ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Каримулаева Э.М. 1, Гаджиева З.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема правового воспитания сегодня является одной из актуальных задач в построении правового, демократического государства, направленная на формирование в сознании молодежи демократических, правовых и моральных ценностей, устойчивых убеждений в необходимости и справедливости норм права. Правовое воспитание выступает основным средством формирования и повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности. От того как будет осуществляться правовое воспитание молодежи зависит, станет ли Россия действительно правовым государством. [4, с.25]

Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда — как в авторитарных, так и в демократических обществах — считалось важным элементом воспитания гражданина. В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Правовое воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития школьников на всех ступенях образования.

Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей. Сегодня под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан стабильного отношения к законопослушанию и правомерному поведению.

Целью правового воспитания является необходимость дать человеку юридические знания и научить его уважать законы, достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, о последствиях нарушения законных интересов граждан и государства, но в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека.

В решении задач правового воспитания граждан нашей страны важное место занимает формирование правосознания подрастающего поколения. В рамках концепции правовой реформы одной из основных задач названо развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки.[5, с.49]

Несмотря на реализацию программных документов и проводимые меры правовое воспитание молодежи остается низким, и сегодня необходимо создать условия для повышения ее правовой активности.

Современная жизнь общества вносит свои корректировки в процессы образования и воспитания. Рост детской преступности, увеличение количества беспризорных, наркотическая зависимость подростков и, как правило, искалеченные судьбы – все это наводит на горькие раздумья и заставляет искать новые пути разрешения возникающих проблем.

Большинство школьников, не зная своих прав и обязанностей, становятся беззащитными перед обманом и посягательством взрослых, озлобляются, утрачивают веру в добро и справедливость. А хотелось бы видеть подрастающее поколение достойными гражданами нашей великой России.

Ведущими задачами государственной социальной политики в области воспитания детей выступают: соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Современный правовоспитательный процесс включает в себя повышение правовой информированности личности, развитие навыков правомерного поведения, а также выработку привычек правомерного поведения. Действительно, важной целью правовоспитательного процесса становится формирование правовых знаний личности, правой убежденности и привычек правомерного поведения.[2, с.42]

В целях системного рассмотрения роли правового образования в формировании правовой культуры общества, индивида, изучения становления правовоспитательного процесса в России следует воспользоваться двумя подходами. В первом случае мы выделяем базовые аспекты изучения вопроса на основе концептуальных положений юридической науки, а во втором – совершаем исторический экскурс в прошлое, позволяющий выявить систему приемов и методов научно-теоретического и практического решения проблемы.

Таким образом, согласно человеческой концепции правовое образование можно рассматривать как реализацию всеобщей сущности человека, как способность овладения необходимым правовым знанием, обеспечивающим выход личности за собственные пределы, за то, что он знает и испытывает непосредственно. Сущность правового образования, по его мнению, и заключалось в превращении человека в духовное существо.

Некоторые юристы полагали, что впервые вопрос о правовом воспитании в России актуализировался лишь в конце 60-х годов ХIX века в связи с принятием ряда нормативно-правовых актов о несовершеннолетних. К сожалению, исследование данной проблемы основывалось на рассмотрение лишь различных аспектов противоправного поведения, а не с позиции общего воспитания, то есть правовое воспитание мыслилась как система мер работы именно с субъектами, нарушившим закон. Согласно Закону Российской империи от 5 декабря 1866 года, совершившие преступления несовершеннолетние лица, отбывающие наказание в исправительных заведениях, теперь должны «были отбыть в исправительно-воспитательные дома».

Таким образом, цель работы с лицами, нарушившими закон, явно изменялась от целенаправленной системы карательного воздействия к мерам перевоспитания.

В дореволюционный период проблемы становления общего правового образования активно обсуждались в печати. Например, с 1914 года ежемесячное издание – журнал «Особые суды для малолетних и борьба с детской безнадзорностью» публиковал материалы о правовой воспитательной деятельности, поднимал вопросы о необходимости создания «автономного» (речь идет о системе отдельных самостоятельных источников права) законодательства. Такое законодательство могло бы ввести правовое русло в систему новых воспитательных мероприятий страны. К 1917 году в Российской империи сложилась система нравственно-правового воспитания.

В советский период созданы различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу того периода истории. Однако именно в их рамках обозначались формы, методы правового обучения, включающие и мероприятия по правовой пропаганде, которые оказывали немалое влияние на правосознание личности.

В 70-е годы правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры детей выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В рамках этой системы были выдвинуты две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы.[1, с.50]

Уделялось внимание и вопросам правового воспитания, которое понималось как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующих правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного активного поведения.

Специалисты считали, что при осуществлении задач правового образования важно сочетать словесные и деятельно-практические формы обучения для становления позитивного правосознания и правовой культуры личности. Тем не менее, работа по правовому обучению и воспитанию школьников, в некоторых случаях носила эпизодический характер, не складываясь в целостную систему. Проводились отдельные беседы, встречи, лекции по правовым вопросам, которые иногда даже не были взаимосвязаны между собой. Методический аппарат учебных пособий и книг по правовому образованию не нацеливал учителя на реализацию межпредметных связей при изучении вопросов права, а объем учебного времени для изучения правовых вопросов был незначителен (один час в неделю в восьмых классах).

Становление современной системы правового образования можно датировать началом 90-х годов XX века. Чем это обусловлено? Именно в этот период структурируются новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания, не дожидаясь нормативных установок Министерства образования РФ на внедрение учебных правовых курсов в школу, образовательные учреждения самостоятельно начинают «экспериментировать» и создают результативные программы формирования правосознания и правовой культуры личности.

Нормативно-правовые документы и законы создают юридическую основу для структурирования образовательной деятельности в России. Образование понималось как комплексная система обучения и воспитания. Несмотря на диспозитивность многих норм, закон не обеспечил прочную правовую основу деятельности образовательных учреждений.

Проблема правовой подготовки и создания грамотной системы правового воспитания стала волновать и частные образовательные учреждения. Имея финансовые возможности, частные школы стали приглашать к тесному сотрудничеству профессиональных юристов, для которых потребовалась разработка специальных методических рекомендаций по организации правового воспитания.[3,с.56]

Большое внимание уделяется формированию правовой культуры. Министерство образования страны нацеливало на необходимость изучения Конституции РФ и основных прав и свобод граждан страны.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание – это систематическое, направленное воздействие на личность в целях формирования у нее высокого уровня правосознания, готовности к сотрудничеству с согражданами, высокой правовой культуры.

Таким образом, правовое воспитание – объективный общественный процесс, в котором граждане участвуют в зависимости от социальных ролей, либо в качестве воспитуемых, либо – воспитателей.

Список литературы

  1. Егина Л.Г. Создание правового пространства школы в рамках правового воспитания - настоятельная необходимость // Право и образование. - 2011. - № 1.- С. 49-62.

  2. Каландаришвили З.Н. Правовое воспитание и его актуальные проблемы в современном российском обществе // Право и образование. - 2009. - № 5. - С. 42-48.

  3. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл.: разработки организационно-деятельностных игр. - Волгоград, 2007. - 207 с.

  4. Правовое воспитание: организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А. Харитончик. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 228 с.

  5. Петрова Т. В. Правовое воспитание – приоритет современного российского образования //Право в школе. 2009. - №3. - С.49-51.

6

Просмотров работы: 2503