АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ

Нурмагомедова М.Н. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью правового образования является создание основы гуманистической правовой культуры и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной.

Средством реализации этой цели является создание в школах целостной системы правового образования учащихся г. Махачкалы с 1-го по 11-й классы, основанной на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в педагогике.

Системообразующими содержания правового образования являются ценности гуманистической этики и закрепленные в современном праве принципы приоритета ценности человека, его жизни и свободы, перед другими ценностями общества и государства; равноправие людей, независим от пола, национальности, расы; права каждого на признание и защиту со стороны государства неотъемлимых прав человека и гражданина и на собственную защиту этих прав всеми законными способами как на национально – государственном, так и на международном уровне и др.

В системе правового образования продолжаются такие традиции гуманистической педагогики, как ориентация на интересы и потребности обучающегося, отношение к ученику как к активному субъекту образовательного процесса, учет возрастных особенностей школьников и выполняемых ими на разных возрастных ступенях социальных ролей, гуманный характер отношений между учеником и учителем, применение педагогических технологий, ориентированных на создание у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности, стимулирование их познавательной активности, развитие мышления, воспитание гуманных нравственных чувств.

Именно отношение к ученику как к субъекту образовательного процесса потребовало от автора концепции отказаться от традиционного для правового образования формально – информационного подхода, когда без учета возможностей и реальных потребностей ребенка на него обрушивают большой объем правовой информации, девять десятых которой оказывается бесполезной из – за неготовности ребенка воспринять ее.

В противовес формально – информационному подходу в правовом образовании, в предлагаемой системе реализуется личностно – ориентированный подход, требующий строгой дозировки информации, особенно на начальных ступенях обучения, продвижения в познании правовых явлений «малыми шагами», но с обеспечением прочного, осознанного и прочувствованного усвоения учащимися тех элементов права, которые необходимы им в жизни именно сейчас.

Реализация гуманистически ориентированной системы правового образования является важной составной частью процесса гуманизации образования в современных школах города Махачкала.

Практический опыт правового образования учащихся в школах города Махачкалы показывает, что даже опыт небольшого числа школ, в которых удалось внедрить элементы правового образования (в основном, через внеурочную работу) в начальную школу и в 5 – 8 – е классы, показал возможности повышения эффективности правового воспитания школьников.

В построении системы правового образования школьников г. Махачкала на основе системного подхода принципиально важным было рассмотрение ее как части более широкой системы школьного образования современной России. Это позволило сделать вывод, что система правового образования, чтобы вписаться в школьное образование, должна обладать существенными чертами, свойственными в целом школьному образованию, то есть быть целенаправленной, открытой, развивающейся в направлении получения оптимальных педагогических результатов.

Организационное единство системы правового образования обеспечивается совокупностью преподаваемых специальных учебных предметов этико – правовой направленности: на первом этапе – «Я и мой мир», на втором – «Социальная практика», на третьем – «Права человека в свободной стране», на четвертом – «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира», «Из истории права», «Основы правоведения». На каждом этапе именно такой специальный этико – правовой предмет становится стержнем правового образования, объединяя работу в данном направлении на уроках по другим школьным предметам.

Правовое образование на каждом этапе ориентировано на достижение конкретных практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения безопасности ее жизнедеятельности.

Важным этапом создания системы правового образования в школах г. Махачкалы явились проектирование оптимальных результатов правового обучения и воспитания, которые соответствовали бы цели становления гуманистической демократической правовой культуры личности и свидетельствовали бы о ее осуществлении. Следует подчеркнуть, что проектируемые результаты не ориентированы на завершенность процесса становления правовой культуры молодежи в школе – он должен продолжаться и во взрослой жизни ее выпускников. Однако школа может и должна заложить основы правовой культуры молодежи в школе – он должен и должна заложить основы правовой культуры ее питомцев – это ее долг перед учащимися и их родителями. Именно такой результат рассматривался как оптимальный. В соответствии со структурой правовой культуры в проектируемый результат включены знания, умения, опыт, установки и ценностные правовые и нравственные ориентиры (исходя из принципа взаимосвязи этики и права). Проектируемые результаты сформулированы в общем виде с учетом последующей их конкретизации в учебных программах и методических рекомендациях. Форма их описания напоминает стандарты образования с тем лишь различием, что стандарт ориентирован на необходимый минимум, а проектируемый результат – на возможно большие достижения.

При определении проектируемых результатов использовались материалы исследования итогов преподавания в школах локальных правоведческих курсов (проверочные работы, собеседования с учащимися, наблюдения на уроках), это позволило учесть познавательные возможности учащихся и, отталкиваясь от этих итогов, прогнозировать получение более высоких, качественно новых результатов при переходе от локальной (один – два года обучения) к целостной вертикальной (с 1-го по 11-й класс) системе правового образования. Учитывались также рекомендованные Министерством образования РФ вопросы экзаменационных билетов по правоведению для 9-го и 11-го классов.

