В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Проблему межличностных отношений рассматривали в отечественной психологии В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смиронова. Мясищев В.Н. разработал теорию отношений, в ней отношение личности всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения. Бодалев А.А. разработал закономерности формирования отношений. Коломинский Я.Л. определяет общение как "такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения".
В российской психологической литературе тема межличностных отношений старших подростков исследована недостаточно, исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, моя тема является актуальной для исследования.
Возможности социометрии- только выявление групп и лидеров
Наряду с формальной структурой, отражающей обязательную, нормативную сторону организации, в любой социальной группе всегда складываются неформальные межличностные отношения, которые зависят от ценностных ориентаций ее членов, особенностей восприятия людьми друг друга и т. п. и чтобы это выяснить нам поможет социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь цель:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Возможности соционики
Соционика- это наука, утверждающая, что каждый человек принадлежит к определенному типу, типов этих всего 16 и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами.
"Ерунда! " - скажете Вы, "при таком разнообразии человеческих характеров всего 16 ?!!" Все дело в том, что понятие типа в соционике гораздо более узкое, чем характер, чем вся психика в целом, т. к. ставится вопрос лишь о том, какую информацию и каким образом человек воспринимает и усваивает, а вот выводы из этого можно сделать самые разноплановые.
Концепцию принадлежности человека к определенному типу (или ТИМу-тип информационного метаболизма) можно пояснить следующим образом: каждый человек смотрит на окружающую действительность под определенным углом и в зависимости от этого угла различные вещи приобретают различную значимость. Т. е. человек смотрит на мир как бы через призму, определяющую на что под каким углом смотреть. Вот и получается, что определенная информация, проходя через соответствующую грань усваивается легко, без искажений, а определенная искажается и воспринимается с трудом. Таким образом, ТИМ- это и есть та призма, которую "носит" каждый человек, и таких “призм”- 16. И иногда люди не понимают друг-друга только из-за того, что они смотрят на одну и ту же вещь под различными углами, а не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Соционика рассматривает ряд закономерностей, влияющих на людей и их взаимоотношения, которые раньше не могли быть глубоко изучены методами традиционной психологии, по причине отсутствия в ней модели личности, как механизма информационного взаимодействия человека или коллектив с окружающей средой.
Что же нам дает соционика?
Прежде всего возможность понять собственный механизм восприятия информации и связанные с этим свои сильные и слабые стороны, на что делать упор в жизни и что подтягивать, перестать терзать себя за то, что является твоей неотъемлемой частью.
Возможность лучше понимать окружающих, замечая не только поступки, но и то что за ними стоит.
Узнать, кто же такой дуал и что такое дуальная защита.
Возможность понять причины сложившихся человеческих отношений, конфликтов и непониманий.
Возможность организовывать группы с заранее прогнозируемыми,
наиболее благоприятными отношениями (семья- одна из таких групп) .
Первые результаты и проблемы:
Для того чтобы узнать взаимоотношения в отдельной группе было предложено определенное задание, по результатам которого составлена следующая таблица
На основе этой таблицы можно сказать, что не все члены группы общаются между собой и не у каждого общение взаимное. Это можно объяснить с помощью социометрии, из которой выходит, что не каждый тип личности может отлично ладить с некоторыми типами
На основе этой же группы была проведена проверка 2х соционических тестов,получились следующие результаты:
Дихотомический тест |
Тест Изабеллы Майерс-Бриггс |
Горький |
Жуков |
Достоевский |
Гамлет |
Горький |
Горький |
Гюго |
Гюго |
Достоевский |
Джек Лондон |
Наполеон |
Наполеон |
Достоевский |
Гюго |
Достоевский |
Дюма |
Робеспьер |
Горький |
Джек Лондон |
Есенин |
Робеспьер |
Робеспьер |
Габен |
Бальзак |
Достоевский |
Драйзер |
Гамлет |
Достоевский |
Достоевский |
Достоевский |
По таблице видно, что 2 теста у многих не совпали. Возможно это говорит, о том что студенты отнеслись к нему несерьезно или же вопросы были сформулированы некорректно.
По проведенному иссдедованию можно сделать вывод, что все части психологии человека взаимосвязаны