НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегическим направлением модернизации отечественного образования является инновационная деятельность. Однако, полное погружение человека в мир инноваций с отказом от традиций не способствует преодолению кризисных явлений, которые проявляются в снижении воспитательной функции современного образования и его качества. Полагаем, что традициям должно быть уделено особое внимание в обществе и в образовании, поскольку именно традиции гармонизируют пространство русского мира в современной России, что помогает гражданам страны, патриотам, созидателям с достоинством преодолевать даже самые сложные кризисные явления (политические, экономические, социальные), сохранять и развивать уникальную мощную культуру, которая складывалась в России на протяжении многих столетий.

Россия сильна духом и всегда побеждает духом. У России свой особенный путь государственного становления, развития материальных, культурных и духовных ценностей, что должно учитываться в рамках реформ, с целью учёта тех национальных особенностей, которые соответствуют российскому обществу и востребованы этим обществом. Присоединение России к Болонскому процессу нацелено на достижение большей совместимости национальной системы образования (традициями которой выступают «доступность, фундаментальность, преемственность и нравственные ориентиры» [12, с. 227]) с европейским образовательным пространством.

Традиция – это «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» (Словарь С. И. Ожегова). В наше время необходимо устранить недоразумение, которое заключается в понимании традиции как категории, обладающей косностью, которая тормозит развитие образования и ориентирована лишь на воспроизводящую деятельность. Полагаем, что возвращение традиций в жизнь российского общества совместными усилиями социальных институтов (школы, семьи, трудового коллектива), которые наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность, положительно скажется на преодолении кризисных явлений в социуме и личностном развитии молодёжи; усилит формирование основ духовно – нравственной культуры в обществе и позволит под иным углом зрения взглянуть на проблемы русского национального характера, идеала и действительности, патриотизма, верности и преданности своему долгу.

Духовно – нравственное воспитание детей и учащихся посредством национальных традиций - важная составляющая их социализации и подготовки к самостоятельной жизни, к творческой созидательной деятельности.

Духовность и нравственность во все времена были объектами внимания отечественных философов, педагогов, религиозных деятелей. Так русский философ В. С. Соловьёв призывал человечество к постоянной борьбе за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества, источником которых выступает красота и культура [8]. Русский философ, учёный, инженер – изобретатель П. А. Флоренский определяет содержанием духовного опыта любовь как благодатную единящую силу бытия [14]. Представитель Серебряного века Н. А. Бердяев рассматривает путь человека к духовности и нравственности через творческое преображение мира [1]. Теоретик и историк культуры И. А. Ильин определяет ключевыми темами своих раздумий судьбу русского народа, природу материального и социального зла, а также роль государственности и православия в социальном и духовном возрождении России [3].

В наше время представление о сущности, механизмах и системе духовно – нравственного воспитания мы находим в работах выдающихся отечественных исследователей и педагогов. Так Б. Т. Лихачёв определяет духовность как нравственно – эстетическое состояние человека, которое проявляется в искренней приверженности ценностям свободы, гуманизма, социальной справедливости, основанной на истине, добре и красоте. Поэтому нравственность как особое состояние духа предопределяет поведение человека, а духовно – нравственного воспитание – это путь становления целостной личности [6].

В работе «Нравственное воспитание» (1973 г.) И. Ф. Свадковский рассматривает понятие нравственность как систему требований, предъявляемых ею к самой себе. На нравственности основана мораль, которая складывается из моральных ценностей (нравственное достоинство, ценностные представления человека) и моральных норм (нормы, правила, заповеди – регуляторы поведения и поступков человека).Ключевую роль в духовно – нравственном воспитании детей и подростков учёный отводит воспитателю, который для ребёнка «надёжная крепость, заступник, а также наставник в жизни. Он должен видеть завтрашний день ребёнка и готовить его к завтрашнему дню». Современный педагог – провидец, созидатель, личность свободная, независимая в суждениях и поступках, ответственная и самое главное – гуманная.