В результате функционирования системы правового образования в средней школе ее выпускник должен:

-усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;

-знать содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, реализующих отношения между государством и личностью;

- знать основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка;

-иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны;

-знать наиболее «ходовые» нормы частного и публичного права и иметь представление о порядке их применения;

-владеть знаниями об охране правопорядке государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;

-иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

-усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

-овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права;

-иметь представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), осознавать на этой основе ценность права как явления культуры;

-уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл;

-уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;

-уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;

-уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т.п.)

-иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов, такие как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);

-осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

-иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Естественно, что общие результаты функционирования системы правового образования выходят за рамки данной совокупности показателей результативности, так как в нее были включены лишь те компоненты, которые поддаются измерению в той или иной форме непосредственно в процессе осуществления правового образования. Поэтому не включены такие личностные образования, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, социальная активность, коммуникативность и ряд других, развитию которых должно способствовать правовое образование. По той же причине не включены в результаты показатели накопления у учащихся опыта правомерной социально полезной деятельности; не включены и компоненты, установить которые возможно лишь по прошествии заключительного времени (отсроченный результат), - это в первую очередь, «законопослушание» как устойчивая черта поведения человека.

Подчеркнем, что результаты проектировались как итог функционирования системы правового образования в целом. При этом предусматривалось постепенное, поэтапное их достижение.

За последние годы в г. Махачкала делаются попытки включения элементов правового образования в работу начальной школы. Примером могут служить средняя школа №16 и средняя школа №8 г. Махачкалы. С этой целью создаются книги для младших школьников о правах человека и о правах ребенка (З.К.Штекендорф, В.В.Антонов, А.Усачев и др.). Однако, правовая информация в этих книгах не адекватна потребностям и возможностям младших школьников, а потому не оказывает существенного воздействия на правовое обучение и воспитание в начальной школе. В 5-7 (8)-х классах основной школы получил распространение разработанный под руководством Я.В.Соколова курс «Граждановедение», ориентированный, в первую очередь, на решение задач становления гражданских свойств личности, ее социализации. Этот курс мог бы стать одной из ступеней системы правового образования в школе, однако между ним и правоведческими предметами, которые преподаются в 9-м классе, нет необходимых преемственных связей в решении задач правового образования. Следует отметить и недостаточную внутреннюю связь между модулями курса «Граждановедение», в том числе между правовыми и другими модулями.

В свете вышеизложенного особое значение приобретает реализация в школах Махачкалы инновационной системы учащихся правового образования с 1-го по 11 класс. Ведущими педагогами методики гуманитарного образования была разработана целостная система правового образования школьников, учитывающая актуальные потребности российского общества, необходимость обновления школьного образования и его гуманизацию. Для реализации этой системы был подготовлен и издан целостный учебно – методический комплекс..

Проведенная в десяти школах города (Махачкалы) экспериментальная проверка этой системы и учебно – методического комплекса показала их реалистичность, доступность для внедрения, адекватность потребностям современной российской школы. Эксперимент выявил широкое и разностороннее воздействие реализации системы правового образования на учителей и учащихся.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом правового образования в средней школе является следующий аспект.

В рамках общей системы правового образования школьников выделено четыре этапа по годам обучения: 1-й этап – начальная школа; 2-йэтап – основная школа 5-го до 7-го класса (другой вариант – до 8- го класса); 3-й этап – 8-9-й классы (другой вариант – только 9-й класс); 4-й этап- полная средняя школа- 10-11 классы.

На каждой из указанных ступеней ядро коллектива педагогов составляют те, кто постоянно работает со школьниками этой возрастной группы. Поэтому создание системы правового образования требовало учета особенностей не только учащихся соответствующих классов, но и разных групп учителей, постоянно работающих лишь на одной из ступеней школьного образования и обладающих в связи с этим сложившимся педагогическим почерком.

В то же время выделение в рамках основной школы двух этапов системы правового образования определялось как возрастными изменениями, происходящими с учащимися в 14-15 лет, так и изменением их правового статуса, что делает особенно актуальным для адаптации детей этого возраста к окружающей жизни овладение ими системой правовых знаний, приобретение нормативной культуры и функциональной грамотности. Именно поэтому в сложившейся на протяжении многих лет системе школьного образования преподавание систематических правоведческих курсов осуществляется в 9-м (либо в 8-9) классе. Выделение в качестве отдельного этапа правового образования в 9-м либо, как вариант, в 8-9 классах, позволило сохранить преемственность с уже накопленным опытом преподавания проведения в этих классах, органически включив специальный правоведческий курс (созданный в рамках общей концепции и отличный от ныне действующих) в общую систему правового образования.

