НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Царегородцева А.И. 1
1филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Защита прав человека - женщин актуальна практически для всех стран мира, которые в настоящее время претерпевают фундаментальные изменения в экономической, политической и социальной сферах. Женщины составляют более половины населения этих стран. За последнее десятилетие появились тревожные тенденции в положении женщин, "феминизация безработицы","феминизация бедности", резкое снижение женщин в выборных органах и на уровнях принятия решений. Женщины являются наиболее обездоленными, бедными, больными, потерявшими всякую надежду людей. Ориентация на международные правовые стандарты может стать важной предпосылкой для совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики в области прав женщин. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статья 7) не выполняется.[1]

Женские политические права не реализуются в полном объеме: реализована только пассивная их часть ˗ участие в выборах, а активная часть˗участие в принятии решений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти не в полном объеме. Если в 1985 году доля женщин в Верховном Совете СССР была 32%, в 1993 году их доля в Федеральном Собрании России, составила 11%, а в нынешнем созыве Госдумы 2011 года женщины-депутаты составляют лишь 14% от общего состава. В то же время, доля женщин в населении России составляет 52%. По мнению аналитиков WEF, основная проблема нашей страны ˗ не только в обеспечении равных возможностей для мужчин и женщин в экономической сфере, где ее показатели лучше, чем во многих странах мира, а ярко выраженные проблемы политических возможностей и представленности женщин в выборных органах. С точки зрения обеспечения экономических возможностей женщин в 2011 году, Россия оказалась на 28 месте в общем рейтинге из 134 стран, с точки зрения возможностей в сфере образования 29 место, с точки зрения возможностей в секторе здравоохранения на 41 месте, с точки зрения политических прав только 85, и 59 место в рейтинге гендерного неравенства.[2]

Вполне естественно, может удивить, почему вдруг аналитиками WEF и других международных экономических и политических структур, был возбужден вопрос гендерного равенства? В докладе, подготовленном для Национального совета по разведке Соединенных Штатов, мы находим на этот вопрос следующий ответ:"Достижение гендерного равенства обещает значительные выгоды, не только женщинам" все больше и больше авторов цифрами доказывают, что реализация равенства в образовании стимулирует экономический рост, сокращение детской смертности и недоедание.[3] Мы подчеркиваем, что этот ответ дает эксперт аналитик в области гендерных теорий специализированных структуры вооруженных сил. В том же докладе он отмечает, что к 2020 году, женщины будут получать много прав и свобод, и в большинстве стран мира расширится их доступ к образованию, участию в политической жизни, они добьются новых успехов в борьбе за равноправие на рабочих местах. Тем не менее, по данным ООН и Всемирной организации здравоохранения, к тому времени, неравенство полов не полностью исчезнет, даже в развитых странах, и еще значительным останется в развивающихся странах". [3] Среди факторов, препятствующих реализации гендерного равенства, автор доклада называет исторически патриархальные традиции, которые могут серьезно усугубить проблему конкуренции за ограниченные ресурсы общественности. Среди факторов, которые способствуют продвижению гендерного равенства, модернизацию, которая включает в себя обширную программу реформ распространения информационных и коммуникационных технологий, которая может открыть новые перспективы для женщин в сфере занятости. Реформу управления, направленных на децентрализацию и расширение полномочий местных органов власти, в которых все более активно участвуют женщины.[3] Авторитетный американский политолог Чарльз Тилли, обсуждая характеристику эпохи современности и процессы демократизации, де ˗демократизации, справедливо отметил, что эти процессы обеспечиваются тремя группами изменений, в том числе"наращивание или ослабление... основных категорических неравенств" в области государственной политики.[4] И объяснил: "Социальное неравенство подрывает устои демократии и демократизации в двух случаях: первый ˗ когда сохраняющиеся различия ... превращаются в обычное категориальное различие по признаку расы, пола, класса..., а во-вторых, когда эти категориальные различия непосредственно переведены на государственную политику.[4]

"В свою очередь, понятие "неравенство" Тилли раскрывает как "отношения между лицами или группами лиц в результате их взаимодействия, одна группа получает больше преимуществ, чем другие".[4] И пока неравенство преимуществ, то есть неравенство прав и возможностей в жизни мужчины и женщины будет определять характер принятия государственных решений, Россия, несмотря на многообещающие проекты модернизации и "инновации", остается страной, в которой влияние образцов и стандартов традиционной политической культуры явно перевешивает силу закона в качестве основного, неотъемлемого атрибута модернизации.