В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов в теории нравственной культуры основными понятиями определяют: мораль как обычай, нрав, правило (синонимом данного понятия выступает понятие этика как привычка, обыкновение, обычай); нравственность как личную характеристику, которая объединяет качества и свойства, регулирующие индивидуальное поведение каждого человека: доброту, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм; нравственные нормы как правила и требования, которые определяют поступки человека в той или иной конкретной ситуации и подчинены нравственным принципам; нравственные категории (добро, справедливость, долг, честь, достоинство, счастье) как понятия, которые имеют всеобщий характер, и которыми человек должен руководствоваться; нравственный идеал как образец разумного и полезного нравственного поведения, к которому стремятся дети, взрослые, подростки [7]. Полагаем, что знание основных понятий теории нравственной культуры с их раскрытием способствует уточнению компонентов содержания воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры детей и подростков в условиях российской школы, семьи, общества в целом.

Е. В. Бондаревская и Н. Е. Щуркова в духовной деятельности человека выделяют: духовно – теоретическую деятельность по созданию идей, норм, теорий, идеалов и образов научных и художественных произведений и деятельность духовно - практическую по сохранению, воспроизведению, распространению, освоению и потреблению созданных духовных ценностей. В духовном производстве духовных ценностей в форме научных и культурных произведений концентрируются идеи, взгляды, образы и представления, чувства и оценки, духовная деятельность находит своё воплощение [2; 15].

Духовное производство в руках учителя, воспитателя способно не только удовлетворить духовные потребности воспитанника, но также стимулирует творческую самореализацию личности ребёнка и подростка, регулирует отношения личности с окружающим миром и окружающей действительностью. Отсюда, общие представления и принципы деятельности, которые выступают основой в отношениях взрослого и ребёнка с окружающим миром, есть мировоззрение,важнейшими составляющими которого являются: идеалы, интересы, мотивы поведения, духовные и эстетические потребности человека.

Акмеологи (Н. В. Кузьмина, В. Н. Тарасова) подходят к определению сущности духовно – нравственного воспитания с позиции аксиологизации отечественного образования, нацеленной на творческое развитие духовных и нравственных смыслов жизнедеятельности личности, что достигается взаимосвязью психолого - педагогической науки и образовательной практики [5; 11].

Практикующему педагогу целесообразно помнить, что духовно – нравственное воспитание должно пронизывать все возрастные этапы развития ребёнка, учащегося: с младшего возраста, когда ребёнок открывает мир через добро, любовь родителей к себе, через дружеские отношения с другими детьми, через национальные традиции, до момента осознанного принятия им в юношеском возрасте собственных решений, определяющих профессиональный выбор, трудовой путь, здоровый образ жизни, круг общения. Педагог – практик в определении стратегий, технологий и системы духовно – нравственного воспитания должен исходить из необходимости целостного восприятия воспитанника как индивида и личности, как субъекта созидательной деятельности и индивидуальности в современных условиях, когда образование гуманизирует российское общество, выступая частью культуры, и приобщает россиян к отечественной и мировой культуре с помощью национальных традиций.

В условиях модернизации отечественного образования творчески работающий педагог, который ратует за воспитание духовно и нравственно богатой личности, решает множество задач: выявляет у учащихся потенциальные возможности каждого, акцентируя внимание на уровне их личностного и интеллектуального развития. Для этого изучает трудности, возникающие в обучении и воспитании, с которыми сталкиваются воспитанники, чтобы в ходе решения профессиональных задач их устранить. Предметом заботы педагога становится также развитие интересов, способностей и склонностей детей, стараясь обеспечить деятельность по выбору. То есть он создаёт условия, при которых осуществляется творческая самореализация учащихся, отрабатываются механизмы самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания личности. Это способствует развитию мотивации высоких достижений и ответственности за созидание.

Педагогические коллективы и методические объединения в общем образовании для достижения качественного результата в учебно – воспитательном процессе осознают, что создание системы работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся и приобщению их к национальным традициям и национальной культуре, начинается с самосовершенствования самих педагогических работников, для которых личностный и профессиональный рост – важнейший фактор их успеха в созидании личности человека.

