СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как в хронологическом, так и в эстетическом плане понятие «современная драматургия» является очень емким.

В 80-х годах традиционный жанр русской реалистической драмы был значительно обновлен новыми классиками -  драматургами «новой волны», среди которых следует выделить Л. Петрушевскую, А. Галина, В. Арро, А. Казанцева, В. Славкина, Л. Разумовскую и др., а также следует выделить постперестроечную «новцю драму», связанную с таким именами как  Н. Коляда, М. Угаров, М. Арбатова, А. Шипенко и многие другие.

Современную драматургию можно определить как живой многоаспектный художественный мир, стремящийся преодолеть шаблоны, стандарты, которые были выработаны идеологической эстетикой социалистического реализма и реалиями застойного времени.

Горбачевская перестройка, которая началась в советском обществе, повлияла на культурную ситуацию.  Положительным явилось то, что в новых обстоятельствах не сработали призывы чиновников от искусства к писателям быть «командой быстрого реагирования», создавать пьесы «на злобу дня», «не отставать от жизни», провести конкурс на «лучшую пьесу о... «перестройке».

Таким образом, в русской драматургии началась новая эпоха, в которой высоко ценятся критерии правды и художественности в размышлениях драматургов о сегодняшнем дне.

Один из ведущих дискуссионных вопросов - это  определение специфики  «новой драмы» рубежа ХХ-ХХІ столетий. Некоторые исследователи,  например, А.М. Липовецкий, видит в этот период некоторое затухание активности.

Однако, это утверждение является спорным.

В 2000-х годах «новая драма» только начинает развиваться, интерес к данному явлению возрастает. Научное исследование данного феномена отображено в трудах таких ученых как М. Липовецкий, С. Гончарова-Грабовская, М. Громова, Н. Ищук-Фадеева, О. Журчева, И. Канунникова, И. Зайцева и др.  Тем не менее, современная русская драматургия на данном этапе недостаточно изучена.

Показательная особенность «новой драмы» является ее жанровая неопределенность, распространение необычных и экспериментальных форм.

Так, многие современные пьесы напоминают «горячие» репортажи газетных хроник, они актуальны, но в них нет художественности, но в них затрагиваются те же важные для человечества вопросы, что и у классиков и по сей день человечество стоит на пороге их решения.

Нужно отметить, что спектр оценок «новой драмы» в современных литературоведческих и критических работах очень широк: от полного отказа в «новизне», до признания именно за этим направлением роли экспериментирующего авангарда.

Новая драма предоставляет редкую возможность разработки относительно нового языка описания культурных феноменов, опирающихся как на перформативность, так и на дискурсы насилия.

Условием понимания сущности «новой драмы» является ее рассмотрение в контексте динамики современной литературы в целом, обнаружения схожих процессов в прозе и драматургии. Только синтез подходов, методик, расширение контекста, сопоставление произведений разных национальных литератур позволяет адекватно описать столь сложное, развивающееся явление, как современная «новая драма».

Востребованность «новой драмы» во многом связана с тем, что пьесы подымают актуальную тематику, связаны, прежде всего, с современностью, интерпретируют глобальные социальные перемены. Пьесы призваны отражать изменения в картине мира и концепции человека. Поэтому закономерным становится изучение новейших произведений в аспекте переходного художественного мышления и новаторских поисков нового поколения.

 

 

 

Просмотров работы: 2643