СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Слепнева Н.Е. 1, Соловьева Е.В. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Дзержинский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня представляется актуальным говорить об информационной культуре современной молодежи. В частности, о возможностях развития информационной культуры молодежи провинциального российского города. Учитывая особенности работы с информацией современной молодежи, повсеместное распространение мобильных устройств и динамичность информационного окружения человека, социально-партнерское проектирование для развития информационной культуры молодежи эксперты справедливо называют перспективным направлением социального проектирования. Информационную культуру молодежи можно представить как результат управляемой коммуникации.

Согласно данным авторских исследований (фокус-группа и глубинные интервью) и данным исследований крупных российских исследовательских центров (ФОМ, ВЦОМ и др.), молодые люди не интересуются городскими событиями, новостями области и страны; не владеют навыками поиска достоверных сведений в сети Интернет; не считают нужным критически оценивать поступающую информацию; не всегда владеют навыками грамотной речи и письма, не имеют четких и качественных информационных предпочтений. Ситуация усугубляется еще тем, что представители молодого поколения много времени проводят в Интернете, который является самым большим источником информации в мире и предоставляет ее безостановочно в огромных объемах.

В идеале эталон информационно культурного человека представляет собой тот, кто постоянно взаимодействует с информационной средой и хорошо умеет ей управлять. Такие особенности характерны, к примеру, для профессии - журналист. По гипотезе авторов, именно СМИ могут инициировать проект, направленный на информационное воспитание молодежи, развитие информационной культуры молодежи.

Социально-партнерский проект, инициированный СМИ и поддерживаемый заинтересованными лицами, способен оказать позитивное влияние на развитие информационной культуры молодых людей. В PR - терминологии социальный проект (специальное событие или комплекс специальных событий) - один из самых сильных инструментов преобразования социальной действительности.

Для начала рассмотрим базовые понятия: социально-партнерский проект, информационная культура, компоненты информационной культуры.

Социально-партнерский проект можно определить как действие, направленное на достижение социально-значимой цели, локализованное по времени месту и ресурсам и реализуемое на основе партнерского соглашения. Большая часть форм и направлений коммуникаций в составе социально - партнерского проекта опосредована СМИ. Поэтому взаимодействие со средствами массовой информации является одним из важнейших направлений работы команды проекта. СМИ обладают возможностью инициировать социальный проект, но в любом случае, ни одна проектная затея не обходиться без их участия. Возможности средств массовой информации в формировании систем социального партнерства реализуются по четырем основным направлениям.

Во-первых, СМИ обращают внимание общественности и отдельных субъектов социального окружения на существующие проблемы, организуют их обсуждение. Редакции управляют информацией, выбирая для демонстрации определенные факты и события и заставляя читателей, зрителей и слушателей поверить в то, что они являются важными и значимыми.

Некоторые социальные проблемы становятся значимыми в полном смысле слова только после того, как о них начинают писать в газетах, в интернет-версиях этих газет, говорить о них по радио или на телевидении. СМИ обладают возможностью подталкивать людей к тому, чтобы они отдавали приоритет той или иной проблеме, тем более что, как показывают исследования ФОМа, процент доверия журналистам в нашей стране достаточно велик и продолжает расти. Это же исследование выявило, что люди склонны доверять именно тем журналистам, которые в своем творчестве ориентированы на социальные проблемы.

Во-вторых, СМИ мотивируют потенциальных партнеров на взаимодействие, показывая проблемную сферу как площадку пересечения их интересов и ответственности. Здесь еще стоит учитывать, что серьезные партнеры и спонсоры, как правило, считают регулярное взаимодействие со СМИ не только средством создания паблисити, но и компонентом имиджа.

В-третьих, СМИ организуют и поддерживают взаимодействие партнеров. Соответственно одной из важнейших характеристик социального партнерства - возобновляемости связей его субъектов, - роль средств массовой информации может выражаться в обеспечении длительности партнерского взаимодействия и в усилиях по активизации, номинального на данный момент («сотрудничества по бумагам»), партнерства.