По сути своей школа является центром сотрудничества и сотворчества учителей, учащихся и семьи – их родителей, бабушек и дедушек сегодняшних учеников. Это люди разных национальностей, вероисповедания, люди разных профессий и материального достатка, но всех их объединяет патриотическое чувство, которое основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский считал ведущим в русском народе и которое проявляется во все сложные периоды его жизни. Оно укрепляет в человеке духовность и нравственность, стремление служить своему Отечеству.

Разнообразие и многообразие национальных традиций, создаёт в стенах школы неповторимое этнокультурное пространство в образовательной среде. Мы акцентируем внимание на национальных традициях, которые проявляются в ритуалах, обычаях, обрядах, духовных ценностях, нормах поведения. В разные эпохи именно об этих традициях писали классики отечественной педагогики М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Об этом опыт педагогов – новаторов XX и XXI в. в. В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, А. Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга и др..

Так великим русским учёным и педагогом М. В. Ломоносовым были заложены демократические традиции в развитии отечественной науки, школы и просвещения. К примеру, М. В. Ломоносов определял великую пользу учения для молодых людей и роль российской грамматики для цивилизационного развития России. Гениальный учёный рассматривал вопрос о необходимости организации всеобщего образования на территории Российского государства, оказания материальной помощи и духовной поддержки талантливым молодым людям из крестьянских семей, которые были любознательны, смекалисты и сметливы.

Основоположник отечественной педагогики и народной школы К. Д. Ушинский разрабатывал педагогические проблемы воспитания человека – гражданина, человека труда, проблемы нравственного воспитания посредством установления связи педагогического знания с народной культурой и народным опытом, что отражено в его сказках, рассказах для детей, в учебных книгах.

К. Д. Ушинским впервые были заложены основы обучения родному языку и слову, отечественной истории, географии. Особое внимание К. Д. Ушинский уделял подготовке учителя с определением тех требований, которым учитель должен соответствовать и исполнять перед учеником и государством. В рамках созданной К. Д. Ушинским стройной педагогической системы обучались многие поколения русского народа.

Выдающийся русский писатель и педагог Л. Н. Толстой изучал личность ребёнка в многообразных её проявлениях и раскрывал самобытность этой личности в художественных произведениях и в учебных книгах для школы. Он видел, насколько талантливы крестьянские дети, пытался их таланты раскрыть в Яснополянской школе. Талантливые дети – великая страна с великим будущим. Основой будущего выступают национальные традиции. Это предвидел Л. Н. Толстой, оставив потомкам свои размышления, запечатленные в очерках, статьях, педагогических журналах, детских книгах.

Проблему нравственного воспитания выдающийся советский педагог – новатор, директор Павлышской средней школы В. А. Сухомлинский определял самой главной в работе школы, поскольку нравственность основа воспитания у детей и подростков патриотизма, гражданственности, чувства достоинства, любви к матери, Родине, родной природе, семье и близким, уважения к женщине, учителю, воспитателю. В. А. Сухомлинский рассматривал процесс обучения как радостный труд посредством приобщения каждого ребёнка к опыту творчества и создания атмосферы сотрудничества и сотворчества. Поэтому в Павлышской школе были провозглашены 3 культа: культ матери, культ Родины, культ книги. Для реализации каждого из них была разработана программа изучения природы, истории Отечества с освоением опыта творчества в сочинении детьми сказок и рассказов, написанием летописи Второй мировой войны на территории своего родного края о зверствах фашизма [9; 10]. Традиции должны усиливать воспитательную функцию образования посредством краеведческой работы и подготовки старших школьников к созданию семьи.

В. А. Караковский определяет духовную деятельность человека и нравственность основанием педагогики сотрудничества и воспитательной системы школы. Традиционными в воспитательной системе школы В. А. Караковского являются трудовые десанты и субботники, природоохранная и волонтёрская деятельность, краеведческая работа, разнообразные формы работы с семьёй [4].

А. Н. Тубельский определяет традицию как важнейший компонент в самоопределении человека и в межличностных отношениях с целью преодоления кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе общения. В его школе самоопределения утвердились народные игры, религиозные праздники, практическая работа с семьёй, многообразные формы трудовой, природоохранной, волонтёрской и краеведческой деятельности [13].

