Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.
На сегодняшний день в состав МВФ входят 185 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.
Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.
Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете.
Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А.. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора.
Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция). По договоренности между странами – учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.
В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне. Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира, том числе в России.
МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков.
В 2007 финансовом году доход был на 111 млн. СДР ниже расходов. Чистый дефицит доходов в основном отражает существенное сокращение непогашенных кредитов МВФ, с пикового уровня 70 млрд. СДР в сентябре 2003 года до 7,3 млрд. СДР на конец 2007 финансового года и вследствие низкого спроса на новые кредиты МВФ, а также досрочного погашения кредитов некоторыми государствами-членами в последние годы.
Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.
Взаимоотношения России с МВФ
МВФ является институциональной основой мировой валютной системы. Он регулирует международные валютно-кредитные отношения государств-членов, при возникновении непомерного дефицита платежного баланса предоставляет им кратко- и среднесрочные кредиты в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке.
Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений.
Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд.
Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд.
Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.
Квоты и вступительные взносы
Вступление страны в МВФ и Всемирный банк связано с единовременными финансовыми затратами. Размер подписного взноса государства-члена в капитал МВФ определяется величиной его квоты. По подсчетам американского экономиста Р. Файнберга, по формуле, которую МВФ применял для исчисления квот вновь вступавших стран, квота СССР должна была бы равняться примерно 6% капитала Фонда, что составляло 5,4 млрд СДР, или 6,9 млрд долларов (по среднегодовому курсу доллара к СДР в 1989 году)[9]. Тяжелый экономический и социально-политическийкризис в СССР не позволял отстаивать максимально возможную квоту. К тому же квота в 6% капитала МВФ создала бы сложную и деликатную ситуацию.
СДР – специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) – резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Применяется только внутри МВФ для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения резервов, расчетов по кредитам МВФ. СДР создано в 1969 году в дополнение к резервным активам стран – членов МВФ для преодоления «парадокса Триффина» в рамкахбреттон-вудской валютной системы – противоречия между международным характером использования и национальной природой валют. Курс СДР публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов (до введения евро: доллар США, немецкая марка, французский франк, иена и фунт стерлингов). Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет. В перспективе имеет шансы повторить судьбу евро и в несколько измененном виде стать всемирными деньгами.
Дело в том, что с определением величины квоты связано представительство страны в Исполнительном совете МВФ. Государства-члены объединяются в группы (в основном по географическому признаку), каждая из них избирает одного исполнительного директора, который представляет все страны данной группы.
Однако пять промышленно развитых государств, обладающих наибольшими квотами, имеют право на постоянное место в Исполнительном совете. При 6%-й квоте получалось, что СССР входит в число пяти развитых стран с наибольшими квотами, а Великобритания или Франция оказываются «за бортом» и лишаются постоянного места в Совете. Правда, они имели достаточно голосов, чтобы единолично избирать своего исполнительного директора, то есть в любом случае сохранили бы место в Исполнительном совете. Но утрата права на прямое назначение своего представителя была для них психологически болезненной и могла вызвать нежелательные коллизии.
После распада СССР и обращения бывших советских республик с просьбами о приеме в МВФ потребовалось определить их индивидуальные квоты. Фонд столкнулся с уникальными для него проблемами. Нередко невозможно было получить статистические данные, пригодные для исчисления квот, да и сама официальная статистика была несовместима с принятой на Западе статистической концепцией ВВП. Трудно было выбрать валютные курсы для конвертирования в СДР данных, выраженных в рублях. Было неясно, считать торговлю между республиками внутренней или внешней для каждой из них.
Не имея возможности разрешить такие проблемы, Исполнительный совет квоту, рассчитанную по формуле МВФ для бывшего СССР, разделил между 15 государствами с помощью «распределительного ключа», сконструированного с использованием экономических параметров, которые традиционно применялись при расчете квот в МВФ (ВВП, внешняя торговля, золотовалютные резервы и т. д.). Расчетную квоту каждой из этих стран сопоставили с квотой государства-члена, имевшего примерно аналогичные экономические показатели и характеристики, и повысили на 22,5% (единообразно для всех). В соответствии с 9-м общим пересмотром квот в МВФ они были увеличены на 50%. Квоты бывших советских республик приведены ниже.
