ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Павлова В.В. 1, Наговицына Н.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Саха-Якутия Нерюнгринский медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По каким признакам можно определить среднестатистического современного студента? Сутулые плечи, плохое зрение, искривленный позвоночник... Но если, заглянуть в комнату почти любого студента, то можно заметить, что далеко не в каждом доме уделяется должное внимание рабочему месту, за которым студент проводит время, выполняя домашнее задание. К сожалению, грамотно обустроенное рабочее место - это скорее исключение, чем правило. 

Каждый раз, наблюдая за своими однокурсниками я заметила, что некоторые из них не могут организовать свое рабочее место в учебных кабинетах. И тогда я решила узнать: а сколько моих однокурсников умеют организовывать свои рабочие места дома, раз не всегда у них это получается в нашем колледже?

Проблема, которую мы считаем приоритетной в нашем исследовании - это влияние не правильной организации рабочего места студента на состояние его здоровья.

Актуальность нашей работы в том, что мы исследовали организацию рабочего места обучающегося, так как грамотно обустроенное рабочее место студента - это скорее исключение, чем правило. Поэтому здоровый и сильный студент - тоже скорее исключение из правил. В будущей своей профессии наши выпускники должны уделять немаловажное значение организации рабочего места детей, начиная с дошкольного возраста. Потому как именно средний медицинский персонал, образовательных учреждений выявляет начальные проявления различных нарушений, связанных с неправильной организацией рабочего места.

Цель нашего исследования: Установить взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом обучающегося и его здоровьем, а также успеваемостью.

Задачи

  • Изучить научную литературу по данной теме
  • Провести анкетирование среди студентов Нерюнгринского медицинского колледжа для выявления условий при выполнении самостоятельной работы студента (СРС).
  • Провести анализ организации рабочего места у студентов I,II,IIIкурсов;
  • Сделать выводы, зафиксировать результаты исследования в виде презентации

Объект исследования:домашнее рабочее место обучающихся при выполнении самостоятельной работы студента (СРС).

Предмет исследования: организация рабочего места студентов в домашних условиях.

Методы исследования:

ü    социологический опрос

ü    наблюдение

ü    беседа с фельдшером Нерюнгринского медицинского колледжа

ü    анализ полученных данных

ü    изучение литературы

поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для грамотной организации рабочего места.

Гипотеза: От того насколько грамотно организовано рабочее место зависит здоровье и успеваемость обучающегося.

 

Глава I. Теоретическая часть

Почему так важно организовывать свое рабочее место?

Высокая работоспособность студента, успеваемость и его здоровье не возможны без рациональной организации его рабочего места.

Рассматривая территорию как образовательный ресурс можно поставить очень важные вопросы: «Все ли равно студенту, за каким столом и стулом ему сидеть? Влияет ли свет и цветовое решение в комнате студента на его желание выполнять домашнее задание? Зависит ли успешная и продуктивная работа от правильно организованного рабочего места?

 Хотелось бы отметить, что ответы на эти вопросы могут повысить не только результативность самой деятельности, но обеспечить комфортные условия, что приведет к сохранению не только психологического здоровья наших студентов, но и физического в том числе. Прежде чем давать какие-либо рекомендации по проблеме организации учебного пространства, необходимо проанализировать факторы, влияющие на здоровье и успеваемость студента.

Понятия рабочей обстановки включает:

ü    рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, органайзер);

ü    рабочее место;

ü    освещение естественное и искусственное;

ü    цветовое решение интерьера;

ü    окружающий звуковой фон.

ü    температуру и влажность воздуха помещения;

 

Факторы, влияющие на здоровье и успеваемость студента.

Фактор 1. Мебель.

Мебель должна соответствовать росту студента.

Стул.  «Правильный» стул должен обязательно быть со спинкой. А еще правильный стул подбирается таким образом, чтобы ступни ног полностью стояли на полу. А колени были согнуты под прямым углом. Также будет очень хорошо, если высота и угол наклона спинки будут регулироваться. Регулируя угол наклона, проследите, чтобы сидящий за столом не слишком откидывался назад и не наваливался грудью на стол.