Е. А. Ямбург рассматривает процесс приобщения каждого ребёнка к национальным традициям как непременное и важнейшее условие его индивидуального развития. Из этого зарождается возможность и способность для каждого быть личностью самостоятельной, творческой, ответственной [16].

Сегодня школьные учителя также обращаются к бесценному опыту классиков отечественной педагогики, оригинальным идеям и авторским системам педагогов – новаторов с целью обретения нового знания, которое не только мотивировало бы педагога к высшим достижениям, к самообразованию, к профессиональному росту, к самооценке своих возможностей в образовании, но и задавало бы ориентиры для проявления педагогического творчества в процессе духовно – нравственного воспитания личности взрослеющего ребёнка, ученика, подростка. В школе, как и в общем образовании в целом, утвердились такие традиционные мероприятия, как День Знаний, День Учителя, Последний Звонок. Педагоги, учащиеся и родители вовлечены в творческий процесс как подготовки, так и проведения подобных мероприятий.

В современную жизнь входят и религиозные праздники. Они с языческих времён дожили до наших дней. Педагоги, учащиеся и родители принимают религиозные праздники, поскольку они пробуждают радостные переживания. Они ограждают молодёжь от негативных влияний среды и сосредотачивают их на красоте, добре и величии дел человеческих. В такие моменты взрослые и дети ощущают подлинное единство народа.

В наше время воспитание носит общественно – семейный характер. Практикующие педагоги учитывают это обстоятельство, оказывают помощь семьям в сложных жизненных ситуациях советами, рекомендациями на индивидуальных консультациях, на родительских собраниях, родительских конференциях. Разъясняют родителям значимость учёта традиций в семейном воспитании, которые касаются уклада и духовной жизни семьи, воспитания детей на положительных примерах, сохранения семейных реликвий и внимания к истории семьи и межпоколенным связям в семье.

Профессиональная подготовка студентов в стенах педвуза также нацеливает будущих педагогов на работу по духовно – нравственному воспитанию детей и учащихся, на системное восприятие, в первую очередь, образовательного пространства школы, тех стратегий, которые гуманизируют это образовательное пространство посредством национальных традиций. Какова цель? Во – первых, разработка педагогического инструментария для практического осуществления личностно – ориентированного обучения воспитанников с предупреждением кризисных ситуаций и спадов в их развитии; во – вторых, оказание помощи и поддержки педагогам в обогащении педпроцесса национальными традициями, что повышает профессионализм и мастерство; в – третьих, создание условий для совместной творческой созидательной деятельности учащихся и педагогов как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, приобщая их к национальной и мировой культуре; в – четвёртых, определение форм сотрудничества школы с семьёй, усиливая воспитательную функцию и духовную жизнь семьи. Проведение подобной работы необходимо для достижения качественного результата в учебно – воспитательном процессе, который выступает критерием и показателем нравственной зрелости личности.

Акмеология как интегрированная наука позволяет по - новому взглянуть на духовно – нравственное воспитание посредством национальных традиций. Оно представляет собой сложную функционирующую систему взаимосвязанных компонентов и комплекса процессов, обеспечивающих нравственную устойчивость личности: интегрированные понятия и критерии оценки сформированности духовных ценностей, функции и комплекс средств духовно – нравственного развития личности, интеграция научных знаний, культуры и духовного опыта народа, ориентация воспитания на раскрытие нравственных смыслов.

Практика профессиональной подготовки будущих педагогов в Шуйском филиале Ивановского государственного университета к воспитательной работе свидетельствует об успешном освоении междисциплинарного синтеза при изучении акмеологических курсов по выбору, стимулируя студентов обращаться к комплексным методологическим подходам: синергетическому в философии, который связан с аксиологическим о ценностных ориентациях, и акмеологическому, сочетающему общенаучные подходы – системный, личностно – ориентированный, деятельностный и компетентностный).

