ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Гасанова Р.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время большое внимание следует уделять воспитанию и образованию детей с девиантным поведением. В связи с тем что их количество увеличивается, назрела необходимость более четкого правового регулирования отношений в области образования детей с девиантным поведением.

Сегодня ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Считается, что в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45тыс. беспризорных детей и подростков. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в России подрастает так называемое особое потерянное поколение.

Статусу детей с девиантным поведением был посвящен, прежде всего Закон Российской Федерации «Об образовании». Пункт 11 ст. 50 Закона содержал норму о создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков с общественно-опасным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста. Эти дети нуждаются в особых условиях воспитания и обучения и требуют специального педагогического подхода. Закон также содержит норму о направлении учащихся в учебно-воспитательные учреждения только по решению суда.

Дети с девиантным поведением обязаны получить среднее (полное) общее образование. Они должны иметь возможность непосредственного доступа к хорошо укомплектованной библиотеке; к занятиям творческой и культурной деятельностью. Их образовательный процесс следует обеспечить средствами, оборудованием и преподавательским составом, необходимыми для того, чтобы дать детям с девиантным поведением возможность получить соответствующее образование.

В условиях обострения проблем детской безнадзорности, девиантного поведения подростков и деидеологизации молодежи актуальной становится

идея партнерства семьи и школы, родителей и педагогов как участников образовательного процесса. Законодательно закреплены их права и обязанности и официально признаны участниками образовательного процесса.

Реализация конституционного права на образование детьми с девиантным поведением обусловлена рядом критериев, среди которых:

  • уровень освоения образовательных программ

  • место получения образования; продолжительность периода беспризорности (степень «запущенности» обучающегося); повторность прерывания связи с образовательным учреждением

  • место проживания ; проживание в полной/неполной семье или вне семьи; состояние здоровья; наличие/отсутствие статуса инвалида

  • степень ограничения места реализации конституционного права на образование обучением в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

На степень реализации конституционного права на образование детьми с девиантным поведением влияют все выделенные критерии.

Показателями девиантности являются безнадзорность и уклонение от процесса образования. Задача вследствие этого органов и учреждений образования, внутренних дел – до минимума сократить безнадзорность детей с девиантным поведением, возвратить их в семью и школу: « девиантность порождает неполучение образования и, с другой стороны сама по себе является последствием того факта, что дети не ценят образование как благо». Существуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально- реабилитационные центры ля несовершеннлетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Их работа направлена на обеспечение

возможности прекращения статуса беспризорного и возвращения в школы.

Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод о возможности сокращения количества детей с девиантным поведением процентов на 70 при надлежащем исполнении педагогическими работниками обязанностей:

  • на высоком профессиональном уровне осуществлять свою деятельность;

  • обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

  • следовать требованиям профессиональной этики;

  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

Также в обязанности педагогов входит формирование у обучающихся активной гражданской позиции, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни. Они должны учитывать особенности психического, физического развития обучающихся и состояние их здоровья, применять исключительно педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, а также систематически повышать свой профессиональный уровень.

Таким образом, реализация конституционных прав и свобод личностью, в том числе детьми с девиантным поведением, обеспечение ее безопасности, физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина непосредственно связаны с такими интересами общества, как упрочение демократии, создание социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, безопасность России.

Противоречия нормам Федерального Закона, Конституции РФ, нечеткость правового регулирования отношений по профилактике безнадзорности способствовало её росту и , так как с решением проблемы безнадзорности теснейшим образом связан вопрос детей с девиантным поведением, нечеткость правового регулирования по профилактике безнадзорности не способствовало обеспечению гарантий права на образование детей с девиантным поведением.

Забота об образовании детей с девиантным поведением, их подготовке к возвращению в нормальный образ жизни – социальная деятельность большой важности. И государство способно создать систему, позволяющую сделать право на образование доступным для каждого.

Литература .

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2012. №303.

3.Мустафаев Ф.М. Основы ювенального права./ учебное пособие. – Махачкала 2010. 215с.

4.Батурина А.С. Дети с девиантным поведением – субъекты права на образование со специальным правовым статусом.// Право и образование. 2011.№4.

5.Букина Н.Н. Образовательная помощь родителям в осуществлении законодательного права на участие в образовательном процессе// Право и образование.2009.№3.

Просмотров работы: 1974