ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИОТИПОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИОТИПОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

Субботина С.И. 1
1ГБОУ СПО РО "ТАВИАК"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение:

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Проблему межличностных отношений рассматривали в отечественной психологии В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смиронова. Мясищев В.Н. разработал теорию отношений, в ней отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения. Бодалев А.А. разработал закономерности формирования отношений. Коломинский Я.Л. определяет общение как "такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения".

В российской психологической литературе тема межличностных отношений старших подростков исследована недостаточно, исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, моя тема является актуальной для исследования.

Возможности социометрии- только выявление групп и лидеров

Наряду с формальной структурой, отражающей обязательную, нормативную сторону организации, в любой социальной группе всегда складываются неформальные межличностные отношения, которые зависят от ценностных ориентаций ее членов, особенностей восприятия людьми друг друга и т. п. и чтобы это выяснить нам поможет социометрия

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь цель:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

  1. Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

  1. Возможности соционики

Соционика- это наука, утверждающая, что каждый человек принадлежит к определенному типу, типов этих всего 16 и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами.

"Ерунда! " - скажете Вы, "при таком разнообразии человеческих характеров всего 16 ?!!" Все дело в том, что понятие типа в соционике гораздо более узкое, чем характер, чем вся психика в целом, т. к. ставится вопрос лишь о том, какую информацию и каким образом человек воспринимает и усваивает, а вот выводы из этого можно сделать самые разноплановые.

Концепцию принадлежности человека к определенному типу (или ТИМу-тип информационного метаболизма) можно пояснить следующим образом: каждый человек смотрит на окружающую действительность под определенным углом и в зависимости от этого угла различные вещи приобретают различную значимость. Т. е. человек смотрит на мир как бы через призму, определяющую на что под каким углом смотреть. Вот и получается, что определенная информация, проходя через соответствующую грань усваивается легко, без искажений, а определенная искажается и воспринимается с трудом. Таким образом, ТИМ- это и есть та призма, которую "носит" каждый человек, и таких “призм”- 16. И иногда люди не понимают друг-друга только из-за того, что они смотрят на одну и ту же вещь под различными углами, а не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Соционика рассматривает ряд закономерностей, влияющих на людей и их взаимоотношения, которые раньше не могли быть глубоко изучены методами традиционной психологии, по причине отсутствия в ней модели личности, как механизма информационного взаимодействия человека или коллектив с окружающей средой.

Что же нам дает соционика?

  1. Прежде всего возможность понять собственный механизм восприятия информации и связанные с этим свои сильные и слабые стороны, на что делать упор в жизни и что подтягивать, перестать терзать себя за то, что является твоей неотъемлемой частью.

  2. Возможность лучше понимать окружающих, замечая не только поступки, но и то что за ними стоит.

  3. Узнать, кто же такой дуал и что такое дуальная защита.

  4. Возможность понять причины сложившихся человеческих отношений, конфликтов и непониманий.

  5. Возможность организовывать группы с заранее прогнозируемыми,

наиболее благоприятными отношениями (семья- одна из таких групп) .

  1. Первые результаты и проблемы:

Для того чтобы узнать взаимоотношения в отдельной группе было предложено определенное задание, по результатам которого составлена следующая таблица

На основе этой таблицы можно сказать, что не все члены группы общаются между собой и не у каждого общение взаимное. Это можно объяснить с помощью социометрии, из которой выходит, что не каждый тип личности может отлично ладить с некоторыми типами

На основе этой же группы была проведена проверка 2х соционических тестов,получились следующие результаты:

Дихотомический тест

Тест Изабеллы Майерс-Бриггс

Горький

Жуков

Достоевский

Гамлет

Горький

Горький

Гюго

Гюго

Достоевский

Джек Лондон

Наполеон

Наполеон

Достоевский

Гюго

Достоевский

Дюма

Робеспьер

Горький

Джек Лондон

Есенин

Робеспьер

Робеспьер

Габен

Бальзак

Достоевский

Драйзер

Гамлет

Достоевский

Достоевский

Достоевский

По таблице видно, что 2 теста у многих не совпали. Возможно это говорит, о том что студенты отнеслись к нему несерьезно или же вопросы были сформулированы некорректно.

По проведенному иссдедованию можно сделать вывод, что все части психологии человека взаимосвязаны

Просмотров работы: 7228