В итоге осуществляется выход на акмесинергетический подход для освоения студентами готовности к работе по духовно – нравственному воспитанию детей и учащихся, приобщению их к национальным традициям как духовному опыту народа, позволяющему сохранить нравственные ориентиры в модернизации отечественного образования, обеспечить устойчивость его функционирования и регулирование спадов.

На завершающем этапе обучения в педвузе студенты педфака историко – филологического факультета Шуйского филиала ИвГУ выбирают акмеологический курс «Моделирование авторской системы деятельности (АСД)» с целью освоения технологий совершенствования и обновления существующей модели воспитания с учётом социального заказа и индивидуальных различий воспитанников по разным направлениям, в том числе по духовно – нравственному воспитанию.

Подготовительная работа студентов к самостоятельному моделированию включает: комплексное изучение личности детей и учащихся, изучение опыта творчески работающих педагогов. Необходимую информацию студенты получают на лекциях и практикумах.

Алгоритм действия студентов включает следующие компоненты, набор которых может варьироваться в зависимости от целей и задач: выбор темы проекта, формулировку целей и задач, уточнение возраста и типологии учащихся, прогнозирование результата, поиск вариантов решения профессиональных задач с выделением стратегий и технологий их решения, обоснование методологических подходов для раскрытия актуальности и продуктивности авторской модели учебно – воспитательного процесса в идеализированной форме с выделением критериев для объективного оценивания результата. Также студенты могут вносить предложения по созданию развивающей среды с использованием национальных традиций в образовательном пространстве учебного заведения для творческой самореализации детей и подростков.

Реализация творческих проектов студентами – заочниками осуществляется по месту их работы. Результаты проектной деятельности докладываются на занятиях в студенческой группе. Идёт живой обмен мнениями: проекты обсуждаются с оцениванием удач и трудностей реализации каждого проекта. Атмосфера подобных обсуждений – доброжелательная и творческая. Каждый участник вносит свой индивидуальный творческий опыт в копилку идей всей группы. Студенты осознают важность и значимость позитивных результатов собственной и совместной деятельности с сокурсниками, поскольку именно молодым педагогам – созидателям предстоит в самостоятельной деятельности решать непростые задачи духовно – нравственного воспитания детей и учащихся в образовательных учреждениях.

Так в реализацию проекта «Детский сад XXI века» (МБОУ детский сад №55, Владимирская область, город Ковров) вовлечены дети дошкольного возраста, воспитатели и родители. Целью проекта является нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами национальных традиций с учётом ведущего вида деятельности. В игре дети знакомятся с народными традициями, с историей Владимирского края, с художественными промыслами и ремёслами. Воспитатели и родители организуют краеведческие экскурсии в Суздаль и Владимир с целью приобщения детей к культурным ценностям России, что способствует формированию у юных граждан собственной системы ценностей и интереса к истории родной страны. Укрепляются межпоколенные связи в семье, поскольку родители выступают активными участниками процесса приобщения детей к традициям.

К примеру, реализация проекта «Путешествие в страну Читалия» (для учащихся 1 – 4 классов), который представлен авторской программой, планируется в рамках прохождения студенткой преддипломной практики. Автор прогнозирует: формирование читательского кругозора и бережного отношения к родному слову у младших школьников, совершенствование устной речи; развитие творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении детьми художественных произведений; стимулирование интереса у учащихся к чтению и книге, развитие потребности в чтении художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Автор предлагает следующие формы организации занятий: литературные игры и конкурсы, праздник, устный литературный журнал, драматизации, занятие – интервью.

Проект «Создание аллеи цветов учительской памяти (посвящается 70 – летию Великой Победы)» выполнен в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России». В разработке проекта участвовали учашиеся 9 класса МОУ «Копнинская основная общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области Фадеева Наталья и Горелкина Кристина, а в реализации замысла – учащиеся школы с 1 по 9 классы – активисты детского общественного объединения «Радуга». Авторы так определяют цели проекта: вовлечение детей в социально – значимую деятельность и сохранение живой памяти об учителях военной поры. Среди основных задач проекта особо выделяются следующие: развитие духовно – нравственных качеств школьников посредством национальных традиций, формирование гражданской позиции учащихся, навыков поисково – краеведческой работы, эколого – трудовое воспитание.