Преемственность с действующими правоведческими курсами («Права человека», «Право и политика», «Основы правоведения» и др.) заключается в том, что именно преподавание права в 9-м классе (либо в 8-9-х классах) должно обеспечивать формирование у школьников основного объема систематизированных правовых знаний. В то же время на 1-м и 2-м этапах правовое образование носит пропедевтический характер: происходит постепенное накопление правовых знаний учащихся, в первую очередь в области актуальных для их социального статуса и их форм жизнедеятельности «ходовых» правовых норм. На этих ступенях учащиеся постепенно овладевают содержанием некоторых правовых понятий, знакомятся с содержанием Конвенции о правах ребенка, всеобщей декларации прав человека, с отдельными статьями Конституции Российской Федерации. Однако указанные компоненты правовых знаний, полученные учащимися на первых двух этапах, требуют дальнейшего закрепления, осмысления, развития, что и осуществляется на третьем этапе в систематическом правоведческом курсе.

Основное же внимание на 1-м и 2-м этапах уделяется этическому образованию – раскрытию содержания и значения нравственных ценностей и формированию гуманистических нравственных ориентации школьников. Именно гуманистические нравственные ориентиры школьников, если они сложились на 1-м и 2-м этапах системы правового образования, должны стать фундаментом для формирования у учащихся в процессе правового образования на 3-м этапе социально – полезных оценок правовых явлений, формирования у них позитивных правовых чувств и установок.

Исходя из того, что обязательное образование в современной России ограничено основной школой, именно 3-й этап правового образования рассматривается как решающий в достижении намеченного результата. Поэтому мы считали необходимым увеличение объема учебных часов на изучение правоведческого курса до 68 часов в год (против традиционных 34), при этом предусмотрены два варианта: по 1 часу в неделю в 8-х и 9-х классах либо 2 часа в неделю в 9-м классе. На 4-м этапе системы правового образования дальнейшее становление правовой культуры школьников осуществляется с учетом их ближайших перспектив – окончания школы и появления в связи с этим у выпускников новых социальных ролей: абитуриента, студента, призывника, военнослужащего, наемного работника, предпринимателя, избирателя, члена общественной организации, вступающего в брак и др.

Поэтому с использованием различных форм внеурочной работы (юридической лекторий для учащихся и их родителей, встречи с юристами, «круглые столы» и др. учащиеся 10-11- х классов получают возможность приобрести актуальные для них правовые знания, связанные с их будущими ролями, а проведение разных вариантов игр, имеющих правовую направленность, позволяет отработать практические умения применения правовых знаний и приобрести опыт действий в различных ситуациях, имеющих правовое содержание.

Одновременно на 4-м этапе в курсе обществознания, разработанном в соответствии с концепцией правового образования, происходит углубление теоретических правовых знаний учащихся с органичным включением этих знаний в более широкую систему знаний о современном мире.

Большое место в данном обществоведческом курсе занимает гуманистическая этика, повторное обращение к идеям которой на новой возрастной ступени позволяет учащимся заново осмыслить свои нравственные позиции с учетом накопленного опыта и уточнить их с позиций гуманизма.

Для учащихся 10-11 классов, ориентирующихся на юридические специальности на 4-м этапе осуществляется допрофессиональная подготовка в виде изучения двух правоведческих курсов «Из истории права» и «Основы правоведения» - в школах юридического профиля эти курсы обязательны для всех, в остальных являются предметами по выбору учащихся. Особенность предлагаемой системы правового образования школьников в том, что организационным центром правового образования (в единстве с этическим) на каждом этапе является специальный учебный курс, на который и возлагается основная ответственность за достижение намеченных результатов:

1-й этап – этико – правовой курс «Я и мой мир»- 1 час в неделю в каждом классе.

2-й этап- этико – правовой курс»Социальная практика» - 1 час в неделю в 5, 6, 7-м (а возможно, и в 8-м) классах.

3-й этап- курс «Права человека в свободной стране» - 2 часа в неделю в 9-м классе либо по 1 часу в неделю в 8-м и 9-м классах.

4-й этап- курс обществознания «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира»- 2 часа в неделю в 11-м классе, а в школах с углубленным изучением гуманитарных предметов – по 2 часа в неделю в10-м и 11 классах.

Литература:

1.Алиева В.М.- Мониторинг учебной деятельности в школах г.Махачкалы., Махачкала, 2012.

2.Рагимова Л.Т. Правовое образование и его особенности в средней школе Дагестана// Сборник трудов научно-практической конференции. Махачкала, изд-во ДГТУ.,2013

3.Кабыш Н.Ф. –Особенности преподавания права в средней школе. Махачкала, 2011.

4.Концепция правового образования. Текст [Электронный ресурс]:- Электрон. Текстовые данные. – М.: Российская академия правосудия, 2011.- 226 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5768

Просмотров работы: 1403