АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сефералиева Э.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни является одной из наиважнейших социально-политических задач современного развития в России. Однако данный переход сопряжен с преодолением ряда субъективных и объективных трудностей. Одной из подобных трудностей является недостаточная правовая культура населения России, ведь в истории России имеется период, когда право и непосредственно правовая культура не были в числе ведущих общественных ценностей. В обществе царил правовой нигилизм, цинизм и массовая общественно-политическая пассивность людей. Переход к демократии и рыночной экономике сопровождался определенными трудностями, которые усугубили негативные настроения отдельной части населения в отношении реализации конституционных прав, а также исполнения обязанностей. Все это говорит об актуальности целенаправленного формирования правового сознания граждан России, и главным образом, подрастающего поколения.

Таким образом, правовое образование в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляют система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием образования в обществе. При этом нужно учесть, что центральным вопросом в модернизации образования будет не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но также и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработку прочных правовых традиций и непосредственно преодоление правового нигилизма. Однако следует признать, что на сегодняшний день мы не готовы в полном объеме на практике воплотить данную линию.

«Право, как известно, – подчеркивает М.Е. Жихаревич, – является одновременно и областью науки, и областью практической деятельности. Это так называемая уникальная форма общественного сознания и практики. Правовые знания способствуют развитию личности, ее самоопределению, а также самореализации. Правовое образование, как составная часть гражданского образования, призвано реализовать следующие цели. Это главным образом: воспитание уважения к праву, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, умений защитить права, свободы и законные интересы личности, способности мыслить и действовать в сложных жизненных обстоятельствах, анализировать правовые нормы применительно к конкретной ситуации».

Однако, к сожалению, на сегодняшний день ситуация в России такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Вот уже на протяжении 15 лет происходит обновление законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики. И даже при всем этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания общества. Это является тревожным фактором, который ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры российских граждан в ранг приоритетных задач государственной политики. И всему этому есть причина. Дело в том, что в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с социально-политическими изменениями в России преподавание правовых дисциплин в средней школе было приостановлено. На тот период это было обусловлено тем, что существовала необходимость кардинального обновления законодательства новой демократической России. Тем самым, в ходе реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. При этом объем правового блока значительно сократился. Отдельные темы правового характера, главным образом из отрасли конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или же разделов интегрированного курса обществоведения.

Таким образом, можно сказать, что полученное школьное гуманитарное образование не должным образом создает условия для самоопределения личности, освоения им общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире, и при этом оставаться в правовом поле.

Сегодня, когда рыночные отношения доминируют в экономическом укладе России, значимость правового образования, несомненно, возрастает многократно. Просто знать о праве уже недостаточно. Необходимы не только развернутые знания о юридических нормах, но и также о механизме защиты правовых интересов. И здесь большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества, то есть государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других. Ведь именно ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея при этом никакой юридической подготовки.

Отсюда следует, что возрастающее значение имеет профессиональная компетентность. Однако это касается не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий. Ведь зачастую нераспорядительность, перекладывание решения вопросов на других лиц, а иногда и грубость, все то, что мы называем бюрократизмом, порождаются не злым умыслом, а именно профессиональной некомпетентностью. Все это приводит к многочисленным правонарушениям, которые происходят от незнания закона, глупости в том числе, игнорирование или ущемления прав и законных интересов граждан, а также причинение ущерба обществу и государству.

Немаловажным моментом является слабая правовая подготовка будущих специалистов, как следствие недостаточной правовой компетентности преподавателей правовых дисциплин неюридического вуза. Данным преподавателям приходится излагать нормы российского законодательства. Они, естественно, должны иметь базовое юридическое образование. Вопросы повышения квалификации преподавателей правовых дисциплин требуют срочного решения. К примеру, лектор, читающий курс «Правоведение», должен быть «универсалом». Он обязан знать не какую-то конкретную отрасль права, но также все отрасли, включенные в программу курса (гражданское, трудовое, уголовное, административное и др.), компетентно отвечать на любые вопросы студентов. Трудности видятся еще и в том, что лекции читаются большому потоку студентов (четыре-пять групп), что очень отрицательно влияет на качество усвоения учебного материала.

Именно поэтому целью правового воспитания и обучения, будущих специалистов является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но также формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, в сфере экономики и в повседневной жизнедеятельности. Компетентное участие специалистов и руководителей в решении вопросов экономической политики, управлении делами государства, разрешении хозяйственных споров, обеспечении четкой и слаженной работы всех звеньев рыночной экономики, предупреждении нарушений законов в предпринимательской и всякой другой деятельности во многом зависит от того, насколько прочны их правовые знания. Думается, отныне правовая подготовка специалистов должна рассматриваться в качестве необходимого условия повышения их деловой квалификации.

Список использованной литературы.

1. Болотова Е. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования // Высшее образование в России. – 2006. - № 11. – С. 52 – 56.

2. Григорьева Н.А., Яцукова И.Л. Гражданское образование в России: государственная политика и социальные инициативы: Монография. - М.: АПКиППРО, 2008. - С. 9.

3. Жихаревич М.Е. Гражданско-правовое образование как фактор обновления российской школы // Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность (Материалы третьей межведомственной научно-практической конференции 24 апреля 2001г.) / Сост. И.М. Шаманов, Б.В. Зыкин, А.В. Седунов; под ред. В.П. Сальникова. – Псков; Изд – во информационного агентства "Псков-Инфопресс", 2001. – С. 140 – 141.

4. Певцова Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. –2006. - № 12. – С. 109 – 115.

5. Через образование - к гражданственности: сб. материалов. - СПб.: Союз, 2005. - С. 7.

Просмотров работы: 2650