подготовка высококвалифицированного врача, владеющего определенными знаниями в области акушерства и гинекологии с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело», участие в формировании соответствующих компетенций: ОК-1, ОК-8, ОПК- 1, ОПК-2, ОПК- 3, ОПК-4, ОПК- 5, ОПК -6, ОПК -8, ОПК -9, ОПК- 11, ПК- 1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-22.
ЭНДОМЕТРИОЗ
Понятие эндометриоз включает наличие эндометриоподобных разрастаний, развивающихся вне пределов обычной локализации эндометрия — на влагалищной части шейки матки, в толще мышечного слоя матки и на ее поверхности, на яичниках, тазовой брюшине, крестцово-маточных связках и т.п.
Актуальность темы:
- возрастающая частотаэндометриоза
- рост бесплодия при эндометриозе
- стойкий болевой синдром при некоторых формах эндометриоза
- рост числа наблюдений «острого живота» при эндометриозе
Цель изучения темы:
овладение практическими навыками диагностики, лечения и профилактики эндометриоза.
Задачи темы:
- углубить и систематизировать знания по классификации, этиологии, патогенезу, клинике, диагностике эндометриоза;
- усовершенствовать практическиенавыки, полученные на предыдущих курсах;
- воспитать чувство ответственности; развивать аккуратность, дисциплину, наблюдатель-ность в работе, стремление к постоянному профессиональному совершенствованию;
- освоить этапы оказания медицинской помощи при гинекологических заболеваниях
(Приказ МЗ РФ №572 н от 01.11.2012г. Раздел VII. Порядок оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями. Код по МКБ-Х N80.0 – N80.9).
Для формирования умений студент должен знать:
- этиологию, патогенез эндометриоза;
- классификацию эндометриоза;
- клиническую картину различных форм эндометриоза;
- течение и прогноз эндометриоза;
- принципы диагностики эндометриоза;
- принципы лечения эндометриоза;
- показания к госпитализации;
- показания к медикаментозному лечению;
- показания к хирургическому лечению при эндометриозе;
- принципы профилактики заболеваний;
- прогноз заболевания;
В результате освоения темы студент должен уметь:
- собирать анамнез;
- выделять факторы риска эндометриоза;
- проводить клиническое обследование больной с эндометриозом;
- проводить гинекологическое обследование больной;
- уметь интерпретировать результаты дополнительных и специальных методов
обследования больной при эндометриозе;
- проводить дифференциальную диагностику заболевания;
- формулировать клинический диагноз -назначать требуемое лечение;
- вести медицинскуюдокументацию.
В результате освоения темы студент должен владеть:
- методами общеклинического и специального исследования больных с эндометриозом;
- приемами построения плана дополнительного обследования больных с дисгормональными
заболеваниями;
- методикой интерпретации результатов специальных, дополнительных методов исследова-
ния больных с генитальным и экстрагенитальным эндометриозом;
- алгоритмом развернутого клинического диагноза при генитальномэндометриозе;
- навыком составления плана лечения и диспансеризации больных с различными формами
дисгормональных заболеваний;
В результате освоения темы студент должен овладеть следующими компетенциями:
- способность к коммуникации с больными, страдающими дисгормональными заболеваниями половых органов;
- способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для установления формы, степени эндометриоза;
- способность и готовность правильно сформулировать клинический диагноз с учетом
МКБ-X, определить план леченияв соответствии с приказом № 572н МЗ РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (Приложение № ?);
- способность оценить эффективность диспансеризации больных с эндометриозом.
Вид занятия: практическое занятие.
Продолжительность занятия:6 академических часов аудиторной и 2 академических часа внеаудиторной работы.
Оснащение:
Дидактический материал:оцифрованные видеофильмы: «Вапоризация очагов эндомет-риоза» и «Гинекологические операции»; мультимедийный атлас «Оперативная гинекология. Эндометриоз»; мультимедийная презентация «Рациональная фармакотерапия в гинеко-логии»; алгоритм «Алгоритм обследования пациенток при подозрении на аденомиоз»; истории болезни с данной патологией; рисунки, таблицы, схемы, гистеросальпингограммы; гинекологический фантом; учебно-гинекологический тренажер «Эндометриоз матки» и «Заболевания женской репродуктивной системы», набор гинекологических инструментов.
