ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из наиболее характерных черт современной цивилизации является её информатизация, основанием которой в любом обществе является информатизация образования, предъявляющая новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки будущих специалистов. Следовательно, необходимо совершенствовать систему подготовки по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, так как владение информационными технологиями становится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Сегодня специалист с высшим образованием должен свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, иметь необходимые знания и навыки поиска, обработки и хранения информации с использованием современных информационных технологий, компьютерных систем и сетей.

Необходимость перехода от традиционной системы образования к системе открытого непрерывного образования становится все более очевидной. Наиболее характерными чертами этой системы должны являться:

  1. возможность выбора формы, содержания и темпов обучения;

  2. доступность территориально распределенных источников информации;

  3. дистанционное обучение, в т.ч. доступность лабораторного оборудования для учебных и научных целей.

Одновременно местоположение преподавателя и обучающегося должно перейти в разряд несущественных факторов.

Вышеназванные возможности могут быть реализованы посредством информационно-коммуникационных технологий. Их роль сводится к построению единого информационно-образовательного пространства между преподавателем и обучающимся. Последнему достаточно обладать персональным компьютером, подключенным к глобальной информационной сети (например, интернет).

Конечным результатом информатизации образовательной системы является предоставление образования посредством дистанционного обучения (ДО, e-learning).

Дистанционное обучение(e-learning, электронное обучение/ЭО, дистанционное обучение/ДО) – это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно. Общая схема организации дистанционного обучения приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Общая схема ДО

Географические и климатические особенности России, а также недостаточная развитость инфраструктуры являются существенными препятствиями для получения традиционного образования в столице и региональных центрах жителями удаленных районов.

К преимуществам технологии ДО можно отнести:

  1. расширение доступа к образованию для тех людей, кто не имеет никаких других возможностей в связи с работой, семьей или физическими ограничениями;

  2. обеспечение такого метода обучения, который лучше подходит для определенного типа учеников;

  3. большая гибкость при планировании обучения: студенты могут определить время и место своих уроков;

  4. большая гибкость в плане привязки к месту: студенты могут заниматься на работе, дома, в парке, отпуске и по сути везде, где есть электричество и сеть;

  5. дистанционное образование делает студентов более самостоятельными и дисциплинированными;

  6. облегчает взаимодействие студент – преподаватель;

  7. экономия времени и других ресурсов;

  8. более доступная стоимость обучения, чем при очном обучении;

  9. демократичность и возможность получить образование независимо от места проживания, физических способностей и других критериев. Такой тип образования имеет важное социальное значение.

Некоторые из преимуществ технологии ДО представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Преимущества дистанционного обучения

Минусы у такой системы образования тоже есть:

  1. отсутствие социального взаимодействия;

  2. некоторые работодатели не принимают всерьез дипломы, полученные путем дистанционного образования. Безусловно, это временный фактор;

  3. не все специальности могут быть предложены в Интернете. Логично, что более практические специальности, например, медицинские профессии не могут преподаваться заочно. Но список доступных профессий все же большой.

Дальнейшее развитие рынка дистанционного образования приведет к созданию нового подхода к построению учебных систем. Их главной задачей должна стать адаптация к сложившемуся образу жизни людей и создание среды неразрывного образования на основе управления временем. В новых условиях меняется и роль преподавателя. Его главным умением становится способность разрабатывать и использовать открытые методики обучения.

Несмотря на осознание перспектив, развитие этой формы образования в нашей стране сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.

Прежде всего, это неразработанная законодательная основа формирования и развития системы дистанционного образования как комплексной информационной среды в образовательном пространстве Российской Федерации.

Однако, важнейшим препятствием активного развития дистанционного обучения и рассмотрение его только как элемента в системе традиционного обучения является мнение о том, что качество знаний при таком образовании будет ещё более низким даже по сравнению с заочной формой обучения.

Эффективность подготовки будущего специалиста в рамках дистанционного обучения во многом зависит от того, насколько сильна практико-ориентированная составляющая, как в содержании учебных материалов, так и в блоке промежуточного и итогового контроля.

Фактором, тормозящим эффективное течение процесса обучения, является также достаточно низкая степень компетентности во владении информационными технологиями, как преподавателей, так и студентов.

Это касается, в первую очередь, лиц определенной возрастной категории. Преодолеть это препятствие ВУЗы пытаются разработкой пошаговых инструкций и вводных видеокурсов, а также организацией постоянной технической поддержки для студентов и практических занятий для преподавателей.

На базе ВУЗов, успешно продвигающих эту форму обучения, организуются курсы по повышению квалификации преподавателей, где их знакомят с новейшими разработками в сфере программного обеспечения, используемыми при разработке учебно-методических материалов и организации учебного процесса.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной системе образования дистанционные технологии в своем развитии находятся на стадии становления. Требуется принятие законодательных норм, структурирующих реализацию дистанционной формы обучения в рамках общей системы образования. Необходима стандартизация требований к учебно-методическому обеспечению и технической базе дистанционного обучения. Для эффективной реализации технологии ДО, также необходимо подготовить преподавательские кадры, способные обеспечить решение этой задачи.

Литература

  1. Информатизированное образование 21 века: практика развитых стран. [Эл. ресурс] URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/infedu/index.shtml

  2. Что такое дистанционное обучение? [Эл. ресурс] URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/8/1/?id=28

  3. Плюсы и минусы дистанционного обучения. [Эл. ресурс] URL: http://inyaz-school.ru/plyusy-i-minusy-distancionnogo-obucheniya/

  4. Системы дистанционного образования в России: проблемы и перспективы. [Эл. ресурс] URL: http://mgutuomsk.3dn.ru/blog/sistema_distancionnogo_obrazovanija_v_rossii_problemy_i_perspektivy/2014-02-03-13

Просмотров работы: 1948