Ключевые слова: бизнес-процесс, критерии оценки, результативность бизнес-процесса, стоимость бизнес-процесса, время (длительность) бизнес-процесса, качество бизнес-процесса, фрагментация бизнес-процесса.
Общество постоянно развивается, развиваются и ее основные сферы, в том числе и экономика. Современное состояние характеризуется переходом от традиционного индустриального подхода Адама Смита к процессномуподходу управления.
Основой функциональногоподхода является предпосылка, что работник обладает невысокой квалификацией, вследствие чего его задачи сильно упрощаются. Выделяют следующие основные особенности функционального подхода:
иерархическая организационная структура;
применение конвейерных технологий;
управление по структурным элементам (подразделениям) и т.д.
Отсутствие ряда факторов, которые обеспечивали бы эффективное управление в организациях нового уровня, и отсутствие гибкости к изменениям окружающей среды у данного подхода стало следствием того, что на его смену пришел новый – процессный подход. Он отлично подошел для организаций, в которых предполагалось автоматизировать основные аспекты деятельности, так как в современных условиях именно автоматизация гарантирует успешное функционирование организации и поддержания здорового уровня конкурентоспособности. Вследствие этого на предприятиях стали создаваться ИТ-подразделения, что подвигло к созданию информационно-технологической библиотеки ITIL. В ней процессный подход является основополагающим принципом, который позволяет разграничить: взаимодействие ИТ-структуры с отдельными процессами и точки их взаимодействия, исходя из задач, поставленных перед отдельным структурным подразделением или перед бизнесом в целом. Иначе говоря, под процессный подход декларирует смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими эти структурные элементы воедино.
Проблема построения модели бизнеса и отдельных бизнес-процессов в условиях современной экономики является актуальной, так как необходимо четко знать, что нужно рынку, и в каком виде это преподнести, как выдвинуть свою компанию в лидеры на международном уровне. Данная задача является нетривиальной, так как адекватнаяформулировка и описание модели деятельности, которая систематизированазвеньями – бизнес-процессами – , охватывающими приоритетные направления, может стать основой процветания бизнеса. Графическое представление системы деятельности, поиск путей оптимизации деятельности компании, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте, является основой моделирования бизнес-процессов организации.
Моделирование начинается с выбора приоритетных бизнес-процессов, после чего нужно приступить к их детальному описанию, анализу и оптимизации. Практика реализации подобных проектов показала, что прежде чем проводить детальное описание бизнес-процессов необходимо сформулировать основные цели и критерии их оптимизации. На данном этапе это возможно сделать, используя результаты экспресс-диагностики деятельности компании, проведенной при определении степени проблемности бизнес-процессов.
Большинство компаний, реализующих проекты по улучшению бизнес-процессов, допускают типичную ошибку: они начинают описывать бизнес-процессынадеясь, что после разработки детальных процессных схем проблемысами обнаружатся, что будут сформулированы пути их решения и соответственно цели и критерии оптимизации. Практика показала, что данный подход неэффективен, так как бесцельное описание бизнес-процессов не дает никаких результатов и отнимает много времени и сил, что приводит в дальнейшем к отказу от проведения подобных работ.Не сформулировав изначально цели и критерии оптимизации процесса, нельзя выбрать нужный подход и методологию описания, что затрудняет сам процесс моделирования.
Цели и критерии оптимизации бизнес-процессов базируются на ключевых показателях процессов, определяющих эффективность и конкурентоспособность организации. Зачастую эти показатели представляют собой пять групп:
Результативность бизнес-процесса – R$
Стоимость бизнес-процесса - C$
Время (длительность) бизнес-процесса – t
Качество бизнес-процесса – Q
Фрагментация бизнес-процесса – FRAG
Результативность бизнес-процесса характеризуется полезным эффектом, который он оказывает на бизнес. Если бизнес-процесс приносит деньги илиимеет доходную составляющую, то в качестве одного из показателей используется доход. Часто показатели результативности бизнес-процесса называют показателями продукта. Данные показатели характеризуют продукт, который является выходом рассматриваемого бизнес-процесса.
Стоимость процессов или величина потребляемых процессами издержек является немаловажным показателем, определяющим эффективность бизнеса в целом.
Данный показатель прямым или косвенным способом определяет цену продукции и возможность более широкого охвата различных групп клиентов. При снижении издержек бизнес-процессов компания автоматически снижаетуровень операционных и финансовых рисков и приобретает большую гибкость в борьбе за место на рынке.
Длительность бизнес-процессов является одним из основных факторов, которые определяют конкурентоспособность компании. В условиях динамично развивающейся внешней среды и рыночной конъюнктуры наиболее эффективными оказываются те организации, чьи бизнес-процессы имеют наиболее короткие сроки исполнения. К примеру, при условии, что срок обработки заказа и отгрузки продукции одной компании хотя бы на 5-20% меньше, чем у конкурента, то конкурентная позиция данной компании является очень высокой. В соответствии с некоторыми оценкамипри сохранении данной конкурентной позиции в долгосрочной перспективе до 3 лет компания может стать монополистом на своем рынке. Подобные требования предъявляются и к управленческим процессам, что способствует принятию более своевременных решений.
Наиболее часто используемымвременным показателем является показатель эффективности производственного или операционного цикла – MCE (ManufacturingCycleEffectiveness),который рассчитывается как отношение суммарного времени выполнения всех операций процесса к длительности общего цикла бизнес-процесса. Данный показатель имеет значение всегда равное меньше 1, но так как в процессах существуют временные разрывы, большинстве случаев он лежит в пределах 0,05-0,2.
Показатель качества является наиболее широким по охвату для оценки эффективности предприятия и имеет ряд индивидуальных факторов для каждого бизнес-процесса.
Показатель фрагментации бизнес-процесса является универсальным и часто используемым в связи с растущими и динамично развивающимисяпотребностями бизнеса. Он может использоваться для измерения любых бизнес-процессов и характеризует их организационную сложность.
Степень фрагментарности определяет степень проблемности, результативность, стоимость, время и качество бизнес-процесса. Поэтому показатель фрагментарности является опережающим показателем и его отслеживание и уменьшение позволяет своевременно предвидеть и устранить негативные тенденции.
Вышеперечисленные показатели являются базовыми и на их основе могут создаваться новые, более сложные смешанные показатели, которые используются при оптимизации бизнес-процессов. Примерами смешанных показателей являются показатели, рассчитываемые как отношения показателей результативности к показателям стоимости бизнес-процесса.
Список литературы:
1. http://www.betec.ru/index.php?id=6&sid=52
2.http://www.studfiles.ru/preview/358500/page:3/
3. http://otherreferats.allbest.ru/management/00055894_2.html