Это обусловливает понимание правовой культуры в широком и узком смысле. Так, в широком смысле под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания, а также степей гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
В узком смысле правовая культура — это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующейся и правовом сознании.
Суть правовой культуры проявляется в образе жизни, основанной на праве, правопорядке, современной системе правовых ценностей. Правовые ценности — это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы, значимые для социума. К современным правовым ценностям относят, прежде всего, прогрессивность законов, правовую стабильность общества, законность самоценность права. Российскими правовыми ценностями являются основные принципы конституционного строя РФ[2].
В качестве одной из задач школьного правового образования может быть поставлена задача формирования устойчивого позитивного отношения учеников к праву выбора и механизму его реализации, создание условий для накопления учащимися положительного социального опыта в процессе реализации права выбора.
Право в данном контексте понимается как сочетание интересов, способ их согласования, поэтому учитель может сформулировать одну из задач правового обучения как создание условии для приобретения учащимися навыка соотнесения представлений о собственных правомочиях, во-первых, с официальными границами свободы и во-вторых, с современными представлениями о правах человека.
Правовая культура самих школьников являет собой сложное психологическое, личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм[3].
Следовательно, задачей правового образования выступает формирование самостоятельной формы сознания - правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.
Через конкретные уроки учитель способен донести до сознания школьников следующие суждения:
- человек постоянно нуждается в правосознании и постоянно пользуется им;
- правосознание — творческий источник самого права;
- каждый закон, указ, иной нормативно-правовой акт — есть плод правосознания. Как всякий плод, он может быть зрелым и полезным или незрелым и вредным. Следовательно, правосознание человека должно допускать сопротивление нецелесообразным или несправедливым законам, но законодательным путем. Единственный способ поддержания правопорядка в стране это следование римской формуле «суров закон, но он закон».
Общеизвестно, что незнание правовых требований приводит не только к дефектам правосознания, но и создает условия для нравственной и этической невоспитанности.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:
- воспитывать личность, осознающую достоинство человека;
- формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;
- давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях;
- воспитывать понимание неразрывной связи прав человека и сохранения мира на Земле;
При обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования — воспитание гуманного человека.
Из целей обучения правам человека вытекают следующие конкретные задачи: развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом; воспитывать способность признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами; формировать уважение к культурному наследию, языку и самобытности страны, в которой проживает ребенок, и к цивилизациям, отличным от его собственной; развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями; формировать умение ненасильственного урегулирования конфликтов; воспитывать личную и гражданскую ответственность солидарность и справедливость на национальном и международном уровне; формировать умение защищать окружающую природу (рекомендации ЮНЕСКО).
Права человека являются ядром правовых знаний. Смысловой компонент этих знаний содержит правовой опыт школьника: знание правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем в целях защиты законности. Второй компонент правовых знаний связан с эмоциональной сферой личности и характеризует степень переживания школьником своего отношения к правовым ценностям, выражает личностный характер этих отношений и выступает как уважение школьников к законам. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников. Правовые знания, которые получат учащиеся, помогут им сформировать устойчивый интерес к правовым аспектам общественной жизни. Строгое следование закону, желание соизмерять свои поступки с теми или иными нормативными актами, овладение умениями и навыками правомерного и правозащитного поведения являются одними из проявлений правовой культуры [1].
Важную роль в формировании правовой культуры школьника могут играть родители. Создаваемая родителями атмосфера интереса к жизни общества, культуре народа, познанию в различных областях науки и техники, права и морали обогащает внутренний духовный мир подростков, активно формирует их как личность. «Семья как родной очаг, без которого не обойтись ни малышам, ни подросткам, стремящимся определить свои взгляды на события в окружающем их мире, и старшим школьникам, готовящимся вступить в самостоятельную жизнь, ориентирует своих детей на систему ценностей, прогнозирует хотя бы ближайшие цели.
Изучение учащимися основных прав и свобод человека является одной из задач современной школы. Содержание прав человека многофункционально и несет в себе значительный гуманистический потенциал, который может быть использован для воспитания важных личностных качеств человека — уважения других людей, милосердия, доброты, ненасилия и перспективы их жизни».
Литература:
Азаров А.Я. Права человека: новое знание - М.,1995.-255с.
Сластенин В.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М.,1998.
Волкова А.В.Теоретические и методические основы преподавания права в школе./ Под ред..-М.,2000.