В связи с этим, целью нашего исследования явилось сравнение роли комплекса гелиофизических и социально-экологических факторов окружающей среды в раннем онтогенезе на особенности физического и психофизиологического развития десятилетних детей, рождённых в 1991 и 2002 годах. Для решения задач исследования в 2012 году было проведено морфологическое и психофизиологическое обследование учащихся четвёртых классов г. Кемерово обоего пола в количестве 87 детей (2 группа). Результаты обследования этих десятилетних детей, рождённых в 2002 году, сравнивались с данными исследований 188 десятилетних детей, рождённых в 1991 году (1 группа), проведённых ранее в психофизиологической лаборатории Центра непрерывного образования КемГУ. У всех детей измерялись антропометрические показатели: длина тела (см), масса тела (кг), длина ноги (см), двуплечевой и двувертельный диаметры (см), обхват грудной клетки в покое и при вдохе (см), толщина кожно-жировых складок (мм) в 6 основных точках. Оценка темпов роста и гармоничности физического развития проводилась путём сопоставления длинны тела, массы тела и окружности грудной клетки с возрастно-половыми центильными оценочными таблицами. Изучались нейродинамические и психодинамические показатели: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция на движущийся предмет (РДО), образная память, объем внимания. осуществлялось при помощи автоматизированного комплекса «PFK».
Уровень солнечной активности в период развития детей определялся по данным Национального геофизического НОАА центра , уровень жизни населения (соотношение денежных доходов населения к величине прожиточного минимума) - по данным Федеральной службы государственной статистики (), уровень техногенной нагрузки - по отчётам об экологическом состоянии окружающей среды Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области ).
Период пренатального развития детей I группы (1991г.) характеризуется высоким уровнем солнечной активности (W=145,7), средним уровнем техногенного загрязнения (1234,62 тыс. т/год), низким уровнем жизни (158 у.ед), средним уровнем потреблением мясных и низким уровнем потребления хлебобулочных продуктов питания (68,3 кг/год и 91,8 кг/год на человека соответственно), что позволяет отнести факторы внешней среды к неблагополучным. Период раннего онтогенеза детей 2 группы (2002 г.) отличался низким уровнем солнечной активности (W=21,5), средним уровнем жизни населения (204 у.ед.), средним уровнем потреблением мясных, высоким уровнем потребления хлебобулочных продуктов питания и средним уровнем техногенной нагрузки, что характеризует условия внешней среды в этот период как благоприятные.
Средние значения антропометрических показателей десятилетних детей сравниваемых поколений соответствуют возрастно-половой норме, но значения длины, массы тела и обхвата грудной клетки детей, рожденных в 2002 году, достоверно больше показателей их сверстников 1991 года рождения (табл.1). Полученные различия свидетельствует об ускоренных темпах роста современных детей, обусловленных благоприятными условиями жизни в период раннего онтогенеза по сравнению с условиями внешней среды в период рождения детей 1 группы, которые характеризовались высоким уровнем солнечной активности и низким уровнем жизни. Половые различия в показателях физического развития связаны с ранним началом пубертатного периода у девочек по сравнению с мальчиками, что приводит к увеличению у них темпов роста, обхватных размеров грудной клетки и двувертельного размера.
Таблица 1. Антропометрические и психофизиологические показатели десятилетних детей, рождённых в 1991году и в 2002 году
Индивидуальная оценка длины тела выявила у детей 1 группы достаточно большое количество девочек (14%) и мальчиков (12%) с низким ростом, тогда как во 2 группе их в 4 и 2 раза меньше и, наоборот, больше представителей с высоким ростом: 32% у мальчиков и 43% у девочек (рис.1). Следовательно, неблагоприятное воздействие факторов внешней среды в 1991 году приводит к ретардации процессов роста у детей, а благоприятные условия в 2002 году - к акселерации, отсроченное влияние которых проявляется и в 10-летнем возрасте.
Рисунок 1. Процентное распределение 10- летних детей 1 и 2 групп по показателям длины тела
Не смотря на то, что среди детей обоих поколений более половины лиц характеризуются гармоничным физическим развитием, они различаются в особенностях дисгармоничности. Так, в 1 группе 42% девочек и 40% мальчиков имеют дефицит массы тела, а во 2 группе их в 1,5-2 раза меньше (рис.2). Отсроченное влияние на недостаток массы тела и низкую степень жироотложения у десятилетних детей 1 группы можно объяснить недостаточным белково-углеводным питанием их в раннем онтогенезе.