В-четвертых, СМИ способны расширить круг участников того или иного партнерского проекта, привлекая новых сторонников к решению социально-значимой проблемы.

Прямо сейчас мы живем в эпоху, которую называют «веком информационного бума». Каждый из нас окружен информацией, как воздушным пространством и обладает ежедневной необходимостью в ее нахождении и использовании. Качество развития навыков по работе с информацией сегодня определяет то, насколько человек успешен в работе и счастлив в личной жизни. Некоторые исследователи полагают, что это один из наиболее ярких признаков наступления новой или лучше сказать следующей ступеньки развития человечества. Дэниел Бэлл называл ее временем постиндустриального общества, в котором главенствуют наука и образование, а большинство людей заняты интеллектуальным трудом. Элфин Тоффлер - порой общества третьей волны, для которой характерно разумное использование естественных источников энергии, возникновение «умных» технологий, увеличение роли образования и самообразования, а также расширение сферы влияния СМИ и упрощение производства и поиска информации. Мануэль Кательс выдвинул теорию информационного развития, которая характеризует современную культуру как мир сетевого общества, в котором ведется борьба за включение в активную коммуникационную систему.

Осмысление процессов, происходящих в современном мире, дает возможность понять их причину. Но не менее важным становится  практический подход к делу: как человеку выжить в обществе, которое называется информационным? Каким он должен быть?

Социологи рассматривают информационную культуру как такое качество человеческого ума, которое позволяет ему быстро адаптироваться в меняющихся социальных условиях. Это качество заключается в определенном способе мышления: надо воспринимать любую поступающую информацию критично, с опорой на собственные знания и опыт. Культурологи и философы предлагают рассматривать феномен информационной культуры как компонент общей культуры человека и вообще мировоззрения члена информационного сообщества. Но это определение слишком широко и не позволяет проникнуть в сущность понятия, то есть установить, как, например, продемонстрировать наличие информационной культуры. Хотя такой подход наводит на мысль о том, что современный человек в принципе не может быть культурен, если не обладает информационной культурой.

Свою лепту в рассуждения о сути этого понятия внесли и сотрудники СМИ. Журналисты непосредственно работают с информацией, создают информационные продукты в виде журналистских текстов, и способны оказывать существенное влияние на восприятие действительности другими людьми. Представители СМИ, рассуждая о взаимодействии человека и информации, приравнивают информационную культуру к медиаграмотности.

Медиаграмотность  описывают примерно так: это умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, использовать, оценивать и критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств.

Социологи ФОМ отмечают, что современная молодежь - принципиально новое поколение, существенно отличающееся от вообще всех предшествующих поколений. Такой разрыв в менталитете отцов и детей наблюдается впервые в истории. Кроме того, современная молодежь отличается особенным восприятием информации. Психологи называют его «клиповым мышлением», то есть лучшим усвоением картинки, нежели текста; соответственно, молодые люди менее способны к аналитике и критическому осмыслению сведений. Согласно исследованиям ФОМ за 2013-14 годы прирост молодых интернет-пользователей, находящихся в сети ежесуточно, составляет 12%, активно пользуются Интернетом 68% населения страны.

Конечно, некоторые эксперты полагают, что в скором времени культура письменности вообще утратит свое значение и превратится в «мертвый код», на смену которому придет новый способ фиксации информации - «fast and fun» («быстро и прикольно»). Но авторы склонны думать, что «клипы» не способны развить в человеке качеств, отвечающих требованиям времени. Современные молодые люди оказались в «ловушке» - с одной стороны жизненный успех зависит от навыков работы с информацией, с другой - развитие данных навыков требует выхода из «зоны комфорта», которой для нас стала визуализация информации.

Самое распространенное и часто цитируемое определение информационной культуры - «одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий».

При анализе компонентов становится видно, что в информационную культуру человека входят:

  • адекватная формулировка информационных потребностей;
  • навык эффективного поиска нужной информации;
  • медиаграмотность;
  • навык эффективно переработки больших массивов информации;
  • культура чтения, речи и письма;
  • критичность восприятия информации;
  • культура делового общения;
  • компьютерная грамотность;
  • сознательное стремление к самообразованию.

