Успешное функционирование учебного заведения во многом зависит от правильной и рациональной организации учебного процесса. Именно внедрение информационных технологий в данную область поможет регулировать и контролировать учебный процесс. Сегодня, в условиях постоянного развития системы образования, регулярный мониторинг учебной деятельности студентов способствует повышению качества обучения. Так же становится возможным более быстрая и удобная обработка информации и повышение производительности труда.
В рамках создания единой информационной системы ВУЗа и мониторинга качества образовательной деятельности был рассмотрен процесс учета и анализа успеваемости студентов. Анализ успеваемости большого числа студентов достигается автоматизацией подведения итогов экзаменационной сессии. Подведение итогов сессии производит методист по учебной работе, с предоставлением отчетов руководителю учебной части. Автоматизация этого процесса дает возможность более оперативного получения различных сведений и облегчает создание отчетов данного образца, а так же их новых видов.
Целью работы является разработка программного средства для автоматизированного ввода данных и подведения итогов экзаменационной сессии студентов средствами MS Excel.
Выбор приложения для реализации проекта обосновывался следующими критериями: гибкость программирования в приложениях Microsoft Office; надежность; невысокая стоимость; возможность при дальнейшей модернизации программного средства транспортирования данных в другую базу данных; гибкость в сопровождении продукта; не высокое требование к аппаратным ресурсам; легкость при эксплуатации.
Задачи исследования:
1) ознакомиться с Положением о промежуточной аттестации студентов [8], документооборотом, производимым методистом учебной части по итогам проведения экзаменационной сессии;
2) создать структуру таблиц в MS Excel, позволяющую осуществлять ввод данных, а также таблиц для подведения итогов и составления отчетов по итогам проведения экзаменационной сессии студентов заданного образца;
3) протестировать созданное программное средство на результатах ранее проведенной экзаменационной сессии;
4) проанализировать полученный результат;
5) ввести конечный продукт в эксплуатацию, составив сопроводительную документацию для методиста, осуществляющего ввод данных и составление отчетов по итогам экзаменационной сессии.
После изучения Положения о промежуточной аттестации студентов, а также видов предоставляемых отчетов, в MS Ехсеl была создана рабочая книга со следующей структурой:
‑ N листов по количеству групп, содержащих информацию о проведении экзаменационной сессии по всем дисциплинам текущего семестра: общее количество студентов в группе, бюджет/контракт, № по порядку, ФИО студента, наименования дисциплин семестра, по которым проводились зачеты и экзамены;
‑ лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам в целом;
‑ лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам только студентов, обучающихся на бюджетной основе;
‑ лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем группам только студентов, обучающихся на контрактной основе.
‑ лист, содержащий сводные данные по итогам проведения экзаменационной сессии по всем направлениям подготовки.
В течение экзаменационной сессии преподаватели, ведущие занятия и проводящие экзамены и зачеты предоставляют в учебную часть результаты их проведения в виде ведомостей, выданных учебной частью.
Предварительно в подготовленный документ MS Excel методист по учебной работе вводит списки студентов по группам и количество студентов в каждой группе. В течение всего периода проведения экзаменационной сессии методист вносит результаты получения студентами зачетов и экзаменов по каждой дисциплине в листы групп документа MS Excel.
После этого происходит автоматическое подведение итогов проведения экзаменационной сессии студентов по группам, курсам и направлениям подготовки.
1. По группам вычисляются следующие показатели:
2. Сводные данные по направлениям подготовки подводятся, используя итоги по группам.
Программное средство прошло предварительное тестирование по результатам экзаменационных сессий студентов предыдущего года. Использование программного продукта планируется при вводе данных и составлении отчетов по итогам проведения экзаменационных сессий студентов методистом по учебной работе.
Таким образом, созданное приложение упрощает работу методиста по учебной части при подведении итогов проведения сессии студентов, повышает эффективность и качество работы, позволяет использовать полученные данные с целью улучшения учебно-методической работы и всего образовательного процесса вуза. В дальнейшем планируется продолжить работу над данным приложением, используя средства языка программирования JavaScript и возможности MySQL.
Список литературы
1. Приказ №245-О от 16.05.2003 г. Об объявлении Положения о промежуточной аттестации студентов в УГАТУ.
Загидуллин Д.И., Вагапова А.Р., Карасева Л.М. Автоматизация рабочего места методиста по учебной работе// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1; URL: http://www.eduherald.ru/122-11962 (дата обращения: 04.02.2015).