Квоты России, других стран СНГГ и Балтии в МВФ
Страны |
Первоначальные квоты, 1992,млн СДР |
В соответствии с 9-мпересмотром квот,на 30.04.1993** |
В соответствии с 11-м пересмотром квот*,на 30.04.2009*** |
|||
млн СДР |
% в общейсумме квот |
млн СДР |
млн долла-ров**** |
% в общейсумме квот |
||
Азербайджан |
78 |
117 |
0,08 |
160,9 |
241 |
0,07 |
Армения |
45 |
76,5 |
0,05 |
92,0 |
137,8 |
0,04 |
Белоруссия |
187 |
280,4 |
0,19 |
386,4 |
578,4 |
0,18 |
Грузия |
74 |
11,0 |
0,08 |
150,3 |
225,1 |
0,07 |
Казахстан |
165 |
247,5 |
0,17 |
365,7 |
547,8 |
0,17 |
Киргизия |
43 |
64,5 |
0,05 |
88,8 |
133,0 |
0,04 |
Латвия |
61 |
91,5 |
0,06 |
126,8 |
189,9 |
0,06 |
Литва |
69 |
103,5 |
0,07 |
144,2 |
216,0 |
0,07 |
Молдавия |
60 |
90,0 |
0,06 |
123,2 |
184,5 |
0,06 |
Россия |
2876 |
4313,1 |
2,98 |
5945,4 |
8905,2 |
2,73 |
Таджикистан |
40 |
60,0 |
0,04 |
87,0 |
130,3 |
0,04 |
Туркменистан |
32 |
48,0 |
0,03 |
75,2 |
112,6 |
0,03 |
Узбекистан |
133 |
199,5 |
0,14 |
275,6 |
412,8 |
0,13 |
Украина |
665 |
997,3 |
0,69 |
1372,0 |
2055,0 |
0,63 |
Эстония |
31 |
46,5 |
0,03 |
65,2 |
97,3 |
0,03 |
Всего |
4559 |
6837,3 |
4,72 |
9458,7 |
14167,5 |
4,35 |
Обязанности России как члена МВФ
Оказывая финансовую поддержку России и другим бывшим советским республикам, Запад связывал ее с выполнением ими политико-экономических условий, отвечавших его представлениям о магистральном пути современного экономического развития. Концепция экономической политики – «Вашингтонский консенсус» – была сформирована в 1980-е годы ведущими экономистами и деловой элитой США и других западных стран. Она предполагала, с одной стороны, такие структурные изменения, как приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования, либерализация внешнеэкономической деятельности, с другой – достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. Предусматривались монетаристские меры, направленные на устранение избыточного совокупного платежеспособного спроса, преодоление инфляции, восстановление равновесия платежного баланса, устойчивое развитие экономики страны-заемщицы. «Вашингтонский консенсус» сначала был разработан для развивающихся стран. Но в 1990-е годы его применили и к государствам, переходившим от централизованного планирования к рыночной экономике (их стали называть странами с формирующимися рынками), в том числе к бывшим советским республикам.С самого начала существования Российской Федерации ей приходилось гасить не только долги царской России, но и долги СССР. К новым заимствованиям страна не торопилась, так что долг год от года таял. На тот момент кредиторами России были 600 коммерческих банков из 24 стран, МВФ, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития. Крупнейшими странами-кредиторами были Германия, Италия, США, Франция, Австрия и Япония.