Абсолютно все исследователи, которые занимаются изучением информационной культуры, сходят в том, что низкий уровень ее развития препятствует профессиональному росту и личному счастью современного человека.

С целью выявить параметры социально-партнерского проектирования, проведены и проанализированы результаты качественных исследований: фокус - группы с представителями молодежных аудиторий, экспертных интервью с профессиональными журналистами, руководителями молодежных студий журналистики и организаторами городских социальных проектов.

Кратко представим особенности проведения и результаты фокус-группы. В группу исследования вошли школьники и студенты, в возрасте от 17 до 22 лет, проживающие в городе Дзержинске, и проходящие обучение в школе, вузе или среднем специальном образовательном учреждении.

В процессе разговора необходимо было выявить информационные потребности группы, предпочтения касательно источников информации, состояние информационной среды группы, степень заинтересованности в новостях города (области, страны, мира) и степень доверия СМИ, степень критичности оценки поступающей информации, степень признания важности информационной культуры. Отдельный блок вопросов был посвящен выявлению уровня информационного стресса и выявлению способов борьбы с ними, предпочтительных для группы. В завершающей части беседы было задано несколько вопросов, уточняющих стиль жизни участников группы. Подробная структура беседы с участниками фокус-группы представлена в Приложении 1.

Представим результаты проведенной фокус-группы. Каждый из участников исследования постоянно испытывает потребность в информации, причем это, как правило, связано с процессом обучения. Соответственно, специальный поиск сведений затевается в основном по причине необходимости подготовиться к уроку или паре, сдать экзамен.

В остальном они полагаются на волю случая, то есть интересуются тем, что предлагает им сеть. Из предложенного выбирают сведения развлекательного характера. Заходя на любимые сайты в свободное от учебы время, как правило, не представляют, для чего им было выходить в Интернет, поэтому «убивают» время, занимаясь бесполезным просмотром фотографий или роликов, суть которых тут же вылетает из головы.

Главный источник информации - Интернет, причем исключительно то, что предлагают популярные поисковики «Google» и «Yandex». Школьники довольствуются тем, что могут найти в новостных подписках на социальных сетях. Студенты добавили к этому развлекательные порталы и сайты с бесплатными раздачами фильмов и музыки (торрентр-трекеры).

Все участники группы признались, что каждый из них, так или иначе, испытывает трудности с поиском, поскольку часто не может конкретно сформулировать свою информационную потребность. В итоге информации либо не находится вообще, либо ее слишком много. Библиотека - последнее место, куда обращаются участники группы, хотя бывает, что возникает такая необходимость. Они признают, что работа с книжной литературой для них сложнее и представляется бесполезным, занимающим кучу времени, занятием.

Из шести участников группы только один признался, что искренне интересуется дзержинскими новостями, однако это новости учебного заведения, в котором он учится. Отрицательные ответы аргументировали тем, что в политических новостях для них нет ничего увлекательного. Это говорит о том, что группа воспринимает все городские СМИ как посвященные политическим темам, к которым ни один из ее участников не испытывает  интереса.

Больше половины участников группы полагает, что увлекаться чтением новостей своего города или страны не всегда полезно, хотя и признают, что это важно. Обычно, их не тянет самостоятельно искать подобную информацию, и, по сути, они пассивно воспринимают то, что предоставляют им СМИ. Например, почти каждый упомянул, что важно знать о событиях на Украине, но никто не упомянул о других важных событиях, произошедших в стране или городе.

Некоторые участники признались, что о новостях им нужно знать, чтобы не казаться неловким в глазах окружающих и были темы для поддержания какой-нибудь неловкой беседы.

Никто из участников группы не смог назвать последнее событие произошедшее в городе, хотя они смогли вспомнить несколько важных моментов из общественной жизни, например, визит президента, связанный с с вопросами экологии города.

Любимый сайт всех участников группы - социальная сеть «Вконтакте», остальные сайты, о которых они упоминали, не относятся к числу информационных или тем более аналитических.