ТСО:ноутбук; проектор.
Критерии оценки: «отлично» - допускается 1 ошибка; «хорошо» - допускаются 2 ошибки;
«удовлетворительно» - 3 ошибки, «неудовлетворительно» - более 3-х ошибок.
Все задания записываются в рабочую тетрадь.
КОНТРОЛЬ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА. |
Задание № 1
Внимательно рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделоврепродуктивной системы женского организма. Коротко опишите их морфологиюи топономику.
1. 2. 3. 4. |
||
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ. |
Задание № 2.
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованиемконспек-та лекции, рекомендуемой учебной литературой, учебно-методического пособия имульти-медийных презентаций, выставленных на сайте кафедры.
Задание № 3.
Ответить на вопросы для самоконтроля,используя литературу и конспект лекции.
Эндометриоз: определение.
Этиопатогенезэндометриоза.
Классификация генитальногоэндометриоза.
Внутреннийэндометриоз: клиника.
Внутреннийэндометриоз: диагностика.
Перитонеальныйэндометриоз: клиника.
Перитонеальныйэндометриоз: диагностика.
Принципы лечения генитального эндометриоза.
Лечебно-диагностическая лапароскопия при перитонеальномэндометриозе.
Показания к хирургическому лечению больных аденомиозом.
Медикаментозная терапия эндометриоза.
Позадишеечный (ретроцервикальный) эндометриоз: клиника, диагностика, лечение.
Эндометриоз шейки матки: клиника, диагностика, лечение.
Эндометриоз и бесплодие.
Профилактика возникновения и рецидива эндометриоза.
Задание № 4.
Проверьте свои знания.
Компьютерное тестирование с использованием входящего тестового контроля в режиме
on-lain с фиксацией полученных результатов.
Задание № 5.
Решите ситуационные задачи входящего контроля.
Задача № 1
В женскую консультацию 20.10. обратилась больная 40 лет с жалобами на периодические боли внизу живота, иррадиирующие в прямую кишку, боли при половом акте, кровянистые выделения из прямой кишки, боли при акте дефекации. Стул с наклонностью к запорам. Такие боли в течение последних 2 лет, постепенно нарастают. Боли усиливаются перед менструацией. Кровянистые выделения из прямой кишки периодические, связать их с менструальным цикломбольная затрудняется.
В анамнезе: хронический гастрит, хронический колит, геморрой, гипертоническая болезнь II стадии. Менструации обильные, болезненные по 6-7 дней, через 28 дней. Последняя 24 - 30.05. Беременностей 10 (2 родов и 8 медицинских абортов без осложнений).
При бимануальном исследовании: матка и придатки без особенностей. Позади матки в ретроцервикальном пространстве - бугристое плотное образование размерами 3 х 5 см, резко болезненное.
При ректальном исследовании: наружный геморрой без признаков воспаления, в ампуле прямой кишки большое количество каловых масс, на перчатке небольшое количество темной крови.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
Этиология и патогенез данного заболевания.
С каким экстрагенитальным заболеванием у данной больной не обходимо провести
дифференциальную диагностику?
Возможно ли сочетание этих заболеваний?
План обследования?
Возможные ближайшие и отдаленные исходы заболевания.
Задание № 6.
В таблицу «Патоморфологияэндометриоза» впишите характерные особенности очагов эндометриоза.
ПАТОМОРФОЛОГИЯ ЭНДОМЕТРИОЗА
Очаги эндометриоза |
Характерно |
|
1. |
Макроскопические |
|
2. |
Гистологические |
|
3. |
Инфильтративные |
Задание № 7.
Назовите факторы риска заболеваемости эндометриозом и впишите их.
Задание № 8.
Перечислите основные теории и концепции возникновения эндометриоза, их происхождение. Впишите в таблицу.
Основные теории и концепции возникновения эндометриоза |
Происхождение эндометриоза по этой теории |
|
1. |
1. 2. |
|
2. |
||
3. |
Задание № 9.
