ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье описывается направления сохранения и развития здоровья подрастающего поколения, выделяются принципы здоровьесозидающей деятельности.

В России низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим  и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.

В настоящее время для решения указанных задач в системе образования РФ реализуются следующие направления сохранения и развития здоровья подрастающего поколения: физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, подростков и юношества средствами физической культуры); лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья); гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности); эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой); обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).

В последнее время не только в нормативных документах, но и научных публикациях эти направления обозначаются  термином «здоровьесберегающие технологии». Но мой взгляд, использование данного словосочетания не соответствует современным вызовам развития информационного общества.

Во-первых, термин «технология» отражает технократическую модель, доминировавшую в индустриальном обществе. Данная модель основана на жестком управлении контроле воспитанника, технологической организации воспитательного процесса. Это «взгляд на человека как на программируемый компонент системы, объект самых разных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна свобода по отношению к возможному пространству деятельности». В Социо-культурном  информационном пространстве современного отечественного образования набирает силу гуманистическая модель воспитания, которая строится на основе взаимодействия педагога и обучающегося.

Во-вторых, прилагательное «здоровьесберегающие»  несет смысловую нагрузку слова «сбережение». «Сберегать» - это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровье сбережение - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в школу). Поэтому необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности.

Считаю, что нужны новые понятия - «здоровьесовершенствование» и «здоровьесозидание», имеющие перспективные значения. Здоровьесовершенствование - от «совершенствоваться» - становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства. Этот термин характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.  Здоровьесозидание ( от «созидать» - сделать существующим, произвести, основать) - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу  здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение.

В-третьих, в условиях значительного снижения уровня здоровья обучающихся, именно педагоги должны решать  проблему обеспечения здоровья.  Однако, выполняя возложенную на них миссию, коллективы образовательных учреждений, широко используя медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные методы и  приемы, явно недооценивают значение культуры здоровья педагога и роль самой педагогической деятельности в сохранении здоровья воспитанников. Неудовлетворительный уровень владения способами методами сохранения и развития здоровья в индивидуально жизнедеятельности и в образовательном процессе свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов.

Культура здоровья как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого   опыта и готовность к практической деятельности лежит в основе использование эффективных средств здоровьесозидающей деятельности.

Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД)  заключается в использовании   принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, укрепление и развитие индивидуального здоровья.

Выделяем следующие принципы  ЗСД:

  • аксиологический - предопределяет рассмотрения здоровья личности.
  • гуманистический - предполагает переоценку всех компонентов учебно-воспитательного процесса, признавая ценность не только обучающегося как личности, его права на свободу, счастье, здоровье, состояние душевного и духовного здоровья.
  • герменевтический - предполагает сознательное овладение теорией и практикой формирования, сохранения и совершенствования здоровья обучающихся.
  • культурологический - реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе о вопросах культуры здоровья как основы оптимального психофизического состояния воспитанников.
  • принцип холестичности - развитие здоровьесозидающей деятельности, представление оптимальным соотношением духовной, душевной и телесной составляющих природы человека, образующих внутреннее единство.

Информационно-обучающие методы: включают программу по обучению здоровью, воспитанию культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни.

         Самая большая проблема связана со способами воспитания культуры здоровья, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей воспитанникам. Педагоги создают условия, а воспитанник   принимает или отвергает.

         Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД), педагог обязан представлять рациональные образы  и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.  От степени готовности педагогов к таким методам и формам деятельности во многом зависит  успешность решения одной из важных задач современного отечественного общества - формирование здоровой личности.

Список литературы

1.     Зайцев, Н. К., Колбанов, В. В. Стратегия понимания здорового образа

жизни//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

2.     Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с

3.     Мазурова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007

3.Торохова, Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с

4.     Малярчум М.М.  Культура здоровья (личностный и профессиональный аспекты)6 дис. ...д-ра пед-наук 13.00.01.- Тюмень, 2009.-355с

Просмотров работы: 1986