Степень доверия журналистам, как и СМИ вообще, не высока. Большинство участников не имеют постоянного, любимого СМИ; не имеют знакомых журналистов и не могут назвать ни одного лидера общественного мнения в своем городе, стране или мире; характеризуют себя неспособными написать даже небольшой журналистский текст и не считают нужным публично выражать свое мнение относительно чего-либо. Например, все они однозначно не взялись бы регулярно вести блог.

Большинство участников группы признались, что устают от большого количества информации, испытывают стресс и не знают, как с ним справляться, поэтому просто избегают качественных источников информации, проводя время на развлекательных сайтах.

Критичность восприятия информации оценивается как высокая. В личном круге доверия находятся только родные и близкие. Причем все участники группы сошлись на том, что информационная культура связана именно с тем, что всем доверять невозможно, и есть определенные нормы, позволяющие делить поступающую информацию на «хорошую» и «плохую».

Все участники группы признались, что любят читать книги и живут в среде читающих людей. Но при этом почти никто не смог назвать любимое издание или рассказать о том, что читал в последнее время.

Стиль жизни участников группы не имеет существенных различий. Каждый из них отдает много времени и сил учебе, а в свободное время сидит в Интернете или проводит время с друзьями.

Сравним полученные результаты с перечнем выделенных нами компонентов информационной культуры.

1. Адекватная формулировка информационных потребностей отсутствует. В основном ребята целенаправленно ищут то, что необходимо им для занятий в школе, ссузе или вузе.

2. Навык эффективного поиска нужной информации развит слабо. Ребята ориентируются на ту информацию, которую предоставляют им популярные поисковики. Школьники признались, что довольствуются новостными и полупознавательными подписками «Вконтакте». Остальные источники информации не представляют для них интереса.

3. Медиаграмотность отсутствует. Группа не читает газет, только изредка заходит на городские порталы (российские - нет) и сама себя не считает способной написать хороший, грамотный медиатекст. Доверие СМИ можно оценить как низкое. В отношении дзержинских СМИ это объясняется тем, что большая часть их контента посвящена политическим новостям, к которым большая часть группы испытывает негативные эмоции.

4. Навык эффективной переработки больших массивов информации развит в связи с необходимостью постоянной подготовки к занятиям.

5. Культура чтения, речи и письма находится на среднем уровне. Школьникам и студентам приходится много читать и трансформировать в тексты академические задания. Большинство участников группы также признались, что любят читать во внеучебное время.

6. Критичность восприятия информации на среднем уровне. Группа не доверяет всему, что удается узнать, но это не связано с качественной оценкой поступающей информации. Ребята просто не склонны доверять тем, кто не входит в их личный круг общения.

7. Культура делового общения развита на уровне ниже среднего. Постоянное использование только одного Интернета мешает развитию навыков общения.

8. Компьютерная грамотность  - высокая. Абсолютно все участники группы проводят за компьютером большую часть своего свободного времени.

9. Сознательное стремление к самообразованию отсутствует. Группа получает много информации в школе, ссузе или вузе и считает это достаточной мыслительной нагрузкой для себя.

Три из девяти компонентов отсутствуют (в том числе, самый главный - медиаграмотность), два - слабо развиты и остальные четыре находятся на среднем уровне. Уровень развития информационной культуры дзержинской молодежи можно диагностировать как находящийся на уровне ниже среднего.

Также была проведена серия экспертных интервью. Подробнее о результатах интервью представлены в Приложении № 2. (Материалы экспертных интервью).

Кратко представим социально-партнерский проект, направленный на развитие информационной культуры молодёжи.

Исследование и анализ компонентов информационной культуры и факторов ее развития в молодежной среде позволили проработать различные параметры проекта, ориентированного на молодежные аудитории в соответствии с их ожиданиями и предпочтениями.

Главное, что стоит формировать молодому человеку, желающему быть информационно культурным, - медиаграмотность, которая развивается в результате взаимодействия со СМИ (прямого или опосредованного).

В медиаобразование входит изучение законов работы средств массовой информации и правил написания медиатекстов, а также процесс развития личности - коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного поиска и восприятия информации - на основе медиаматериалов.