Форма позвоночника зависит от состояния скелета и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовый пояс. Даже в течении дня разный тонус мышц оказывает влияние на величину физиологических изгибов позвоночного столба. Усиление физиологических изгибов позвоночника происходит по различным причинам (сниженный мышечный тонус из-за отсутствия систематических занятий массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; поднятие тяжелых предметов и т.д.)

Нарушение осанки - понятие, означающее различные искривления позвоночника:

патологический лордоз выпуклость вперёд);

патологический кифоз (выпуклость назад);

сколиоз (это боковое искривление позвоночника)

 

Рабочий стол - это в первую очередь не предмет интерьера, а рабочий инструмент. И он должен быть удобным. Основное правило при выборе стола - его край должен находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди. Чтобы   можно было спокойно опираться на край поверхности стола локтями.  Между краем столешницы и грудной клеткой должно оставаться расстояние 8 - 10 см.

Обязательно должно бытьместо, где можно будет хранить принадлежности. Если же в столе ящиков нет, приобретите небольшую тумбу или подвесные полки.

Предлагаем вам ознакомиться с примерами правильного и неправильного размещения студента за рабочим местом. (Приложение №1, рис. №1, рис №2,рис №3,рис №4, табл. №1).

Фактор 2. Освещение и цветовое решение комнаты.

Интерьер комнаты играет поистине огромную роль. Она служит ему одновременно и спальней, и гостиной, и местом для учебы. .

Типы освещения.

Освещение: искусственное (световые спектры: синий и жёлтый) и естественное.

Естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу нужно расположить в левом углу стола. Лучше всего для рабочего стола подходит настольная лампа на гибкой ножке. Свет должен быть оптимальным - не слишком тусклым, но и не особо ярким. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Однако слишком яркий свет также способствует быстрому утомлению. Если мы делает уроки вечером, одной настольной лампы мало. Не должно быть резкого перепада освещения, поэтому включайте одновременно и верхний свет, и настольную лампу.

 

Цветовое решение.

Розовый цвет- расслабляет, создает легкомысленное настроение.

Обилие зеленого уравновешивает иуспокаивает, ноприпродолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит вравнодушие илень.

Приглушенный желтый цвет положительно влияет наумственную активность, онумеренно тонизирует ипомогает интеллектуальной работе.

Нейтральные цвета- белый ичерный- невызывают негативных эмоций, ноирадости отних тоже неприбавляется.

Бежевый и коричневый оттенкисчитаются "домашними", природными цветами.

Коричневый цвет считается спокойным и сдержанным, он вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения.

 

Фактор 3.Окружающий звуковой фон.

Во время умственного труда приток крови к мозгу увеличивается до 10 раз и возрастает потребность организма в кислороде. Присутствие в воздухе табачного дыма, неприятных запахов или избыточного количества углекислого газа отрицательно сказывается на работоспособности. Не забывайте проветривать комнату перед выполнением СРС, а затем каждый час. Оптимальная температура воздуха в комнате 18-20 С , а в зимнее время 20-22С.При выполнении СРС, необходимо выключить радио, приемник или телевизор. Шум или музыка, сопровождающие во время выполнения заданий, не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия и, следовательно, будет способствовать хорошей успеваемости.

 

Глава II.Экспериментальная часть.

Для доказательства гипотезы были проведены исследования по организации рабочего места и по факторам влияющим на здоровье и успеваемость обучающихся.
Студентам Нерюнгринского медицинского колледжа I, II, III курсов в количестве 60 человек была предложена анкета, составленная мною.

Не у всех студентов организовано рабочее место (58%), соответственно работоспособность большинства на минимальном уровне, значит и успеваемость не та, которую они бы хотели.

Большинство студентов (50%) выполняют домашнее задание за кухонным столом,что чрезмерно снижает его успеваемость, остроту зрения и приводит к нарушению осанки. Так как кухонный стол приспособлен для еды, а не для подготовки к занятиям, а переоборудовать  его в рабочее место  и настроится на работу очень проблематично. И поэтому, большая часть  студентов заблуждается, что кухня - это его рабочая зона.

