В данной работе остановимся на вопросе взаимоотношений студентов одной учебной группы, их психологической неустойчивости и, вместе с этим, природы возникающих между ними конфликтов. Проанализируем условия и особенности возниконовения и протекания конфликтов, а так же возможные пути их предотвращения и разрешения.
Студенческая группа – это, по понятиям современной социальной психологии, – малая группа. Г.М.Андреева в своем учебнике «Социальная психология» дает такое определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Исходя из этого, студенческая группа является социально-психологической единицей в обществе и представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями. Студенческой группе присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность.
Как социальная группа, студенческая группа характеризуется не только формальной,
но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально- психологические связи между ее членами. Во главе формальной структуры группы стоят куратор и декан. От них во многом зависит психологический климат в группе и, соответственно, ее результаты.
Психологически компетентный куратор – не только успешный педагог-практик, умеющий использовать психологические методы в своей деятельности, но и педагог с развитым теоретическим мышлением, что предполагает создание и дальнейшее обогащение теории взаимоотношений студентов и педагога со студентами. Знание и методы формирования климата в группе зримо работают на успеваемость ее членов. Педагогу необходимо индивидуализировать взаимоотношения с учетом их задатков и склонностей, их врожденных индивидуально-психологических и функциональных возможностей.
Место студента в структуре студенческой группы определяется уровнем показываемого результата и его личными качествами, среди которых важнейшую роль играют социальная направленность личности, темперамент, структура поведения, внешний вид, общий уровень культуры. На основе проявления этих качеств в группе формируется неформальная структура и выделяются такие основные социально-психологические типы: лидер, ведущие, ведомые, изолированные, наблюдатели, отверженные. Каждый студент в группе занимает определенное место или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль – это предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном поведении. Несоответствие между личностными качествами человека и той ролью, которую он должен выполнять в группе, приводит к эмоциональному напряжению, стрессу и, как следствие, к конфликтам.
Прежде чем рассматривать механизм возникновения конфликтов в студенческой группе, хотелось бы дать определение понятия «конфликт». Д.Майерс определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий и целей». А.Г.Ковалев считает конфликтом «явление межличностных и групповых отношений, проявляющихся в противоборстве». Обобщенно можно сказать, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов и желаний оппонентов.
Очень важно знать причины возникновения конфликтов. Причины делятся на:
- объективные (естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработка правовых и др. нормативных процедур разрешения споров; недостаток необходимых для жизнедеятельности материальных благ);
- организационно-управленческие (несоответствие структуры организации
требованиям деятельности; неоптимальность связи организации с внешней средой;
несоответствие работника занимаемой должности; принятие ошибочных управленческих решений);
- социально-психологические (искажение информации в процессе коммуникации;
несбалансированное ролевое взаимодействие людей; различие способов оценки результатов деятельности и личности друг друга).
Исследователь Козырев Г.И. выделяет две основные причины конфликтов в студенческой группе. Первая причина – это неправильное понимание одного человека другим (недоразумение). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Второй причиной конфликта является межличностная несовместимость, которая выражается во взаимной антипатии, основанной на несовпадении социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций.
В основе возникновения конфликтов студентов-одногруппников лежат следующие причины:
- социально-психологическая несовместимость;
- не разделяемые индивидом морально-этические обоснования ценностей и норм, доминирующих в студенческой группе;
- противоположные ценностные ориентации студентов;
- социально-экономическое неравенство студентов в группе;
- столкновение противоположных идеологий и религий.
Разобравшись в причинах возникновения конфликтов, мы можем перейти к способам их разрешения. Майерс Д. выделяет следующие стратегии: «контакт, сотрудничество, общение, умиротворение. Или, для лучшего запоминания, - четыре «К» миротворчества: контакт, кооперация, коммуникация и консилиация (умиротворение).
В разрешении конфликта обязательно участвуют обе стороны. Л.А.Козер в своей работе «Завершение конфликта» пишет: «Завершение всех видов конфликтов предполагает обоюдную активность соперников. Поэтому данный процесс нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому».
Существуют различные принципы, руководствуясь которыми можно разрешить ту или иную сложившуюся конфликтную ситуацию. Первый принцип – разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения. Второй принцип – разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной доверительной обстановке. Третий принцип – разрешение конфликта с учетом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.
Подводя итог, обратим внимание на то, что конфликты в студенческих группах отрицательно сказываются на показателях успеваемости студентов и группы в целом, ухудшется психофизическое и духовное состояние, происходит нарушение в биологическом режиме организма, появляется раздражительность, нервные срывы. Важно для каждого из нас научиться минимизировать и находить адекватные способы выхода из конфликтных ситуаций, не причиняя вреда здоровью. Вопрос минимизации и разрешения конфликтных ситуаций в студенческих группах требует дальнейшего изучения и углубленного анализа этой неизбежной проблемы.
Список литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.-376 с.
Беляева К.А. Конфликты в группе, причины их возникновения и способы разрешения.
Высоцкая А. Причины конфликтов (на примере студенческой группы).
Майерс Д. Социальная психология: Учебник.- СПб.: Питер, 2001.-752 с.
Свеницкий А.Л. Социальная психология: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 336 с.