Соответственно, для того, чтобы сформировать в человеке медиаграмотность (и информационную культуру) необходимо организовать его общение со СМИ. Формирование медиагрмотности населения - одна из воспитательных функций СМИ, и ее можно реализовать с помощью образовательного проекта «Полевая редакция».

Фокус-группа показала, что представители дзержинской молодежи в целом относятся к СМИ с недоверием и не взаимодействуют с ними, редко читают городскую прессу и тем более не вступает в дискуссии по общественным темам. Также исследования позволили установить, что оптимальным вариантом наладить контакт между молодежной аудиторией и СМИ является либо интернет-проект с использованием принципа визуализации, либо практические занятия с элементами игры (принцип непосредственного вовлечения в процесс).

Сетевой проект - привлекательный вариант, но его создание требует значительных временных и финансовых затрат. Потребуются значительные усилия на продвижение сетевого проекта, популяризацию его в молодежной среде, формирование интернет-аудитории. Молодой интернет-пользователь, как показала фокус-группа, имеет 1-3 любимых сайта, куда заходит постоянно, и неохотно расширяет этот круг.

Напротив, молодежные события в городе предполагают прямое вовлечение целевой аудитории в проект. Эта гипотеза подтверждается на примере акции «Библионочь», прошедшей в Дзержинске. На саму «Библионочь» пришли почти 150 человек. Но в интернет-акции, организованной в преддверии, для «подогрева», не захотел поучаствовать никто. Суть интернет-флешмоба заключалась в том, чтобы оставить в альбоме интернет-сообщества акции фото в стиле «селфи» с любимой книгой. Этот альбом был и остается пуст.

Социально-партнерский проект предполагает взаимовыгодные отношения, реализацию потребностей всех сторон партнертва. В данный проект вовлечены (или могут быть вовлечены):

  • школьники, студенты и молодые специалисты (носители молодежной информационной культуры и главный объект социально-партнерских усилий);
  • городские СМИ (инициаторы проекта и его исполнители, «воспитатели» молодежной информационной культуры и одновременно - информационные партнеры);
  • партнеры, консультанты, стейкхолдеры, спонсоры проекта, среди которых ДПИ НГТУ им. Р.Е. Алексеева и другие вузы города, ссузы и школы, городская администрация, депутаты городской думы, Молодежная администрация Дзержинска и Центр молодежных инициатив, индивидуальные предприниматели и городские СМИ (те, которые не являются исполнителями проекта и готовы оказать информационную поддержку).

Цель проекта «Полевая редакция» - развитие информационной культуры молодежи Дзержинска.

Задачи проекта: 

  • Проведение конкурсного отбора среди молодежной аудитории Дзержинска (старших школьников, студентов и молодых специалистов) для участия в «Полевой редакции»;
  • Создание полевой (-ых) редакции (-ий) (возможно, на базе нескольких объектов и с участием журналистов нескольких редакций);
  • Организация процесса прямого общения медиаспециалистов с учениками полевых редакций в режиме реальной журналистской работы;
  • Организация знакомства (профессионального, личного) учеников с городскими СМИ и введение их в курс основных городских событий;
  • Формирование чувства доверия молодежи к сотрудникам и публикациям СМИ;
  • Формирование медиаграмотности учеников через практический подход, приобретение навыков журналистской и издательской работы;
  • Публикация и выпуск авторских результатов полевых редакций на страницах городских редакций;

Проект реализуется в несколько этапов, которые представлены в Пиложении №3.

Библиографический список

1. Алиева М. / Информационная безопасность как элемент информационной культуры / М. Алиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - № 4 (108). - доступ: 

2. Пронина, Л. / Информационная культура как фактор развития информационного общества» / Л. Пронина // Аналитическая культурология. - 2008. - № 10. - доступ:  

3. Слепнева Н. / Александр Коротков: «С информацией надо уметь работать» / Н. Слепнева // Горожане. - 2014. - №20. - С. 2

4. СМИ и Интернет: россияне рассуждают о состоянии профессии журналиста, доступ, архив Фонда общественного мнения, доступ: 

5. Соловьева, Е. / Социально-технологические аспекты партнерского проектирования в сфере дополнительного образования / Е. Соловьева // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, т.78. - 2009. - №3. - С. 100-106.