Назовите основные виды патогенезаэндометриоза. Впишите их.
2.
3.
Задание № 10.
Составьте схему.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭНДОМЕТРИОЗА ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ
Задание № 11.
Определите к какому типу эндометриоза по локализации относятся эти представленные на рисунках очаги эндометриоза. Впишите в таблицу.
Эндометриоз после операционного рубца |
Эндометриоз пупка |
Эндометриоз толстой кишки |
Эндометриоз большого сальника |
Эндометриоз шейки матки |
Аденомиоз тела матки Iст. |
Эндометриоз на поверхности яичника |
Эндометриоз на поверхностибрюшины |
Задание № 12.
Вспомните клинику эндометриоза. Впишите соответственно названиям граф ваш
ответ.
КЛИНИКА ЭНДОМЕТРИОЗА
Клиника |
Симптомы, с чем связаны |
|
1 |
1. 2. |
|
2 |
Задание № 13.
Внимательно посмотрите на схему«Этиология и патогенез». Стрелками укажите взаимосвязь.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
Задание № 14.
Выполните «Дифференциальную диагностику». Распределите данные заболевания с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику эндометриоза шейки и тела матки в соответствующие графы.
1. ЭНДОМЕТРИОЗОМ ШЕЙКИ МАТКИ |
2. АДЕНОМИОЗОМ МАТКИ |
Киста наботовой железы |
Полип цервикального канала |
|
Эритроплакия |
Рак эндометрия |
|
Эктропион |
Миома матки |
Задание № 15.
Внимательно посмотрите рисунки с изображением стадий развития эндометриоза. Подпишите стадии в соответствии с ростом развития. Опишите каждую стадию.
Задание № 16.
Укажите стрелками взаимосвязь бесплодия и эндометриоза.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ |
Задание № 17.
Проверьте свои знания.
Компьютерное тестирование с использованием исходного тестового контроля в режиме
on-lain с фиксацией полученных результатов.
Задание № 18.
Решите ситуационные задачи исходного уровня знаний.
Задача № 4
Больная 32 лет обратилась в женскую консультацию по поводу до – и послеменструальных коричневых выделений из половых путей, продолжающихся 3-4 дня. Из анамнеза установлено: 4 мес. назад был произведен мед.аборт. При осмотре в зеркалах: шейка матки без особенностей. При бимануальном исследовании: матка в anteversio-anteflexio, несколько увеличена, неравномерной консистенции. Придатки с обеих сторон не пальпируются, безболезненные. При УЗИ: миометрий неоднородной структуры, нечеткая граница между эндо- и миометрием.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
Этиология и патогенез данного заболевания.
Предложите свой план ведения больной.
Возможные ближайшие и отдаленные исходы заболевания.
Задание № 19.
Рассмотрите рисунок. Подпишите названия мест локализаций эндометриоза.
Дайте клиническую характеристику.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание № 20.
Внимательно рассмотрите картинки. Подпишите рисунки в соответствии с диагнозом.
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
Задание № 21.
Поставьте диагноз на основании рисунка
Задание № 22.
Заполните таблицу «Симптомы эндометриоза», используя литературу и конспект лекции.
СИМПТОМЫ ЭНДОМЕТРИОЗА |
|||
Типичные |
Менее типичные |
Более редкие |
Встречаются очень редко |
Задание № 23.
Впишите в ячейки схемы «Возможные пути подавления эндометриоза» различные
методы воздействия на заболевание.
Задание № 24.
Составьте алгоритм действия врача акушера-гинеколога при эндометриозе
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ВРАЧА ПРИ ЭНДОМЕТРИОЗЕ
Задание № 25.
Впишите в ячейки схемы основные принципы лечения эндометриоза, укажите методы и перечислите применяемые лекарственные препараты.
Задание № 26.
Вам предлагается заполнить направления на цитологическое и гистологическое исследования. Продемонстрируйте оформление медицинской документации.
Задание № 27.
Подчеркните те лекарственные препараты, которые используются при лечении эндометриоза: даназол, тиболон, бусерилин, Дине-35, диферелин, дюфастон, утрожестан, индометацин, визанна, эпигалат, жанин, золадекс.