Рисунок 2. Процентное распределение 10-летних детей 1 и 2 групп по уровню гармоничности массы тела
Большинство авторов отмечают негативные тенденции в физическом развитии у современных детей, связанные с увеличением несоответствия темпов продольного и поперечного роста тела, а так же увеличением количества детей с дисгармоничным физическим развитием, особенно с избытком массы тела [8]. В нашем случае у десятилетних детей наблюдается увеличение толщины кожно-жировой прослойки, особенно в области живота, проявляющаяся в избыточности массы тела у достаточно большого количества школьников (рис.2). Этому способствует такой негативный фактор образа жизни современного школьника, как низкий уровень организованной двигательной активности. Выявленная тенденция может привести к развитию у некоторых детей абдоминального ожирения, которое является одним из основных факторов риска развития первичного метаболического синдрома [5].
Комплекс факторов внешней среды (геомагнитные, техногенные и уровень жизни) раннего онтогенеза наблюдаемых детей оказал влияние и на их психофизиологическое развитие. Учащиеся 4-х классов 1 группы характеризуются достоверно высокими значениями ПЗМР (девочки) и достоверно низкими показателями памяти и внимания (табл.1). Соответственно, высокий уровень ПЗМР установлен у 21% мальчиков и 39% девочек в 1 группе и у 57% мальчиков и у 67% девочек 2 группы, что говорит об улучшении зрительно-моторного реагирования при низких значениях солнечной активности и низком уровне экологической нагрузки окружающей среды в раннем онтогенезе (рис.3).
Рисунок 3. Процентное распределение 10-летних детей 1 и 2 групп по уровню ПЗМР
Нейродинамические показатели десятилетних детей характеризуются преобладанием уравновешенности нервных процессов у детей обоих групп, что характерно для данного возраста. Следовательно, факторы внешней среды в раннем онтогенезе не оказывают значительного воздействия на степень уравновешенности процессов возбуждения или торможения. Тем не менее, установлено преобладание процессов возбуждения у девочек и торможения у мальчиков, что связано с опережающим биологическим созреванием девочек - началом препубертатного развития. Этот же фактор оказал влияние на развитие познавательных функций: количество девочек с высоким уровнем объёма внимания и образной памяти больше по сравнению с мальчиками в обеих группах (рис.4,5). Благоприятные условия внешней среды в ранний период индивидуального развития десятилетних детей 2 группы обусловили формирование высокого уровня образной памяти у 52,38% мальчиков и 60,00% девочек и объема внимания у 46,66% девочек и у 23,81% мальчиков (рис.4,5). Среди учащихся 1 группы наблюдалось больше представителей с низким уровнем познавательных функций по сравнению со школьниками 2 группы.
Рисунок 4. Процентное распределение 10-летних детей 1 и 2 групп по уровню образной памяти
Улучшению когнитивных функций у современных школьников может способствовать также увеличение потока информации и времени при работе с техническими средствами (компьютерами, планшетами, телефонами и др.) в последние годы.
Рисунок 5. Процентное распределение 10-летних детей 1 и 2 групп по уровню объема внимания
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что благоприятные условия внешней среды (геомагнитные, техногенные и уровень жизни) в период пренатального индивидуального развития десятилетних детей способствуют формированию у них макроморфологического типа конституции тела и ускоренных темпов психофизиологического развития, а неблагоприятные факторы образа жизни - избыточному жироотложению.
Литература
1. Агаджанян Н.А., 2000; Агаджанян H.A. Экология, здоровье и перспективы выживания / Н.А. Агаджанян // Зеленый мир. 2004. № 13-14. С. 10-14.Верзилина, 2008 Верзилина И.Н.,Чурносова М.И.,Евдокимова В.И.Влияние геиофизических факторов на заболеваемость новорожденных в Белгородской области.//Гигиена и санитария.- 2011.-№4.-С.20-22.
2. Кайгородова Н.З. Влияние абиотических факторов среды на функциональные особенности первоклассников / Казин Э.М. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология и медицина. 2010. Т8. Вып. 1. С. 113-118.
3. Кошко, Н.Н. Роль социально-экономических и экологических факторов в формировании физического здоровья детей / Н.Н. Кошко, Н.Г. Блинова, Э.М. Казин // Журнал «Валеология». - Ростов, 2012. - №1 - С. 76 - 82.
4. Никитюк, Б.А. Интегративная биомедицинская антропология / Б.А.Никитюк, Н.А.Корнетов. - Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1998. - 182 с.
5. Ровда Ю.И., Миняйлова Н.Н. Некоторые аспекты метаболического синдрома у детей и подростков // Педиатрия. - 2009. - Т. 89. - №4. - С. 111 -115.
6. Солонин Ю.Г.,Бойко Е.Р., Варламова Н.Г., Логинова Т.П., Потолицына Н.Н., Есева Т.В., Кеткина О.А., Паршукова О.И., Понаморёв М.Б. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков.// Физиология человека.-2008.-том 34.-№3.-С.98-104.
7. Хаснутдинова СЛ., Совершаева СЛ., Макарова В.И. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста // Экология человека. - 2005 - №1 - С. 31-35.
8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю.А. Ямпольская // Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С.65-71с.