Приложение 1. Топик-гайд для фокус-группы «Информационная культура млодежи»

 

Вводная часто (10 минут)

Введение

Добрый день. Спасибо, что согласились поучаствовать в исследовании. Его тема связана с формированием информационной культуры молодежи. Я анализирую, как молодежь (то есть мы с вами) понимает важность этого феномена и как развивает его в себе. Это очень популярная тема, и ее широко обсуждают в научном сообществе. Давайте тоже присоединимся к такому обсуждению.

Знакомство

Сначала давайте познакомимся. Меня зовут Наташа.

Назовите, пожалуйста, ваше имя, как к вам лучше обращаться в ходе беседы.

Где вы работаете или учитесь, чем занимаетесь в настоящее время? Сколько вам лет?

Напишите свое имя - как к вам обращаться в ходе беседы -  фломастером на бумажной карточке и поставьте перед собой.

Правила

Давайте обозначим несложные правила нашего общения. В рамках нашего общения запрещено перебивать друг друга. Хотя если вдруг вы не согласны с мнением кого-либо из участников, вы можете поднять руку и высказаться.

Еще одно правило: правильных и неправильных мнений не существует. Есть только ваша точка зрения. Наша с вами цель - выявить всю палитру взглядов и мнений.

Наш разговор будет записываться ассистентом фокус-группы, но эта запись будет фигурировать точно в моей научной работе.

Наша встреча строго конфиденциальна, поэтому я призываю всех расслабиться и быть как можно откровеннее в своих ответах.

Порядок работы на фокус-группе простой: я задаю вопрос - вы отвечаете по очереди.

Основная часть (40-45 минут)

Информационные потребности и предпочтения

Часто ли вы испытываете потребность в какой-либо информации?

Какая информация чаще всего бывает вам нужна?

Как вы предпочитаете искать необходимые сведения?

Насколько часто вы не справляетесь с таким поиском?

Что вы чувствуете в этом случае? Как вы поступаете?

Как вы оцениваете полезность местных источников информации

(сайт администрации и думы города, городские порталы, газеты и журналы и др.)?

У вас есть любимые сайт? Какой?

Группа и СМИ

Назовите первое приходящее в голову СМИ (газету, журнал, радиостанцию, телеканал). Какие СМИ вы предпочитаете? Почему?

Как часто вы обращаетесь к ним?

Назовите наиболее яркие явления общественной жизни вашего города (первое, что приходит в голову, что запомнилось)? Области? Страны?

Вам интересно узнавать о таких новостях? Почему?

Вы доверяете журналистам? Почему?

Как вы считаете, насколько они объективны при подаче информации?

Вы могли бы сами написать статью? Могли бы регулярно вести блог об актуальных проблемах молодежи?

Информационная среда

Скольких людей из вашего окружения вы могли вы охарактеризовать как тех, кому ничего не интересно в этой жизни? Каково ваше отношение к таким людям? Как вы оцениваете себя в этой связи?

Сколько ваших знакомых регулярно читают СМИ?

Вы считаете себя человеком, зависимым от чужого мнения? Скольких ваших знакомых вы назвали бы авторитетом для себя?

Кто, по-вашему, лидер общественного мнения в нашем городе?

У вас случается чувство усталости от большого количества информации, которую вам приходится воспринимать? Как вы справляетесь с этим?

Ориентация в проблеме

Как вы понимаете информационную культуру? Считаете ли вы, что это действительно важно? Почему?

Стиль жизни

Вы любите читать? Для чего вы читаете? / почему вы не читаете? Что вы предпочитаете читать? В вашем окружении много читающих людей?

Как вы отдыхаете вечерами будних дней? По выходным? Летом?

Какие у вас есть хобби, увлечения?

Какое человеческое качество вы считаете самым важным?

Какие цели вы ставите перед собой в жизни?