Конституция России содержит две статьи предназначенные для обеспечения правового режима гендерного равенства. Данная Статья 19, пункт 3, гарантирует соблюдение равных прав и свобод мужчин и женщин, за счет обеспечения равных возможностей для их реализации, а также статья 15, в которой говорится, что международные документы, подписанные и ратифицированные Россией, являются неотъемлемой частью ее законодательства, и имеют приоритет над национальным законодательством. Положения, устанавливающие принцип равенства, содержатся также в Трудовом, Семейном, Уголовном и Административном кодексах Российской Федерации. Российская Федерация подписала и ратифицировала большинство международных правовых документов по обеспечению гендерного равенства. Но среди законодательных норм, есть и те, что нуждаются или в расширении, или уточнении, или пересмотре. Есть вопросы, не урегулируемые законом (насилие в семье, например). Основным недостатком гендерного составляющего законодательной базы Российской Федерации является отсутствие определения понятия "дискриминация в отношении женщин", несмотря на неоднократные указания Комиссии ООН по положению женщин о необходимости изменения существующей ситуации в соответствии с международными стандартами. В частности, такое определение содержится в статье I Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Статье I говорится, что "...понятие дискриминации в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равенства мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Учитывая наличие статей о гендерном равенстве в Конституции и других законах можно предположить, что в России есть правовая основа для ликвидации дискриминации в отношении женщин. С формальной точки зрения, отсутствие дискриминации по признаку пола в России гарантирована. К сожалению, реальность другая, не устраняется дискриминация по признаку пола во всех сферах жизни. Кроме того, в финансово-экономический кризис, дискриминация в отношении женщин возрастает. Наиболее тяжелые для женщины последствия дискриминации в области труда и занятости. Следует отметить, что в течение рассматриваемого периода, ни одно проявление дискриминации в этой области не было устранено. Сохранена горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация. Женщины в основном заняты на низкооплачиваемых рабочих местах. Женщины по-прежнему низкооплачиваемые группы людей, так что даже укоренилась концепция "феминизация бедности". Женские заработной платы в среднем, по официальным данным, составляют около 60% мужских. И это несмотря на то, что среди работающих женщин 67 % с высшим и средним специальным образованием, а среди мужчин таких работников только 46%. Кроме того, есть еще один термин «новые бедные». Это - социальная группа тех, кто живет в нищете, несмотря на то, что у них есть работа. Большинство из них составляют женщины. Серьезной проблемой, стоящей перед российским обществом - насилие в семье. Высок уровень домашнего насилия в отношении женщин около 40% подвергаются физическому насилию [5],крайне мало институтов, способствующих снижению насилия, помогающих женщинам, попавшим в трудную ситуацию. Россия не участвовала в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, проводимой Советом Европы в 2006-2007 гг. Она была единственной страной-членом Совета Европы, которая не ответила на вопросник Совета Европы в рамках данной кампании.[6]

Уровень образования и заработной платы. Несмотря на более быстрое, чем у мужчин, повышение уровня образования, большинство женщин продолжают испытывать ограничения профессиональных возможностей и заняты в традиционно "женских" работах (учителя, младший медицинский персонал, и т.д.), где как правило, платят меньше.

Сегодня нарушены и трудовые права женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Законодательное введение такой нормы , как отпуск по уходу за ребенком без поддержки защитного механизма сохранения рабочего места при выходе из него, это еще один фактор дискриминации. Жизнеспособность отпуска по уходу за ребенком для родителей, должна сопровождаться механизмом для поддержания квалификации, а также выплату пособий, соответствующих социальным стандартам. Вопиющим стал факт дискриминации - введение принципа платности медицинских услуг. Результат - увеличение материнской смертности, рождение больных детей, резкое сокращение численности населения во всех регионах России, за исключением Северо-Кавказского региона с традиционно высокой рождаемостью. Правительство России на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) было вынуждено взять на себя обязательства: создать условия для снижения материнской и младенческой смертности. Однако это обязательство, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Россией не выполняется.[7] В ряде промышленно развитых стран есть закон «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин», который регулирует порядок и процедурные стороны принципа равенства и устанавливает процедуры контроля за исполнением законодательства на практике. Например, в Швеции действует "Акт о равенстве между мужчинами и женщинами",[7] который регулирует вопрос в сфере трудовой деятельности. Существует институт омбудсмена, а также другие варианты и механизмы недопущения дискриминации женщин, правом обратиться к Европейской комиссии по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые теперь могут быть доступны и российским женщинам.

Конституция Российской Федерации, содержит статью 19, пункт 3, в которой говорится о равноправии женщин, но нет никаких гарантий его осуществления, и санкции за нарушение этого принципа.

Для разработки национального механизма защиты прав и интересов женщин в России надо провести:

1. Экспертизу действующего в России законодательства;

2. Провести разработку критериев и подходов к оценке дискриминации в отношении женщин;

3. Провести анализ действующего механизма органов контроля, за соблюдением международного и Российского законодательства по правам женщин. Такая работа требует объединения усилий специалистов из различных отраслей и не может быть основана только на энтузиазме.

Таким образом, для улучшения положения женщин необходимо добиться равного представительства женщин и мужчин в органах власти, в административных структурах, в судах, при необходимости путем определения квот.

Политическим партиям необходимо включать рассмотрение вопросов гендерного равенства в свои политические программы, и в то же время принять меры по обеспечению возможности участия женщин в их руководящих органах на равных с мужчинами основаниях.

Нужно принять законы, которые обеспечат баланс в гражданских и политических позициях мужчин и женщин. Эти действия должны быть направлены на обеспечение равного представительства женщин и мужчин во всех выборных должностях. Эти нормы должны быть закреплены либо в Уставах партии, или в законе о выборах и в Конституции РФ

Изменить сложившуюся ситуацию в значительной мере может воссоздание государственного механизма улучшения положения женщин. Наиболее эффективным представляется учреждение специализированного Совета при Президенте РФ, как гаранта Конституции. Только полномочия такого уровня по данным вопросам способны сделать данную структуру действительно эффективной (Председатель Совета - Советник Президента).

В Совет при Президенте РФ могли бы войти представители органов исполнительной и законодательной власти, неправительственных общественных организаций, эксперты.

Женщинам нашей страны и мира, необходимо добиться разработки и принятие на основе Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, одноименной универсальной Конвенции ООН. Потому, что Декларации представляют лишь заявления о намерениях.

Библиографические ссылки:

1.     Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). - М., 1997.

2.     http://gtmarket.ru/news/state

3.     Шубин А. Россия 2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. М.: «Европа».2005.

4.     Тили Ч. Демократия. М.: АНО «Институт общественного проектирования». 2007.

5.     Калабихина И.Е., Козлов В.А.Домашнее насилие в отношении женщин в современной России: влияние социально-демографических характеристик супругов на распространенность насилия// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2009. № 1.

 

Просмотров работы: 3725