Как в хронологическом, так и в эстетическом плане понятие «современная драматургия» является очень емким.
В 80-х годах традиционный жанр русской реалистической драмы был значительно обновлен новыми классиками - драматургами «новой волны», среди которых следует выделить Л. Петрушевскую, А. Галина, В. Арро, А. Казанцева, В. Славкина, Л. Разумовскую и др., а также следует выделить постперестроечную «новцю драму», связанную с таким именами как Н. Коляда, М. Угаров, М. Арбатова, А. Шипенко и многие другие.
Современную драматургию можно определить как живой многоаспектный художественный мир, стремящийся преодолеть шаблоны, стандарты, которые были выработаны идеологической эстетикой социалистического реализма и реалиями застойного времени.
Горбачевская перестройка, которая началась в советском обществе, повлияла на культурную ситуацию. Положительным явилось то, что в новых обстоятельствах не сработали призывы чиновников от искусства к писателям быть «командой быстрого реагирования», создавать пьесы «на злобу дня», «не отставать от жизни», провести конкурс на «лучшую пьесу о... «перестройке».
Таким образом, в русской драматургии началась новая эпоха, в которой высоко ценятся критерии правды и художественности в размышлениях драматургов о сегодняшнем дне.
Один из ведущих дискуссионных вопросов - это определение специфики «новой драмы» рубежа ХХ-ХХІ столетий. Некоторые исследователи, например, А.М. Липовецкий, видит в этот период некоторое затухание активности.
Однако, это утверждение является спорным.
В 2000-х годах «новая драма» только начинает развиваться, интерес к данному явлению возрастает. Научное исследование данного феномена отображено в трудах таких ученых как М. Липовецкий, С. Гончарова-Грабовская, М. Громова, Н. Ищук-Фадеева, О. Журчева, И. Канунникова, И. Зайцева и др. Тем не менее, современная русская драматургия на данном этапе недостаточно изучена.
Показательная особенность «новой драмы» является ее жанровая неопределенность, распространение необычных и экспериментальных форм.
Так, многие современные пьесы напоминают «горячие» репортажи газетных хроник, они актуальны, но в них нет художественности, но в них затрагиваются те же важные для человечества вопросы, что и у классиков и по сей день человечество стоит на пороге их решения.
Нужно отметить, что спектр оценок «новой драмы» в современных литературоведческих и критических работах очень широк: от полного отказа в «новизне», до признания именно за этим направлением роли экспериментирующего авангарда.
Новая драма предоставляет редкую возможность разработки относительно нового языка описания культурных феноменов, опирающихся как на перформативность, так и на дискурсы насилия.
Условием понимания сущности «новой драмы» является ее рассмотрение в контексте динамики современной литературы в целом, обнаружения схожих процессов в прозе и драматургии. Только синтез подходов, методик, расширение контекста, сопоставление произведений разных национальных литератур позволяет адекватно описать столь сложное, развивающееся явление, как современная «новая драма».
Востребованность «новой драмы» во многом связана с тем, что пьесы подымают актуальную тематику, связаны, прежде всего, с современностью, интерпретируют глобальные социальные перемены. Пьесы призваны отражать изменения в картине мира и концепции человека. Поэтому закономерным становится изучение новейших произведений в аспекте переходного художественного мышления и новаторских поисков нового поколения.