Приложение 2. Материалы экспертных интервью

 

 

Вопрос

Ответы эксперта -

Генеральный директор Издательского дома «Горожане» Ирина Корнева

Ответы эксперта -

Организатор акции «Тотальный диктант» в Дзержинске Елена Туманова

 

Как по-вашему, что такое информационная культура?

Я думаю, это комплекс определенных знаний человека о том, как правильно читать газеты, журналы и электронные СМИ. Если человек информационно культурен, он обязательно читает хорошую прессу (особенно аналитическую) и хорошо знает, что происходит в мире. Но это еще не все. Он должен быть начитан, в том смысле, что должен читать не только газеты, но и художественную литературу. Чтение тренирует нас, готовит к грамотному, критичному восприятию любой информации, которую мы получаем извне. Полагаю, информационная культура - это знания от регулярного чтения книг и газет.

Любого человека сейчас окружает столько информации, что он уже не способен воспринимать добрую ее половину. Информационная культура на должном уровне помогает человеку сохранить себя, не потеряться в потоке информации.

Думаю, это комплексное понятие. Она включает несколько пунктов. Для меня это, прежде всего, информированность о том, что происходит в мире. Я занимаюсь репетиторством и часто сталкиваюсь с ребятами 17-19 лет, которые ничего не знают о жизни за пределами компьютерного стола, как будто они живут в лесу, а не среди людей и многочисленных источников информации.

В понятие информационной культуры входит умение отбирать важное из всего объема информации. Для этого человек должен уметь вдумываться, критически мыслить, как бы проживать тот текст, который сейчас перед его глазами. А это одновременно и качество умелого производителя текстов. И это тоже значимо - информационно культурный человек должен хорошо писать.

К этому типу культуры относится и умение защитить себя от потока ненужных сведений. Пропускная способность мозга ограничена, надо знать середину - беречь себя и одновременно быть открытым для нового.

 

Как определить, что перед тобой информационно культурный человек?

В процессе личного разговора. Если с человеком есть, о чем поговорить, если он готов делиться информацией и адекватно воспринимать ее, тогда он информационно грамотен. Необщительные люди, которые не любят поговорить, не кажутся мне такими. Кстати, журналист обязан обладать высоко развитой информационной культурой.

Сам человек может задаться таким вопросом: культурен ли я в этом смысле? Он может попробовать написать текст и оценить его. Так он увидит, над чем ему еще стоит работать.

Определить со стороны тоже достаточно просто. С ним надо поговорить о последних трендовых темах, о том, что происходит в мире и в нашем городе. Причем надо обращать внимание на то, что он читает. Для меня ценнее и информативнее будет общение с тем, кто узнает последние события из газеты «Коммерсант» или  сайта «Эхо Москвы», чем тот, кто читает только «желтые» газеты или глянцевые журналы.

Многое о человеке могут сказать социальные сети. Его страница; фотографии; паблики, на которые он подписан; медийные лица, с которыми он общается; «посты» или записи в блоге, которыми он делиться с миром. Это иногда более чем исчерпывающая информация о личности человека и уровне его культуры - не только информационной, но и общей.

 

 

Вам приходилось часто общаться со школьниками, студентами и молодыми специалистами. Как Вы считаете, каков уровень информационной культуры дзержинской молодежи (вариация: российской молодежи)?

Журналисты нашей редакции часто общаются со школьниками и студентами и делают это с удовольствием. Миссия вообще любой газеты - готовить разумные, адекватные журналистские кадры. Мы же не только о новостях сообщаем, мы должны передавать свой опыт и растить достойную смену, быть кузницей кадров. Поэтому мы и проводим обучающие мастер-классы. Они полезны не только тем, кто желает связать свою жизнь с журналистикой. Такие уроки помогают сформировать правильное представление о том, как создавать и читать журналистские тексты.

Хочу сказать, что в процессе таких встреч очень часто оказывалось, что ребята желали бы работать в профессии, которая не востребована среди них. Они не читают газет, не смотрят новости, не интересуются событиями в стране и в собственном городе. Это лучший показатель низкого уровня информационной культуры. Нельзя быть грамотным в этом смысле, не проявляя активности в познании.