В итоге достигнуты следующие результаты: 1)проведено анкетирование школьников по изучению осведомлённости об учителях школ сельского округа, работавших во время войны и погибших на фронте. 2)создана инициативная группа для организации деятельности по проекту; 3)проведено поисково – краеведческое исследование: установлены фамилии и имена учителей военной поры, собраны материалы о школе в военные годы, установлены имена погибших учителей, составлен перечень любимых учительских цветов; 4)определена территория проекта; 5)подготовлены саженцы маньчжурского ореха; 6)составлена смета расходов на проект; 7)выполнен ландшафтный эскиз в карандаше.

В реализацию социального проекта «Яблоневый сквер Победы» (МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа Селивановского района Владимирской области) вовлечены учащиеся начальной школы, старшеклассники, педагоги школы и жители поселения. Новизна проекта заключена в объединении 2 значимых социальных направлений: 1)сохранение традиций земляков по благоустройству территории местного поселения; 2)создание живого памятника – яблоневого сквера погибшим воинам – землякам. Достигнуты следующие результаты: 1)создана инициативная группа для организации деятельности по проекту; 2)проведены встречи с директором Волосатовской средней общеобразовательной школы и специалистами администрации муниципального образования сельское Волосатовское и оформлен эскиз яблоневого сквера; 3)приобретены саженцы яблонь в питомнике г. Мурома, произведена посадка саженцев, осуществлена работа по благоустройству территории сквера: изготовление и установка скамеек, высажены цветы – многолетники. Оформлена памятная доска «Память о воинах, народных героях, тружениках священна. Подвиг героев бессмертен». Дети, учащиеся, молодёжь взяли ответственность за сохранение воспоминаний о героях, которых уже нет с нами, и оказание помощи тем, кто жив. Великое прошлое позволяет молодой неокрепшей душе получить мощный идейно – нравственный заряд, позволяющий гордиться своей страной и быть верными Родине. Человек должен быть готов встать на защиту своих национальных традиций, свободы и независимости государства. Задача педагога – помочь детям и учащимся в осознании важнейших жизненных постулатов.

Следует отметить, что местные органы управления образованием положительно оценивают деятельность педагогов - созидателей, готовых к профессиональному творчеству, и приглашают на работу выпускников Шуйского филиала ИвГУ – людей позитивных, активных, творческих.

Таким образом, духовно – нравственное воспитание – необходимый компонент социализации и подготовки учащихся к созидательной деятельности и творчеству в условиях изменяющегося мира.

Традиции – компонент народной культуры, выражающей самобытность народа и создающей основания для серьёзной продуктивной образовательно – воспитательной деятельности, которая может усилить качество российского образования.

Литература:

1.Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 – т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

2.Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно – ориентированного образования: Монография. Серия «Педагогика нового времени». Издательство Российского Педагогического университета. 2000. 352 с.

3.Ильин И. А. Книга раздумий. М.: Терра – Книжный клуб. Серия «Канон философии». 2007.

4.Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.

5.Кузьмина Н. В. (Головко – Гаршина). Предмет акмеологии [Текст]. - 2- е изд., испр. и доп. СПб.: Политехника. 2002. 189 с.

6.Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей. 1995. 282 с.

7.Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. – 7 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 576 с.

8.Соловьёв В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 702 с.

9.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогика. Серия: Библиотека учителя. 1990.

10.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радянська школа». 1988.

11.Тарасова В. Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике. Научное издание [Текст]: монография / В. Н. Тарасова. – Шуя: Изд – во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. 250 с.

12.Тарасова В.Н., Рубашенко С. А., Семено А. А., Ташина Т. М. Развитие готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей. Научное издание [Текст]: монография / Научная редакция В. Н. Тарасовой. Шуя: Издательство ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. 270 с.

13.Тубельский А. Н. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. – М., 1994. 480 с.

14.Флоренский П. А. У водоразделов мысли. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991.

15.Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М., 1998.

16.Ямбург Е. А. Школа для всех. Издательство «Новая школа». 1996.

Просмотров работы: 3179