НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ НЕФТЕГАЗОСЕРВИСНОГО РЫНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ НЕФТЕГАЗОСЕРВИСНОГО РЫНКА РОССИИ

Петрушкин И.С. 1
1ТюмГНГУ Институт менеджмента и бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нефтегазосервисный рынок России в своем развитии прошел ряд этапов. Специалистами нефтегазовой отрасли  были выделены и охарактеризованы следующие периоды в его развитии:

1 этап (до 1991 года)-  подразделения нефтяных объединений оказывают сервисные услуги;

2 этап  (1991- 1998г.г.) - приватизируются нефтяные компании, активизируется добыча нефти и газа;  незначительно увеличивается объем нефтесервисных услуг;  услуги оказываются структурными подразделениями нефтегазовых компаний;

3 этап (1999 - 2003 г.г.)-  сервисы выводятся из состава нефтяных и газовых компаний в отдельные предприятия;  более 80% сервисных услуг оказывалось аффилированными сервисными компаниями;  начинают активно работать зарубежные компании;

4 этап (2004-2008 г.г.) -  активно формируется рынок сервисных услуг;  аффилированные сервисные компании продаются стратегическим инвесторам; выделяются и образуются новые сервисные компании; интенсивно идет процесс слияний и поглощений; примерно 50% всех сервисных работ выполняется независимыми участниками сервисного рынка, включая международные;

5 этап (2009 - 2014 г.г.) -  кризис прервал рост рынка, однако стабилизация цен на нефть привела к росту спроса,  докризисный уровень не достигнут; расширяется география деятельности основных игроков  за счет рынков стран СНГ и дальнего зарубежья; усиливается конкуренция, в частности на рынке стран СНГ появляются китайские игроки;  российские компании выходят на международные рынки; российские подрядчики укрепляют свои позиции за счет роста качества услуг при сохранении относительно невысокой их стоимости;  ключевые игроки сектора направляют средства не на приобретение новых компаний, а на интеграцию в единую структуру и развитие приобретенных ранее активов; государство планирует создавать нефтесервисные компании. [1]

         Анализ емкости нефтегазосервисного рынка в целом и по  составляющим  на этапах его развития показал, что она неуклонно росла. (Табл.2) Так на пятом этапе по сравнению с третьим емкость рынка увеличилась в 3,3 раза. Наибольший рост отмечается по бурению скважин, который составил за рассматриваемый период 4,4 раза.   Следует отметить, что на выделенных этапах наблюдается динамичный рост добычи углеводородного сырья. (Табл. 3)  Объем добычи нефти на пятом этапе развития нефтегазосервисного рынка по сравнению с третьим увеличился в 1,4 раза,  газа - в 1,1 раза.

Таблица 2

Емкость рынка нефтегазосервисных услуг и его составляющих

на этапах его развития, млрд. долларов

Показатели

Этапы развития нефтегазосервисного рынка

2000 - 2003 г.г

2004-2008 г.г

2009 - 2014 г.г.

Емкость рынка - всего, млрд.дол.

5,5

11,6

17,9

В том числе:

1) геологоразведка

*

1,7

2,5

2) бурение скважин

2,3

6,0

9,4

3) капитальный ремонт скважин

1,7

1,8

1,5

4) текущий ремонт скважин

1,5

2,1

2,3

Примечание: * - нет данных

Таблица 3

Объемы добычи углеводородов  в России

на этапах развития нефтегазосервисного рынка

Показатели

Этапы развития нефтегазосервисного рынка

2000 - 2003 г.г

2004-2008 г.г

2009 - 2014 г.г.

1.Объем добычи нефти, млн.т

368

478

513

2.Объем добычи газа, млрд. куб.м

595

649

649

         Анализ динамики добычи нефти в разрезе нефтегазовых компаний показал, что также наблюдается ее рост за период с третьего по пятый этапы по большинству нефтегазовых компаний. (Табл.4) Объемы добычи нефти по ведущим нефтегазовым компаниям неуклонно возрастали. В частности, добыча нефти в ОАО «Роснефть» и ОАО «Лукойл» увеличилась на этапах развития нефтегазосервисного рынка соответственно в 9,5 и 1,2 раза.

Таблица 4

Объемы добычи углеводородов  по нефтегазовым компаниям

на этапах развития нефтегазосервисного рынка России[2]

Нефтегазовые компании

Этапы развития нефтегазосервисного рынка

2000 -  2003г.г

2004 - 2008г.г

2009 - 2014 г.г.

ОАО НК «Роснефть»

16,1

65,3

152,5

ОАО «Лукойл»

75,3

87,8

88,0

ОАО «Сургутнефтегаз»

47,0

63,9

60,6

ОАО НГК «Славнефть»

14,6

22,4

18,3

ОАО НК «Русснефть»

0

11,0

12,4

ОАО «Газпром»

37,1

47,7

49,3

ОАО «Татнефть»

24,6

25,4

26,2

ОАО «ТНК-ВР» (до 2012г.)

53,7

71,7

71,5

Таким образом, развитие нефтегазосервисного рынка способствовало росту добычи нефти как в целом по России, так и в разрезе нефтегазовых компаний.

Следует также отметить, что незначительное снижение объемов добычи нефти на пятом этапе по сравнению с  четвертым в ОАО «Сургутнефтегаз», связано с влиянием такого фактора, как переход месторождений нефти на более поздние стадии разработки. Компенсирующим фактором снижения добычи явился фактор наличия у компании собственных сервисных подразделений и их постоянного развития.В настоящее время наступил новый этап в развитии нефтегазосервисного  рынкаРоссии (2015 -2020 г.г.), который характеризуется влиянием секторальных санкций; ограничением деятельности зарубежных сервисных компаний; снижением объемов работ и отсутствием технологий для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами у отечественных нефтегазосервисныхпредприятий (2015-2016г.г.); импортозамещениемопределенных видов техники и технологий для добычи нефти и газаи ростом объемов нефтегазосервисных услуг (2017 - 2020 г.г.).

Отечественный нефтегазосервисныйрынок по сути получил исторический шанс для своего дальнейшего динамичного развития. Это развитие будет характеризоваться:

1) консолидацией нефтегазосервисных компаний и образованием компаний, оказывающих комплексные услуги в нефтегазосервисе;

2) развитием в нефтегазовых компаниях высокотехнологичных сервисных подразделений (зарезка боковых стволов скважин, гидроразрыв пластов, повышение их нефтеотдачи и т.д.);

3)  формированием эффективных сервисно-технологических цепочек и сетей в топливно-энергетическом комплексе, включающих предприятия и организации от подготовки кадров в учебных заведениях до транспортировки и продажи углеводородного сырья и продуктов из него.

Литература:

1.Остановить «шлюмберизацию» / Журнал «Промышленность и экология Севера», №4 (12) , 2010г. - с. 33-37.

2. Сайты нефтегазосервисных компаний ОАО НК « Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «РуссНефть», ОАО НГК «Славнефть».

Просмотров работы: 1021