50% студентов отметили, что у них имеется нарушение осанки, а еще 45% - о наличии болей в области поясничного отдела позвоночника. Возможно, что нарушение осанки и наличие болей в позвоночнике явились следствием неправильной организации рабочего места со школьных лет.

Освещение в комнате студента  имеет тоже большое значение для его здоровья, а 87 % опрошенных пренебрегают им, прежде всего,  здоровьем  глаз. Для того чтобы не было контраста света, важно чтобы освещение было и на столе и общее, а среди анкетируемых их оказалось всего лишь13%. При этом настольная лампа должна располагаться таким образом, чтобы свет падал слева, если человек правша, и справа, если он левша.

15% студентов используют рекомендованное цветовое решение интерьера, что благоприятно отражается на их умственную активность.

Большинство студентов (58%) выполняют СРС, слушая музыку, что конечно же плохо сказывается на качество его выполнения. Посторонний окружающий звуковой фон не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывает головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия.

К сожалению, 50% студентов не уделяют должного времени, установленного по ФГОС (3ч) на выполнение СРСчто, по моему мнению, отрицательно сказывается на успеваемости.

 

Выводы:

 В начале своей работы мы предположили, что есть прямая взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом студента и его здоровьем.

Получив данные от проведённого анкетирования, беседы с фельдшером медицинского колледжа, изучив необходимую литературу и интернет ресурсы, проанализировав полученные факты, я пришла к следующим выводам, что здоровье и успеваемость студента зависит:

1.             От правильной организации рабочего места.

2.             От правильно подобранного освещения и цветового решения интерьера.

3.             От организации порядка на рабочем столе студента.

Итак, мы подтвердили свою гипотезу, что организовывать рабочее место студента нужно с полной серьёзностью: оно должно быть удобным, многофункциональным и хорошо освещённым.

Хотелось бы предложить, во всех общежитиях учебных заведений иметь читальные комнаты, которые бы соответствовали гигиеническим требованиям по освещенности и с соответствующей мебелью, а также с правильно подобранным цветовым решением интерьера.

Мы думаем, что всёэто несомненно благоприятно отразится на здоровье студентов и повысит качество их успеваемости.

 

Использованная литература

 

4.      Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. М.: Наука, 1991. 69 с.

5.      Амосов, В.Н. Искривление позвоночника у детей и взрослых / В.Н. Амосов, Вектор, 2010. 128 с.

6.      Брэгг, П. Позвоночник - ключ к здоровью / П. Брэгг. СПб.: Диля, 2003.

7.      Инглин С.П. Обработка массива данных, www.exponenta.ru/systemat/inglin/1/index.asp

8.      Открытая база ГОСТов, https: //standartgost.ru/b/ГОСТ;

9.      Растимешин, В.Е. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места: практическое пособие / В.Е. Растимешин, Т.М. Куприянова; под ред. В.Н. Шлыкова. - 4-е изд. М.: Стандарты и качество, 2009. 176 с.

10.  Фабрицио, Т. 5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место / Т. Фабрицио, Институт комплексных стратегических исследований. М., 2008. 214 с.

 

 

 

 

Приложение

Рисунок №1

 

 

 

Рисунок № 2

 

Рисунок №3

 

Рисунок №4

 

 

 

Таблица№1

Мебель должна соответствовать росту человека (ГОСТ 11015-93, 11016-93)

Номера мебели ГОСТы 11015-93

11016-93

Группа роста, мм

Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм

Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм

Цвет маркировки ГОСТы: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93, 5994-93

1

1000 - 1150

460

260

Оранжевый

2

1150 - 1300

520

300

Фиолетовый

3

1300 - 1450

580

340

Желтый

4

1450 - 1600

640

380

Красный

5

1600 - 1750

700

420

Зеленый

6

Свыше 1750

760

460

Голубой

Просмотров работы: 3882