ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Акимова А.К. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные социальные реалии жизни выдвигают повышенные требования к личности выпускников вуза. Работодатели заинтересованы в увлеченных, деятельных, конкурентно способных специалистах. На собеседование с работодателем все претенденты приходят с дипломом о полученном образовании. Поэтому из большинства работодатель выберет наиболее здорового и работоспособного.

Цель физического воспитания в вузе - формирование физической культуры личности студентов. Основная задача - подготовить студента к будущей профессиональной деятельности. Критерием эффективности этого процесса является повышение уровня здоровья, самодисциплины, физического развития, физической и функциональной подготовленности и работоспособности, формирование здорового образа и стиля жизни, а также использование студентами средств физической культуры и спорта для самоорганизации, активного отдыха и досуга.

С этой целью в образовательных учреждениях организовывают дополнительные занятия по физической культуре, спорту, различные направления и секции по развитию двигательной активности учащихся. В нашем вузе успешно налажен процесс дополнительного (бесплатного) образования по физической культуре. Во второй половине дня студентам предлагается возможность тренировочного процесса по отдельным видам спорта (баскетболу, волейболу, легкой атлетике, футболу, настольному теннису), общей физической подготовки, аэробики. Студенты занимаются с квалифицированными преподавателями и тренерами, в просторных спортивных залах со всем необходимым инвентарем. Студенческие команды участвуют в соревновательном процессе по разным видам спорта и занимают всегда места в тройке призеров. Это все говорит о том, что руководство вуза заинтересовано в уровне подготовки своих выпускников к профессиональной деятельности.

Проблема мотивов и мотивации физкультурно-спортивной деятельности и посещения дополнительных занятий по физической культуре является одной из актуальных, поскольку большинство студентов зачастую считают данные занятия необязательными,  второстепенными и что без них вполне можно обойтись.    На наш взгляд, данная проблема требует глубокого изучения и детального разбора причин, которые служат основанием поверхностного отношения студентов к дополнительным занятиям по физподготовке.

Целью данной работы является анализ результатов опроса по выявлению ведущих мотивов посещения дополнительных занятий по физической культуре.

 Специалисты считают, что успешность в любой деятельности человека зависит от наличия мотивов и мотивации. Мотивы человека отражают его потребности, личностные диспозиции и состояние, могут выступать как цель или предмет удовлетворения потребности, побуждений или намерений. Придавая вопросам мотивации и целеполагания ведущую роль, Б.Ф. Ломов писал: «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение для решения многих практических задач». С.Л. Рубинштейн утверждал, что мотивы составляют ядро личности человека. Психологи определяют мотив как задерживающее окончательное действие или благоприятствующее ему решение человека к определённым действиям. Мотив является одной из составляющих мотивационной сферы. Мотивацию делят на внутреннеорганизованнуюобусловленную потребностями личности, и внешнеорганизованную, обусловленную внешними стимулами. Источниками мотивации студентов могут быть внешние (поощрения, награды) и внутренние (потребность в признании, самоутверждении).

Наличие  мотивации придает активности человека более деятельный характер. В нашем случае это то, ради чего и почему студенты посещают дополнительные занятия по физической культуре, которые из-за высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок, недостатка времени и дороговизны фитнес-услуг остаются практически единственной формой дополнительной двигательной активности вне рамок образовательного процесса для большинства студентов. Несмотря на это, численность на этих занятиях не так высока, как хотелось бы.

Мы решили провести опрос и выявить ведущие причины  посещения студентами дополнительных занятий по физической культуре, которые помогут преподавателям физического воспитания в поиске путей повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе.

Нами были опрошены 72 студента, занимающихся дополнительными занятиями по физической культуре по разным направлениям. В специальном опроснике-анкете  студенты должны были сформулировать обоснование, почему они посещают дополнительные занятия физкультурой и спортом.

На основе анализа анкет было выявлено, что доминирующим мотивом  посещения дополнительных занятий физической культурой студентами является поддержание спортивной формы и здоровья. Оценки последующих мотивов были ранжированы следующим образом (в порядке убывания значимости):

- совершенствование двигательных умений и навыков;

- совершенствование физических качеств;

- повышение спортивного мастерства;

- потребность в движении;

- средство общения и развлечения;

    - интересная организация занятий;

    - помогает снизить умственное напряжение (табл.1).

Таблица 1

Основные мотивы посещения студентами дополнительных занятий по физкультуре

Мотивы

Всего 72 чел.

%

1.

Поддержание спортивной формы и здоровья

24

33,3

2.

Совершенствование двигательных умений и навыков

10

13,8

3.

Совершенствование физических качеств

9

12,5

4.

Повышение спортивного мастерства

8

11,1

5.

Потребность в движении

7

9,7

6.

Интересная организация занятий

5

6,9

7.

Средство общения и развлечения

5

6,9

8.

Помогает снизить умственное напряжение

4

5,5

 

  Анализ шкалы мотивов показывает, что мотивация студентов, занимающихся дополнительными занятиями физкультурой, является внутреннеорганизованной и ведущие мотивы, соответственно, несут внутренний характер. У занимающихся студентов развит рациональный мотив укрепления и сохранения здоровья, а так же поддержание жизненного тонуса, как залога гармоничной жизни и условия реализации своих социальных амбиций. Наряду с этими ответами студентами подмечено, что организация дополнительных занятий соответствует хорошему уровню, наличие спортивного инвентаря и интересная подача преподавателей  позволяет удовлетворять потребности и желания студентов  в двигательной активности.

Значит, для удовлетворения потребностей студента, нацеленного на результат в будущей профессиональной деятельности, созданы все условия, отвечающие требованиям современной жизни. Следовательно, преподавателям следует провести большую работу для привлечения студентов к дополнительным занятиям по физкультуре, изучить до конца проблему численности и заинтересованности студентов, выполнить глубокий анализ и найти верные пути решения этого вопроса.  

 

Список литературы:

 

1.    Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образовательном пространстве физической культуры / М.Я. Виленский // Пед. докл.,  -Ростов-на-Дону, 2004.  

2.    Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2008.  - № 3.  

3.    Григорьева С.А. Уровень самостоятельности двигательной активности студенток вуза / С.А. Григорьева // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, соискателей и студентов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012.  - Т. II.  

4.    Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: Автореф. дис...канд.  - СПб., 1998.

5.     Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии.  - 1987.  - № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 1882