Задание №28
Вам предлагается заполнить рецептурный бланк. Продемонстрируйте оформление медицинской документации.
а) Дюфастон® 20 табл. по 10 мг б) Декапептил-депо® для инъекции 3,75 мг в) Визанна® 28 таблеток по 2 мг |
Задание №29
Назначьте дозировку лекарственного препарата.
Лекарственный препарат«Даназол»с дозировкой таблетка 200 мг.Определите оптимальную суточную дозу препарата.Установите количество приема.
100 мг |
200 мг |
400 мг |
600мг |
800 мг |
Задание №30
Назовите инструмент. Дайте название по латыни. Назовите его назначение.
Схематическое изображение инструмента |
Наименование инструмента (на русском и латинском языках) |
Назначение, область применения инструмента |
Задание № 31.
Составить кроссворд по данной теме.
Задание №32.
Составить задачу по данной теме.
Задание № 33.
Составьте план наблюдения врача за пациенткой Петровой Ириной Маратовной, 34 года, с диагнозом «эндометриоз» на момент поступления по указанной схеме.
Она предъявляет жалобы на болезненные менструации, мажущие кровянистые выделения из половых путей до и после менструации, диспареунию, бесплодие.
1. Стол №____________
2. Лечебно-охранительный режим _____________________________
3. Проведение контроля основных показателей функционального состояния организма:
А)_____________, Б)_________________ В)_______________ Г)__________________
4.Подготовка пациентки к инструментальному методу исследования:__________________
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. |
Основная
1 |
Гинекология: учебник для медицинских вузов/ под ред. Э. Айламазяна. С-Пб.: СпецЛит, 2013. - 416 с. |
2 |
Гинекология: учебник для студ. мед.вузоврек. УМО по мед.ифармац. образованию вузов России/ под ред. В.Е. Радзинского, А. Фукса. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -1000 с. : цв.ил. |
3 |
Гинекология: учебник для студ. мед.вузоврек. УМО по мед.ифармац. образованию вузов России/ под ред. Г. М. Савельевой, В. Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 432 с. |
4 |
Гинекология. Руководство к практическим занятиям: учеб.пособие/ под ред. В.Е. Радзинского. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 552 с. |
Дополнительная
1
Акушерство и гинекология учебник для студ. мед.вузов. /под ред. В. Серова, Г. Сухих. М.:ГЭОТАР-Медиа. Серия: Клинические рекомендации. 2014. - 1024 с.
2
АнтошинаТ., БараташвилиГ., БатраковаТ. Клинические протоколы ведения пациентов по специальности акушерство и гинекология. Часть 1. М.: Н-Л. 2013. - 224 с.
3
Волков А., Рымашевский А., Хмара Л. Рецептурный справочник акушера-гинеколога. М.: Феникс.Серия: Медицина. 2012. - 352 с.
4
Гистероскопия. Атлас и руководство./под ред. Г.М. Савельевой,В.Г. Бреусенко,Л. Каппушевой. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.5
Данилова Н. Миома, мастопатия, эндометриоз. Лучшие методы лечения. М.:Вектор. Серия: Семейный доктор. 2008. - 128 с.
6
Методы визуализации в онкологи. Стандарты описания опухолей. Цветной атлас. /под ред. ХедвигаХричак, Джанет Хасбэнд, Дэвид М. Паничек. Пер с англ.яз.И. Тюрина. М.: Практическая Медицина. 2014. - 288 с.
7
Цвелев Ю., Кира Е., Берлев И., Гайворонских Д. Терминология в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие. С-Пб.: Н-Л.2012. - 288 с.
Сахаутдинова И.В. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии № 3 ГБОУ ВПО Башкирского государственного медицинского университета.
Зулкарнеева Э.М. - к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии № 3, завуч, ответственная за УМР на кафедре.
Муслимова С.Ю.– к.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии № 3.
Иванова Д.А.* - клинический ординатор II-го года обучениякафедры акушерства и гинекологии № 3.
Улямаева В.В.* – студентка 6 курса гр. Л- 609 – А,лечебный факультет.