Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно часто связано с деформацией различных отношений личности с миром и в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности.
Особенно отчетливо проблема одиночества проявляется в подростковом возрасте. Оно влияет на становление молодого человека как личности, что непосредственно отражается на его будущем. Именно в этом возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям; происходит поиск смысла жизни, человек стремится к самоопределению себя и своего места в этом мире. Именно поэтому тема одиночества продолжает быть актуальной сегодня. Этой проблемой занимаются такие исследователи как У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон, Л.Э. Пепло, К. Рубинстайн, Ф. Шейвер, И.С. Кон, Т.В. Драгунова и др.
Подростковый возраст характерен «возникновением интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенностью внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности предаваться мечтам, - противопоставлении себя окружающим, несущим с собою конфликты» [2, с.122].
И.С. Кон рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении». А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» [3, с.56].
Хотя переживание одиночества, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ переживания одиночества Ф.Е. Василюк показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными «внутренними необходимостями» жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации [1, с.21]: здесь-и-теперь удовлетворение; Реализация мотива (удовлетворение потребности); упорядочение внутреннего мира; самоактуализация.
Итак, признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.
Цель исследования: выявить причины возникновения чувства одиночества и разработать и научно обосновать коррекционно-развивающую программу по его преодолению в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа по преодолению чувства одиночества будет эффективна, если:
- учитывать в качестве причин возникновения переживания одиночества социальные характеристики (социометрический статус), личностные характеристики (нейротизм, психотизм);
- развивать коммуникативные умения подростков в форме групповых занятий.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Одной из основных причин данного состояния является то, что, сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Если подросток не увидит поддержки со стороны взрослых или сверстников, то может замкнуться в себе. Следует заметить, что одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте.
Анализируя переживание одиночества в подростковом возрасте, мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 школьников 15-16 лет. Были использованы методики: социометрия, шкала «UCLA», личностный опросник «НЭП», методика исследования самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, методы математической статистики: t - критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что подростки с высоким уровнем переживания одиночества имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками с низким уровнем. Однако мы считаем эту разницу незначительной.
Результаты проведённого исследования с помощью личностного опросника «НЭП» показывают, что наиболее значимые данные были получены по шкале экстраверсии-интроверсии. То есть подростки, имеющие низкий уровень одиночества, более открыты и направлены во внешний мир, чем подростки с высоким уровнем. Остальные качества (нейротизм и психотизм), в силу отсутствия различий в показателях обеих групп, мы не считаем личностными особенностями подростков, испытывающих состояние одиночества.
Развитие коммуникативных свойств, умение общаться и чувствовать себя легко в общении у подростков с невысокими показателями по шкале одиночества, значительно выше. Подростки, чувствующие себя одинокими, в основном испытывают трудности в общении. Таким образом, переживание одиночества в подростковом возрасте связано больше с коммуникативными его качествами, умениями. Нами была составлена и апробирована программы развития коммуникативности для подростков с высоким уровнем переживания одиночества. Цели программы: - улучшить отношения со сверстниками и родителями; научиться понимать себя и окружающих; повысить самооценку и поверить в свои силы; улучшить общее самочувствие; разрешить индивидуальные психологические проблемы (страхи, тревога, агрессивность, безразличие и др.).
В программу включены три блока психологической работы: игровой, образовательный, блок психологических знаний.
Список литературы:
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 21.
2. Драгунова Т.В. Вопросы психологии личности школьника. М.: Политиздат. 1961. С. 122.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 56.