Основные механизмы и условия кредитования
Кредитный механизм (год введения) |
Цель |
Условия |
Поэтапное осуществление покупок и мониторинг |
Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год) |
Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера. |
Принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода. |
Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании) |
Более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера. |
Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев. |
Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год) |
Краткосрочная помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных с кризисами доверия рынка. |
Предоставляется только в связи с договоренностями «стэнд-бай» или о расширенном кредитовании с соответствующей программой и усиленными мерами политики для восстановления утраченного доверия рынка. |
Механизм предоставляется на один год с концентрацией доступа в начале периода и двумя или более покупками (фактическими выплатами). |
Механизм компенсационного финансирования (1963 год) |
Среднесрочная помощь в преодолении временного дефицита экспорта или чрезмерными затратами на импорт зерновых. |
Предоставляется только если дефицит/избыток неподконтролен властям и государство-член имеет договоренность с условиями, предъявляемыми в рамках верхних кредитных траншей, или если состояние его платежного баланса, помимо указанного дефицита/избытка, является удовлетворительным. |
Как правило, фактически предоставляется в течение как минимум шести месяцев в соответствии с положениями договоренности о поэтапном осуществлении покупок. |
Экстренная помощь 1) На случай стихийных бедствий (1962 г.) 2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.) |
Помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим: Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта |
Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ. |
Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки. |
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) |
Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера- направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности. |
Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности. |
Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные соблюдением критериев реализации и результатами обзоров. |
Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2006 год) |
Краткосрочная помощь для удовлетворения временной потребности в финансировании платежного баланса, связанной с внешним шоком. |
Принятие 1–2 летней программы, включающей макроэкономическую стабилизацию, позволяющую государству-члену преодолеть шок, и структурную реформу, которая считается важной для преодоления шока или смягчения воздействия будущих шоков. |
Полугодовые или ежеквартальные выплаты средств при условии соблюдения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора. |
При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.
Самым активным периодом погашения долгов для России стали 2004-2008 годы, когда цены на нефть позволяли не колеблясь расплачиваться по займам. Еще в 2000 году российский госдолг составлял $158,7 млрд, в 2004 году — $121,7 млрд, а к 2008 году сократился до $44,9 млрд, то есть темпы раздачи долгов ускорились чуть ли не в три раза.
До 2012 года Россия продолжала отдавать внешние долги, но потом правительство решило, что можно вновь наращивать обязательства. К 1 января 2013 года внешний долг России вырос уже до $50,8 млрд, к 1 июня немного сократился — до $49,6 млрд, но это — временное явление. В планах правительства в 2014 году нарастить его до $70,5 млрд, в 2015 — до $84,6 млрд, в 2016 — до $90 млрд. Но даже в 2014 году внешний госдолг составит лишь около 3-4% ВВП.
25% российского долга сейчас находится у нерезидентов и 60% держат крупные российские банки (Сбербанк, ВТБ и так далее). Российский госдолг ценен тем, что он имеет потенциал к росту. Инфляция замедляется, ставки снижаются, значит, госдолг будет расти в цене, что делает его привлекательным для покупки", — считает Сергей Ковжаров, управляющий активами финансовой компании AForex.
Структура российского госдолга на июнь 2013 состоит из нескольких основных позиций: $226,1 млн страна должна членам Парижского клуба, основной долг ($22,5 млрд) которым Россия выплатила досрочно еще в 2006 году. Задолженность перед официальными кредиторами, которые не входят в Парижский клуб, составляет $1 млрд. Бывшим странам-членам Совета экономической взаимопомощи (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария и т.д.) Россия должна $935,7 млн. При этом на этой неделе Россия выплатила $6,4 мрлд и полностью погасила свой долг перед Чехией.
Долг международным финансовым организациям больше — $1,8 млрд. Но две наиболее весомые категории российских долгов — это облигационные займы и госгарантии России в иностранной валюте ($11,2 млрд). На первые сейчас приходится $34,2 млрд внешнего госдолга, и эксперты считают, что эти активы остаются очень привлекательными для инвесторов.
Российский долг отличает надежность, большая ликвидность и приличная доходность. Например, по ОФЗ доходность находится на уровне 6-7,5% на горизонте погашения от 2 до 15 лет, т.е. находится на уровне инфляции и немного превышая ее. Сделки по ОФЗ начинаются от 100 млн рублей, что говорит о большой ликвидности. По еврооблигациям доходность находится в диапазоне 4,5-5% в долларах, что также является весьма привлекательной величиной. Для сравнения — доходность бумаг Испании и Португалии может превышать 7%. Более низкая доходность российских бумаг говорит об их надежности, и объем торгов составляет десятки миллионов долларов в день.
Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2 млрд. долларов, или 38% нового российского долга.
