В России низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.
В настоящее время для решения указанных задач в системе образования РФ реализуются следующие направления сохранения и развития здоровья подрастающего поколения: физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, подростков и юношества средствами физической культуры); лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья); гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности); эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой); обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).
В последнее время не только в нормативных документах, но и научных публикациях эти направления обозначаются термином «здоровьесберегающие технологии». Но мой взгляд, использование данного словосочетания не соответствует современным вызовам развития информационного общества.
Во-первых, термин «технология» отражает технократическую модель, доминировавшую в индустриальном обществе. Данная модель основана на жестком управлении контроле воспитанника, технологической организации воспитательного процесса. Это «взгляд на человека как на программируемый компонент системы, объект самых разных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна свобода по отношению к возможному пространству деятельности». В Социо-культурном информационном пространстве современного отечественного образования набирает силу гуманистическая модель воспитания, которая строится на основе взаимодействия педагога и обучающегося.
Во-вторых, прилагательное «здоровьесберегающие» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». «Сберегать» - это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровье сбережение - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в школу). Поэтому необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности.
Считаю, что нужны новые понятия - «здоровьесовершенствование» и «здоровьесозидание», имеющие перспективные значения. Здоровьесовершенствование - от «совершенствоваться» - становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства. Этот термин характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием. Здоровьесозидание ( от «созидать» - сделать существующим, произвести, основать) - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение.
В-третьих, в условиях значительного снижения уровня здоровья обучающихся, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Однако, выполняя возложенную на них миссию, коллективы образовательных учреждений, широко используя медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные методы и приемы, явно недооценивают значение культуры здоровья педагога и роль самой педагогической деятельности в сохранении здоровья воспитанников. Неудовлетворительный уровень владения способами методами сохранения и развития здоровья в индивидуально жизнедеятельности и в образовательном процессе свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов.
Культура здоровья как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и готовность к практической деятельности лежит в основе использование эффективных средств здоровьесозидающей деятельности.
Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, укрепление и развитие индивидуального здоровья.
Выделяем следующие принципы ЗСД:
Информационно-обучающие методы: включают программу по обучению здоровью, воспитанию культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни.
Самая большая проблема связана со способами воспитания культуры здоровья, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей воспитанникам. Педагоги создают условия, а воспитанник принимает или отвергает.
Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД), педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни. От степени готовности педагогов к таким методам и формам деятельности во многом зависит успешность решения одной из важных задач современного отечественного общества - формирование здоровой личности.
Список литературы
1. Зайцев, Н. К., Колбанов, В. В. Стратегия понимания здорового образа
жизни//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
2. Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с
3. Мазурова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007
3.Торохова, Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с
4. Малярчум М.М. Культура здоровья (личностный и профессиональный аспекты)6 дис. ...д-ра пед-наук 13.00.01.- Тюмень, 2009.-355с