме должен быть прочным, в меру скрученным и податливым. Если хотите получить четкий рельефный узор, то материал для плетения макраме нужно туго скручивать.

Последние годы старое искусство макраме переживает очередное возрождение. Плетение широко применяется в быту, интерьере, в одежде и т.д. Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетёных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шёлковые и хлопчатобумажные нити, шёлковый шнурок, золотую канитель, шерсть, плетёными изделиями - коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо - стали украшать комнаты. Плетеные панно стали комбинировать с ткачеством [4].

Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как ширмы, качалки, гамаки, беседки. На рисунке 2  приведены примеры применения плетения макраме в быту.

Популярность макраме в России росла постепенно. Началась она в 1970-е годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Мастера Прибалтики первыми стали использовать эту технику для декора интерьеров - дворцов культуры, кафе и ресторанов, квартир и  загородных домов. В своих работах помимо плетения, они широко использовали и другие материалы и техники - ткачество, вышивку, камни, дерево, бусы и конечно же - янтарь.

 

Рисунок 2 - Предметы интерьера выполненные в техниике макраме

Эти вещи пришлись по душе  - ведь они выглядели очень необычно, "иностранно"... Постепенно всей стране открывались кружки макраме для детей и для взрослых, издавались журналы с описаниями и схемами, приемы узелкового плетения изучали на уроках в школах [5].

Сейчас возможности макраме ещё более расширились. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби. Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.

Искусная ручная работа характерна для профессиональных портных, высокой моды, традиционной национальной одежды, и ценится профессионалами и любителями как выражение творчества.

Сегодня одним из модных трендов ручной работы являются разнообразные виды плетений и вязка. Подобные вещи выглядят весьма женственно и уникально. И если в прошлом сезоне необычную одежду и аксессуары с элементами макраме предлагали лишь единицы, то сейчас это действительно тренд: макраме и его имитация очень популярны [5].

Иногда дизайнеры предлагают довольно интересные тенденции, которые каждый день носить сложно. Одна из таких - использование в нарядах элементов сетки и макраме. Сетка прекрасно смотрится как на деталях, так  и как самостоятельное платье, просто надетое сверху. Что же касается макраме, то оно придает нарядам немного этнический оттенок. Макраме может быть крупной вязки или плотной, такой, что носить вещь можно, не боясь просвечивания. На рисунке 3  представлены коллекции одежды с использованием сетки и вязки от мировых дизайнеров.

Развитие плетения происходит за счет усложнения схем и изделий. Комбинирование макраме с современными материалами дает новый эффект и представляет древние схемы узлов в совершенно новом ракурсе.

 

Рисунок 3 - Показ Daniell Scutt ,  Proenza Schouler и  Michael Kors и Eleanora Amoroso

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Узелковое плетение. Основы наузистики Вход свободный: URL: дата обращения 12.2014:  http://poxod.ru/material/hstrknot/p_hstrknot_nauzistik_a.html

2.                    Категории узлов: Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:   http://www.konst-elena.ru/forum/files/ForumFile.8.pdf

3.                    История макраме : Вход свободный: URL: дата обращения 12.2014:   https://ru.wikipedia.org/wiki/ макраме

4.                    Современное применение макраме: Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:   http://www.livemaster.ru/topic/753651-makrame-v-interere

5.                 Макраме в одежде :Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:  http://www.livemaster.ru/topic/102947-makrame-eto-stilno

6.                 Модные коллекции : Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:  fashionly.ru /category/modnyie-kollektsii/         

7.  Коллекция Элеаноры Амороссо : Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:   http://eleanoramoroso.com/

8.  Коллекции одежды различных брендов :Вход свободный: URL: дата обращения 11.2014:   http://www.vogue.ru/collection/

9.                  Композиция костюма [текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /составители Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.

Просмотров работы: 1087