ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Шихалиева М.Ш. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование является важнейшим элементом общественно-государственной системы, значимость которого трудно переоценить. Средний уровень образования населения является существенным показателем социально-экономического развития государства, залогом процветания и стабильности. Современная стратегическая линия в сфере образования реализуется в основном посредствомо государственного участия в управлении образованием, определением принципов и содержания функционирования и развития системы образования.

Основная задача образования - развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации себя в современном социуме. При этом возможность реализации права на образование не может быть ограничена, в том числе и состоянием здоровья ребенка. В отличие от некоторых иных сфер правового регулирования образование признает правосубъектность любого лица, реализующего свое право на образование, подкрепленное конституционными нормами. Государство безоговорочно признает право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования. При этом однозначного представления о форме реализации данного правомочия в правовой базе не сформировано.

В советскую эпоху дети-инвалиды обучались, как правило, в специализированных учебных заведениях, что вело фактически к их изоляции от общества. На современном этапе решается задача максимальной интеграции таких детей в общий образовательный процесс, предполагающий обучение вместе со здоровыми детьми.

Выезжая за границу, российские граждане с удивлением обращают внимание на то, что лица с ограниченными возможностями здоровья ведут достаточно активный образ жизни. Объединяя детей-инвалидов и их сверстников, общество учится взаимопониманию, взаимоуважению, утверждению равноправия. Российская Система образования в большей степени подчеркивает неравенство и изоляцию данной категории детей из общества, что отнюдь не помогает социальному и экономическому росту государства. В России для детей с инвалидностью создана система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, с такими детьми работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровыхи инвалидов. Дети-инвалиды, обучаясь в атмосфере уважения и принятия обществом, обретают уверенность в себе, что помогает им становиться полноправными членами общества на основе развития своих способностей и дальнейшей профориентации.

Не способствует определению единого подхода к системе гарантий в области образования для таких детей и сложившееся в правовой и педагогической науке терминологическое разнообразие. Для устранения противоречий в законодательстве и практике его применения необходимо вьгоаботать единое понятие группы лиц, имеющих особые права в сфере образования. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 включает понятие - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», под которым понимается обучающийся, имеющий недостатки физического и (или) психического развития, требующий для получения образования обеспечения специальных условий, отнесенный психолого-медико-педагогической комиссией к указанной категории. Данная формулировка шире, чем законодательное определение инвалида: лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Фактически оно совпадает определением, зафиксированным в Декларации прав инвалидов: выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. Необходимо как теоретическое, так и практическое осмысление основ данного правового института, его места в системе образовательного права, определение его структуры и введения единых понятий.

Право на образование реализуется лично, без представительства или передачи иному лицу. Сам человек не может отказаться от своего права на образование. Более того, по международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе. Поэтому наличие социальной инфраструктуры (системы образования), позволяющей получать образование через вступление в образовательные правоотношения, по сути, является результатом осознанной на государственном уровне необходимости полноценной реализации права человека на образование.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Основой правового регулирования названных мер для лиц, с ограниченными возможностями служит ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В данном законе образованию посвящена всего одна статья, в которой государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно. Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, согласно ч. 3 ст 16 Закона РФ «Об образовании» принимаются вне конкурса в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Как видим, обязательным условием профессионального становления является высокий уровень качества освоения программ общего образования. А для того, чтобы ребенок мог себе это позволить, необходима адекватная система финансирования, приспособление зданий образовательных учреждений к возможностям инвалидов, адаптация программ обучения с учетом их психофизиологических особенностей, педагогическая коррекция учебного процесса. При этом большинство специалистов подчеркивают необходимость комплексного государственного подхода в решении этих задач.

Централизованную помощь в процессе обучения инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов: Административные работники хотя и признают необходимость Iрасширения доступности высшего образования, но во избежание лишних неприятностей предпочитают не разворачивать широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 123].

Опросы экспертов среди инвалидов, в качестве которых выступали лидеры общественных организаций, показывают, что статус инвалида во многом зависит от систематических усилий родителей инвалида по продвижению ребенка в структуре образования. Отказываясь от помещения ребенка-инвалида в специализированный интернат, родителий вступают в «борьбу»бюрократичностью и стереотипностью системы образования. Чаще планируют и поступают в вузы инвалиды, имевшие опыт интегрированного образования. Опыт совместного обучения инвалидов и не инвалидов снимает страхи и напряжения по поводу коммуникаций со средой, добавляет уверенности учащимся с особыми потребностями в доступности для них учебного материала. Интеграция должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования [2, с. 47].

Комплексная программа государственной политики в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья давно является назревшей необходимостью. Действующие акты, такие как: О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: указ Президента РФ № 1156 от 02.10.1992; Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Постановление Правительства РФ № 927 от 12.08.1994, не обеспечивают в полном объеме механизм реализации законодательных положений. Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, Правительство РФ разработало программу «Доступная среда», целью которой стало формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности с целью интеграции инвалидов с обществом. В рамках реализации данной программы должно увеличиться количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет около 8,8% населения страны. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны. По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5% общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений. В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество таких образовательных учреждений до 10 тыс. единиц (20% прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).

При этом Президент РФ своим указом «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» определяет необходимость законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инюлюзивное образование).

Внедрение названных положений государственной политики в отношении инвалидов, неподкрепленных реальными механизмами, не приведет к фактическому улучшению положения детей-инвалидов в обществе. Действующее законодательство, как и проект закона об образовании не содержит понятие «инклюзивное образование», что существенно затрудняет его введение на любом уровне обучения. Законопроект об образовании в РФ предусматривает статью об организации получения образования лицами с ограниченными) возможностями здоровья, содержащую следующее положение: «Общее» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования указанными лицами, а также в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ коррекционной направленности». Получается: если законные представители ребенка-инвалида обратятся в образовательное учреждение, то им можно будет отказать в приеме такого ребенка по основаниям отсутствия необходимых условий для получения образования, а условия, по статистике, созданы в 2,5 % образовательных учреждений. А остальные дети?...

Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Потребуется: регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса; специально подготовленные для работы с «особыми» детьми педагоги и специалисты; материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.); адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий; необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми [3, с. 45].

Законодательство подчёркивает равество инвалидов со всеми членами общества и способствует созданию условий для реального осуществления ими своих человеческих прав и интеграции инвалидов в семью, производство и общество. Реализация социальных прав в отличие от гражданских и политических прав и свобод существенно зависит от конкретных экономических условий. Поэтому в настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства.

Литература:

  1. Смирнова Л, Н., Писарева О.Н. Семейный аспект профессиональной реабилитации молодых инвалидоп в вузе//Проблема устойчивого развития общетва переходного перода: Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2001.

  2. Гончаров С.А., Кантор В.З., Никитина М.И. Научно- методческое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов. СПб., 2002.

  3. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования //Справочник руководителя образовательного учреждения – журнал для директора школы. 2009. №6.

  4. Виноградова Н.Н. Реформа юридического образования и Болонский процесс!/ Образование и право. 2011. № 2.

Просмотров работы: 1864