Кредиты МВФ России и их условия
Дата |
Виды |
Сумма, млрд. $ |
Период использования |
Сроки погашения |
Условия договоренностей (Обязательства России) |
5 августа 1992 г. |
Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») |
1,0 |
5 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц. |
6 июля 1993 г. |
Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1,5 |
Единовременно, в полном объеме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. |
Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9% |
25 апреля 1994 г. |
Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований |
1,5 |
Единовременно, в полном объеме |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. |
Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта |
11 апреля 1995 г. |
Резервный кредит («стэнд-бай») |
6,8 |
12 месяцев |
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу |
Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета- уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.- снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка. В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств. |
26 марта 1996 г. |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования |
10,1 |
3 г. |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу |
Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых. МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ |
20 июля 1998 г. |
Договоренность о кредитном пакете: 1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов 3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования |
3,0 5,3 2,9 |
Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. Единовременно в полном объеме |
1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные реформы: решение проблем неплатежей и содействие развитию частного сектора- реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков. |
Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:
- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
- наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;
- сохранение стабильного налогового режима.
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.
Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля. Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли.
В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.
Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75 млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных результатов может быть и не получен.
Для сравнения посмотрим Фактические заимствования странами СНГ и Балтии валютных средств МВФ в 1993–2008 годах*, млн СДР
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
млнСДР |
млрд дол-ларов |
% к итогу |
|
Страны СНГ и Балтии, всего |
1474,6 |
1646,0 |
4984,5 |
3503,8 |
1919,3 |
5191,1 |
1148,8 |
232,9 |
368,8 |
29,5 |
75,0 |
71,7 |
79,2 |
90,3 |
58,8 |
3589,6 |
25283,2 |
38,9 |
100 |
Азербайджан |
– |
– |
67,9 |
53,8 |
76,1 |
30,4 |
80,3 |
– |
8,1 |
8,1 |
25,7 |
– |
12,9 |
– |
– |
– |
363,3 |
0,6 |
1,4 |
Армения |
– |
16,9 |
30,4 |
33,8 |
16,9 |
37,8 |
20,9 |
– |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
19,0 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
4,6 |
250,1 |
0,4 |
1,0 |
Белоруссия |
70,1 |
– |
120,1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
190,2 |
0,3 |
0,7 |
Грузия |
– |
27,8 |
50,0 |
55,5 |
55,5 |
27,8 |
33,3 |
– |
27,0 |
22,5 |
– |
14,0 |
28,0 |
28,0 |
28,0 |
– |
397,4 |
0,6 |
1,6 |
Казахстан |
61,9 |
136,1 |
92,8 |
92,8 |
– |
154,7 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
538,3 |
0,9 |
2,3 |
Киргизия |
43,9 |
9,5 |
30,3 |
16,1 |
32,3 |
10,8 |
19,6 |
14,3 |
11,7 |
11,7 |
21,3 |
19,1 |
12,1 |
2,5 |
2,5 |
26,9 |
284,6 |
0,4 |
1,1 |
Латвия |
52,6 |
32,0 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
535,3 |
645,1 |
1,0 |
2,5 |
Литва |
70,7 |
46,6 |
41,4 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
248,5 |
0,4 |
1,0 |
Молдавия |
63,0 |
49,5 |
42,4 |
22,5 |
15,0 |
– |
50,0 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
– |
– |
– |
43,4 |
21,7 |
22,8 |
357,9 |
0,5 |
1,4 |
Россия |
1078,3 |
1078,3 |
3594,3 |
2587,9 |
1467,3 |
4600,0 |
471,4 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
15596,5 |
24,0 |
61,7 |
Таджикистан |
– |
– |
– |
15,0 |
7,5 |
47,8 |
6,7 |
19,3 |
12,0 |
8,0 |
8,0 |
19,6 |
19,6 |
9,8 |
– |
– |
173,3 |
0,3 |
0,7 |
Туркменистан |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Узбекистан |
– |
– |
106,0 |
59,3 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
165,3 |
0,2 |
0,6 |
Украина |
– |
249,3 |
788,0 |
536,0 |
207,3 |
281,8 |
466,6 |
190,1 |
290,8 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3000,0 |
6009,9 |
9,2 |
23,8 |
Эстония |
34,1 |
– |
20,9 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
62,8 |
0,1 |
0,2 |
Международный банк реконструкции и развития
МБРР – головная структура группы. Квота России в нем составляет 44 795 акций, стоимость которых эквивалентна 5,4 млрд долларов, из них реально оплачено только 6,2%. На долю России приходится 2,85% суммарной величины капитала МБРР, что несколько больше нынешней доли российской квоты в МВФ. И по количеству, и по стоимости принадлежащих России акций она делит7-11-е места с Индией, Италией, Канадой и Саудовской Аравией. Первые шесть мест занимают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай. На долю других 14 бывших советских республик приходится 3,9 млрд долларов, или 2,03% капитала.
