Владение современными инструментами налогового планирования является необходимым условием успешной деятельности в сфере бизнеса.
Актуальность рассматриваемых вопросов, их недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили необходимость поиска новых решений в становлении практики налогового планирования.
Цель настоящей работы - освоение новых технологий налогового планирования в рамках органической концепции экономики.
Органическая концепция направлена на увеличение доходности бизнеса при одновременном сокращении его рискованности.
Становление практики налогового планирования включает такие этапы как:
1 Уклонение от уплаты налогов;
2 Минимизация налогов;
3 Оптимизация налогообложения и наконец,
4 Налоговое планирование.
Рассмотрим каждый этап налогового планирования подробнее.
Уклонение от уплаты налогов на начальном этапе становления современной российской экономики носило простой, незамысловатый характер - незаконное предпринимательство. Порядка 70% малого бизнеса осуществляли коммерческую деятельность без регистрации в налоговых органах. Тотально этот период был непродолжительным, но даже в сегодняшней ситуации существуют "предприниматели" без регистрации. Они тоже "платят", но по договоренности. Такие платежи носят "условно оспоримый" аккордный характер (если говорить с точки зрения теории налогообложения), то есть им называют фиксированную сумму, к примеру, в месяц, но они могут "поторговаться". В текущих условиях подобную форму нельзя назвать бизнесом.
Минимизация налогов - по сути следующий маленький шаг, но не ступень, принципиальным отличием которого является регистрация юридического лица.
Первый, абсолютно не имеющий отношения к законной деятельности, - это регистрация подставных компаний. То есть юридическое лицо есть, но и генеральный директор и учредители - люди, не имеющие никакого отношения к реальным управленцам и владельцам. Естественно, если налоги и уплачиваются, то условные - к примеру, 2000 рублей в месяц. Фактически это тоже незаконное предпринимательство.
Второй - регистрация "чистой" компании, но перевод денежных средств, в качестве расходов, все на те же подставные компании. Данный способ называют "обналичка". Подобный способ "уменьшения" налогов, достаточно эффективный, но имеет помимо повышенных налоговых рисков, еще и риск уголовной ответственности. К сожалению, и в настоящее время данный способ является достаточно популярным, но рассматривать его как цивилизованный, не представляется возможным.
Оптимизации налогообложения - это, пожалуй, первая ступень на лестнице цивилизованных отношений налогоплательщиков с государством. Оптимизация налогообложения основывается на применении так называемых законных налоговых схем (в хорошем понимании этого термина). Если в применяемой налоговой схеме используется подставная компания, то ее, схему, легко можно относить к инструментам минимизации налогов. И абсолютно не принципиальна сложность данной схемы - в конце все равно 100% налоговый риск плюс уголовная ответственность. Налоговые органы, хоть это и противоречит всем принципам построения налоговой системы, применяют правило "последнего живого". То есть последняя в цепочке компания, которая является реально существующей, несет всю ответственность за всю схему. Таким образом, "хорошее понимание" термина налоговые схемы - все участники реальны и их деятельность также реальна. [3]
Налоговое планирование в текущей ситуации является верхней, но не последней ступенью. Принципиальным отличием данной ступени являются ее постоянный, а не разовый, как у предыдущих этапов характер.
Налоговое планирование - неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью организации в рамках единой стратегии её экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Налоговое планирование - совокупность плановых действий, объединённых в единую систему и направленных на максимальный учёт возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы.[1]
Налоговое планирование - совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.
Налоговое планирование - это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени. Объединяя существующие определения, можно выделить следующие ключевые моменты:
В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации: как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом. Налоговое планирование имеет свои границы, и самая основная из них - соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения.
Внутреннее планирование:
Внешнее планирование:
Рассмотрим каждый метод внешнего планирования подробнее.
Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения.
Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.
Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей.
В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как:
В процессе анализа эффективности проводимых мероприятий в области налогового планирования чрезвычайно важно определить ключевые результативные показатели подобного анализа и систематизировать их по степени и характеру влияния на конечный результат.
Эффективность применяемых методов и инструментов налогового планирования выражается количественно в снижении налоговой нагрузки или налогового бремени предприятия.
Налоговая нагрузка - это давление, производимое налогообложением в народном хозяйстве в целом и его составляющих единичных хозяйствах в результате налоговых изъятий. Современная наука для измерения налоговой нагрузки на макроуровне использует показатель соотношения суммы уплаченных налогов к ВВП (на уровне региона - ВРП). Таким образом определяется граница вмешательства государства в перераспределение ВВП (ВРН).[2]
На микроуровне налоговая нагрузка измеряется в соответствии с методикой Минфина РФ как отношение суммы начисленных предприятием налоговых платежей к выручке от реализации. Налоговая нагрузка различается по отраслям экономики, типам и масштабам экономики, типам и масштабам экономики хозяйствующих субъектов (индивидуальный предприниматель, малое, среднее и крупное предприятие).
Из выше изложенного следует, что общая направленность налогового планирования - сокращение расходов, связанных с налоговыми обязательствами налогоплательщика, в том числе и посредством уменьшения его налоговых рисков. В современных российских условиях, когда инициатива находится в руках налоговых органов, налоговое планирование приобретает новые очертания. Раньше можно было согласиться с определением налогового планирования как реализации закрепленного в Налоговом Кодексе положения о том, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, посредством внедрения специфических форм планирования деятельности. Теперь же налоговое планирование все более направлено на сокращение рисков привлечения налогоплательщика к финансовой, административной или уголовной ответственности. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что основной его целью является минимизация налоговых платежей, но одновременно приходится признавать, что допустимые пределы использования инструментов налогового планирования сужаются. Еще не так давно хозяйственные операции, единственная цель которых - сокращение налоговых платежей (в том числе и так называемая обналичка), являлись стандартом ведения бизнеса. Однако сейчас все чаше можно услышать высказывания как собственников, так и управляющих: «Пусть я лучше буду больше платить государству, зато мой бизнес будет «белым» и прозрачным».
Налоговое планирование, как инструмент «искусственного» сокращения расходов, уходит в небытие. В рамках этой тенденции формируется новый тренд развития налогового планирования, как искусства управления налоговыми рисками. И если признать этот тренд, то придется признать и то, что налоговое планирование не должно основываться на специально созданных «налоговых схемах» или искусственной интерпретации договорных отношений. Фактически, технологии налогового планирования должны быть «естественными», то есть органически вписываться в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Именно вписываться, а не являться "руководством к действию". Они могут корректировать некоторые ее аспекты, но ни в коем случае не являться отправной точкой.
Подводя итог, можно скорректировать определение Налогового планирования в соответствии с органической концепцией экономики:
Налоговое планирование в органической экономике - совокупность действий, основанных на технологиях налогового планирования и отвечающих следующим критериям:
Список литературы:
1 Воскобойник В.О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями [Текст] / В.О. Воскобойник // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 59-62.
2 Дыкусова А.Г. Меры налогового администрирования инновационной деятельности / А.Г. Дыкусова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013 г. - № 7(78). - С. 161-164
3 Сахчинская Н.С. Оптимизация налогооблагаемой базы при помощи учетной политики предприятия // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 238-241
4 Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http; // web.snauka.ru/issues/2014/05/34488 (дата обращения: 01.08.2014).