В общей массе школьники как будто вообще не заинтересованы в том, чтобы развивать свою эрудицию, интеллект, культуру.

 

С чем это связано, как Вы считаете?

Такие вещи, как стремление познавать новое и постоянно заниматься самообразованием, прививаются в семье. Если родители не объяснили ребенку, что он должен много читать и быть неравнодушным к важным городским, российским, мировым событиям, то никто не убедит его в том, что это действительно важно.

С воспитанием. С теми личными примерами, которые каждый день находятся перед глазами. Мой отец, сколько я его помню, каждый вечер проводит с книгой в руках. А если в семье принято отдыхать за планшетом, то это совершенно другая мотивация для ребенка. Ребят можно заинтересовать, я это знаю. Надо вдохновенно рассказывать о реальных, бумажных книгах, доказывать, что это им нужно. Собственным примером доказывать. Когда человек начинает грамотно и красиво говорить и писать на родном языке, многое в его жизни становится проще и меняется к лучшему.

 

Что наиболее всего влияет на уровень информационной культуры?

Влияние может быть внешним и внутренним. Школьники и студенты хотят или не хотят быть информационно грамотными - первый фактор влияния. СМИ (в основном электронные) хотят или не хотят делиться качественной, проверенной информацией - второй фактор влияния. Кстати, я говорю о хороших СМИ, а не о «желтых страницах», представляющих собой развлекаловку.

Личное стремление к самообразованию, больше ничего. Добровольное желание развиваться, читать, становится умнее.

 

Что нужно сделать для того, чтобы изменить уровень информационной культуры молодого человека?

Никто не сможет сделать это за него. Как я уже сказала, первый фактор влияния - это желание молодого человека стремиться к большему. Все остальные могут только помочь ему в этом.

Это хороший вопрос, потому что я часто сталкиваюсь с тем, что моим ученикам, кажется, вообще ничего не надо... Но если заинтересовать, зацепить - они начинают шевелиться. Приведу в пример «Тотальный диктант». Самое прекрасное в этой акции то, что она предполагает добровольное участие. Никто не заставлял людей проявлять внимание к собственной грамотности - они делали это сами. Мы не думали, что писать диктант придет 260 человек, мы едва ли рассчитывали на то, что будет половина читального зала Дома книги. Оказалось, мы преуменьшили, недооценили интерес горожан к собственной грамотности.

Пусть информационную культуру обсуждают разные ученые. Главное, чтобы люди понимали, что это важно.

 

Какие практические советы Вы дали бы человеку, который работает над проектом по формированию информационной культуры молодежи в Дзержинске?

Во-первых, быть терпеливым, поскольку очевидно, что этот проект будет включать серию регулярных мероприятий. Во-вторых, это должен быть человек из молодежной среды, который хорошо понимает молодежь и говорит с ней на одном языке либо просто хорошо понимает ее потребности. Наконец, он должен верить в то, что такой проект действительно что-то изменит. Сколько хороших начинаний разбивалось вдребезги о самое банальное «ну, кому это надо?»...

Это должно быть увлекательно - в первую очередь. Не стоит устраивать скучных многочасовых лекций, это никому не нужно. Если это мастер-класс, в качестве лектора должен быть мэтр, профессионал, интересный человек, который может «вкусно» преподать какой-то обучающий материал.

Есть еще один важный момент. Такой проект должен быть регулярным, серийным. Нельзя сформировать информационную культуру за один день или за один месяц. Это постепенный процесс, очень длительный и требующий большого креатива. К этому надо быть готовым.

 


Приложение 3. Этапы проекта «Полевая редакция»

Этап проекта «Полевая редакция»

Время работы

1

Конкурсный отбор

1 апреля - 20 мая

2

Подготовка полевых редакций

20 мая - 31 мая

3

Работа полевых редакций

1 июня - 20 июня

4

Подведение итогов этой работы.

Подготовка к печати и публикация материалов

20 июня - 30 июня

5

Торжественный этап:

закрытие редакций, награждение и вручение подарков

1 июля

 

Просмотров работы: 1501