ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2011 N 30),система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности.

Согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. ст.19 п.1, экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Также в соответствии со ст.19 п.2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Понятие внутреннего контроля во всех источниках сводится к одному определению – это процесс управления данными субъектов компании, для достижения поставленных целей с минимальными затратами, предупреждение искажений и рисков в течение деятельности организации.

Внутренний контроль на практике осуществляется внутренними аудиторами, которые работают в службах внутреннего контроля (СВК). Основной задачей СВК является наблюдение функционирования организации и его проверка на соответствие законам, стандартам, приказам, а так же выявление способов минимизации затрат и рисков.

Внутрихозяйственный контроль по мнению В.Я. Овсийчук – это контроль администрации и функциональных отделов самого сельскохозяйственного производственного кооператива за собственной управленческой и хозяйственной деятельностью. Такой вид контроля выступает как самостоятельная функция управления внутри кооператива, отличается глубиной и точностью, а также играет активную роль в обеспечении сохранности собственности. Носителем такого контроля являются специально созданные органы, являющиеся частью управленческой системы.

Внутрихозяйственному контролю, системе внутреннего контроля учеными России, а также зарубежными авторами даны различные определения.

И.А. Белобжецкий внутрихозяйственному контролю даст следующее определение: «Бухгалтерский внутрихозяйственный контроль, как одна из функций управления, выполняемых бухгалтерией предприятия, представляет собой систему наблюдения и проверок и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его внутрипроизводственных, и других структурных подразделений с целью объективной оценки экономической обоснованности, финансовой результативности и законности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, а также с целью выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных хозяйственных ситуаций и сигнализации о них собственникам, администрации, совету (правлению) предприятия и руководителям его структурных подразделений 2.

В.Я. Овсийчук уточняя понятие внутрихозяйственного контроля считает: «Внутрихозяйственный контроль по нашему мнению в сельскохозяйственных организациях - это систематическая проверка всеми должностными лицами в пределах их компетенции выполнения решений собраний акционеров, пайщиков, Совета директоров, правления; исполнения бюджетов – производства, материальных, трудовых, общепроизводственных затрат, обеспечения сохранности имущества собственников и соблюдения законодательства в целях выявления резервов повышения эффективности производства и предотвращения хищений, злоупотреблений и мошенничества» и автор полностью согласен с данным высказыванием 6.

Таким образом, можно сделать вывод, что современными, как отечественными так и зарубежными авторами, понятия «внутренний» и «внутрихозяйственный» контроль смешиваются, не определены сферы их приложения, не разграничены функции, нет описания объектов и субъектов каждого из данных видов контроля.

Внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта внутри предприятия по решению руководства для повышения эффективности управления. При этом полученная информация используется, как правило, управленческим персоналом.

Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля – формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от:

 сложности организационной структуры;

 правовой формы;

 видов и масштабов деятельности;

 целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

 отношения руководства организации к контролю.

Внутренний контроль осуществляется на всех уровнях управления экономическим субъектом. В высшем звене он ведется через администрацию и аппарат главного контроллера, например, отдел внутреннего аудита. Таким образом, внутренний контроль имеет значение в выявлении и мобилизации резервов, способствует повышению эффективности и качества работы, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» система внутреннего контроля включает элементы, представленные на рис. 1.

Рис. 1 - Элементы системы внутреннего контроля

Согласно приложению №2 к Правилу (стандарту) №8), которое содержит пояснения к элементам системы внутреннего контроля, контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица.

Оценка рисков аудируемым лицом представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается:

а) техническими средствами;

б) программным обеспечением;

в) персоналом;

г) соответствующими процедурами;

д) базами данных.

Большинство информационных систем активно использует компьютерные средства и информационные технологии.

Составной частью информационных систем является система информирования персонала, которая обеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля.

Разделение системы внутреннего контроля на 5 элементов предоставляет аудиторам удобный подход для анализа того, каким образом различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит.

Такой подход необязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля. Аудитору важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол № 66) [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/glossary.doc

2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/GOST_R_ISO/_9001-2008.pdf

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.08 № 863, от 27.01.11 № 30) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

4. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

5. Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Просмотров работы: 1696