В современном, быстро меняющемся мире, туризм - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные комплексы и туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.
Персональный компьютер и Интернет, их доступность и надежность, способствуют проникновению во все сферы общества новых информационных технологий. Эти технологии являются, возможно, первыми в истории человечества, обеспечивающими рост производительности в сфере услуг.
Одной из важнейших для руководителей любого уровня проблем является использование информационных технологий в разработке управленческих решений. В острой конкурентной борьбе выживают и добиваются успеха те организации, руководство которых владеет умением принимать эффективные решения, используя дополнительные возможности, которыми в полной мере обдают современные компьютерные информационные технологии. Поэтому развитию информационных технологий в туризме, равно как и процессу автоматизации фирмы с помощью офисных программ, компьютерной техники, применяемой в работе турфирмы, созданию сервера туристской фирмы, должно уделяться особое внимание. Используя преимущества компьютерных технологий, современная туристская компания может уверенно и успешно работать сегодня, закладывая фундамент завтрашнего процветания.
Одной из сфер широкого применения компьютерных информационных технологий является туристский бизнес, который представляет собой высоко насыщенную информационную область, где сбор, хранение, обработка и передача информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования предприятия.
Под компьютерными информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации с помощью компьютеров и компьютерных сетей для решения управленческих задач экономического объекта.
Туристские компании, осуществляющие низкую скорость передачи данных между сотрудниками различных звеньев, испытывают острую необходимость в совершенствовании процесса управления информационными технологиями. Одним из способов решения существующих проблем подобного типа является расширение клиент-серверной технологии, играющей ключевую роль в повышении эффективности работы компании.
Клиент-сервер - вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Физически, клиент и сервер - это программное обеспечение, взаимодействующее через компьютерную сеть посредством сетевых протоколов.
Преимущества клиент-серверной технологии:
- отсутствие дублирования кода программы-сервера программами-клиентами;
- данные, хранящиеся на сервере, как правило, являются более защищенными;
- использование сервера позволяет проще организовать контроль полномочий, разрешая доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.
Кроме описанных достоинств, клиент-серверная технология имеет, конечно же, и недостатки, которые могут быть сформулированы следующим образом:
- неработоспособность сервера, выражающаяся в нехватке производительности для обслуживания клиентов, может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть предприятия;
- поддержка работы данной системы требует содержания на предприятии отдельного специалиста - системного администратора;
- высокая стоимость оборудования.
Состояние индустрии туризма в современном мире настолько многолико и многогранно, что требует применения и постоянного совершенствования программно-аппаратного комплекса - набора технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач.
С целью подтверждения или опровержения данного предположения была разработана программа внедрения программно-аппаратного комплекса и выделен объект исследования - российский туроператор «Счастливый случай».
Предмет исследования сформулирован следующим образом - применение современных информационных технологий на данном предприятии.
Для анализа возможности внедрения новых видов информационных технологий, изначально необходимо рассмотреть материально-техническую базу предприятия. Начиная с 2012 года штат исследуемого предприятия увеличился в два раза, площадь помещения увеличилась на 20 кв.м. Расширение штата привело к затруднению коммуникаций между менеджерами предприятия и снижению скорости работы, и, как следствие, к нарастанию внутриорганизационного психологического напряжения.
С целью совершенствования управления информационными технологиями, для решения задачи быстрого обмена информацией между сотрудниками предприятия, предложена идея внедрения клиент-серверной технологии.
Установка подобной клиент-серверной технологии на данном предприятии позволит решить следующие задачи:
1. Увеличить скорость обмена информации между сотрудниками предприятия;
2. Снизить требования к пользовательским компьютерам;
3. Осуществить централизацию хранения информации;
4. Значительно повысить защиту информации.
Реализация любого проекта предполагает поэтапное осуществление следующих мероприятий: проектирование - покупка оборудования - внедрение программно-аппаратного комплекса - монтажные работы - сдача в эксплуатацию - сервисное обслуживание.
Для осуществления данного проекта на первом этапе должны быть осуществлены следующие мероприятия: предпроектный анализ программно-аппаратного комплекса предприятия, определение потребности в информационных технологиях, поиск поставщиков, заключение контрактов и покупка необходимого оборудования.
Второй этап осуществления проекта включает: установку оборудования, проведение инструктажа сотрудников предприятия, запуск работы программно-аппаратного комплекса. Определение влияния проекта на деятельность организации, выработку корректирующих воздействий, определение перспектив проекта позволят определить мероприятия мониторинга проекта.
К переменным затратам можно отнести первоначальные затраты на покупку оборудования и установку операционной системы, которые предположительно составят:
Наименование |
Стоимость, руб. |
Сервер |
40 000 |
Установка ОС |
5 000 |
Итого: |
45 000 руб.
|
К постоянным затратам можно отнести ежемесячные затраты по обслуживанию серверного оборудования, сервисное обслуживание персональных компьютеров, обслуживание принтеров.
Для проверки совпадения результатов с запланированными были определены следующие показатели:
1. Показатель времени. Характеризуется продолжительностью и выполнением этапов проекта в установленные сроки;
2. Показатель эффективности. Характеризуется скоростью передачи данных и оптимизацией рабочего процесса;
3. Показатель безопасности. Характеризуется защитой информации;
4. Экономический показатель. Окупаемость проекта.
Так как осуществление любого проекта влечет за собой изменения, значит, нужно понять: изменили ли мы то, что хотели. Комплексная оценка проекта помогает ответить на вопрос: «Какого результата мы достигли?»
Оценку влияния проекта на деятельность предприятия можно осуществить с помощью:
1. Сопоставления экономических показателей: влияние на экономические показатели работы предприятия, срок окупаемости проекта;
2. Производственного показателя: сервисная мощность (скорость обслуживания);
3. Технико-экономического показателя: влияние на повышение качества продукции через внедрение более совершенной технологии, автоматизацию производственных процессов.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- за последние годы мировой рынок туристских услуг претерпел ряд качественных и количественных изменений благодаря использованию и дальнейшему совершенствованию информационных технологий;
- использование каждым сегментом туризма разработок системы информационных технологий имеет значение для всех других его частей;
- совершенствование организации управления туристской индустрией требует расширения клиент-серверной технологии, играющей ключевую роль в повышении эффективности работы компании, а также постоянного совершенствования программно-аппаратного комплекса - набора технических и программных средств, совместно работающих для выполнения многогранных задач информационной поддержки предприятия сферы туризма.
Литература
1. Бочарников В. Н. Информационные технологии в туризме : учеб. пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская. - М.: Флинта, 2013. - 358 с.
2. Есаулова С. П. Информационные технологии в туристической индустрии: учеб. пособие / С. П. Есаулова. - М.: Дашков и Кш, 2011. -151 с.
3. Самохина Л. С. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: сетевой курс / Л. С. Самохина, Т. М. Бойцова.- Владивосток: ВГУЭС, 2010 -192 с.
4. Тарханова Н.П. Роль информационной обеспеченности в организации туристического бизнеса / Н. П. Тарханова, П. В. Писклаков // Инновационные информ. технологии. - 2013. - Т. 4, № 2. - С.265-269.