МБРР так определял цель предоставления кредитов России: «Помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».
Инициируют проекты на поддержку структурных преобразований Министерство экономического развития и торговли, соответствующие отраслевые министерства и Министерство финансов, а инвестиционные проекты – федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, подавая заявки в Минэкономразвития. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включены оценка ожидаемого эффекта от его реализации для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.
С одной стороны, МБРР проводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии предлагаемых проектов, с другой – утверждение проекта зачастую требует длительных согласований в правительственных инстанциях. Поэтому с момента выделения займа до начала фактического кредитования проходит несколько лет. Возмещение предоставленных кредитов производится, как правило, в течение 15–17 лет, при льготном периоде – до 5 лет.
Взаимодействие России с МБРР (международный банк реконструкции и развития) строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера государственных внешних заимствований можно представить Программу заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4).
Займы МБРР, предоставленные России в 1992–2008 годах
Дата утверждения |
Цель займа |
Млн долларов |
1992 год |
||
6 августа |
Реабилитационный |
600,0 |
24 ноября |
Службе занятости и социальной защиты |
70,0 |
17 декабря |
Содействие в осуществлении приватизации |
90,0 |
1993 год |
||
17 июня |
Первый нефтяной реабилитационный |
610,0 |
1994 год |
||
17 февраля |
Ремонт и содержание шоссейных дорог |
300,0 |
19 мая |
Развитие финансовых учреждений |
200,0 |
16 июня |
Осуществление земельной реформы |
80,0 |
16 июня |
Проведение сельскохозяйственной реформы |
240,0 |
21 июня |
Поддержка предприятий |
200,0 |
29 июня |
Второй нефтяной реабилитационный |
500,0 |
8 ноября |
Управление окружающей средой |
110,0 |
15 декабря |
Подготовка управленческих и финансовых кадров |
40,0 |
1995 год |
||
16 февраля |
Развитие проектного портфеля |
40,0 |
7 марта |
Жилищный проект |
400,0 |
9 марта |
Проект модернизации системы налогового администрирования |
16,8 |
25 апреля |
Чрезвычайный для ликвидации нефтяного загрязненения и уменьшения связанного с ним ущерба |
99,0 |
2 мая |
Повышение эффективности использования энергии |
106,5 |
16 мая |
Городской транспорт |
329,0 |
6 июня |
Второй реабилитационный |
600,0 |
30 ноября |
Развитие стандартов |
24,0 |
1996 год |
||
28 марта |
Ремонт мостов |
350,0 |
30 апреля |
Развитие региональной социальной инфраструктуры |
200,0 |
7 мая |
Передача ведомственного жилья |
300,0 |
30 мая |
Развитие фондового рынка |
89,0 |
4 июня |
Медицинское оборудование |
270,0 |
13 июня |
Реализация проекта правовой реформы |
58,0 |
27 июня |
Структурная перестройка угольного сектора |
500,0 |
27 июня |
Проект содействия в реализации перестройки угольного сектора |
25,0 |
1997 год |
||
27 марта |
Проект восстановления центра Петербурга |
31,0 |
29 мая |
Гарантийная операция по проекту "Морской старт" |
100,0 |
5 июня |
Структурная перестройка экономики |
600,0 |
5 июня |
Инновационный проект в области образования |
71,0 |
5 июня |
Пилотный проект реформы здравоохранения |
66,0 |
5 июня |
Проект "Бюро экономического анализа" |
22,6 |
5 июня |
Проект содействия реструктурированию предприятий |
85,0 |
5 июня |
Содействие реформе в электроэнергетике |
40,0 |
25 июня |
Структурная перестройка системы социальнойзащиты населения |
800,0 |
7 октября |
Содействие реализации стурктурной перестройкисистемы социальной защиты населения |
28,6 |
18 декабря |
Структурная перестройка экономики (второй заем) |
800,0 |
18 декабря |
Структурная перестройка экономики (второй заем) |
800,0 |
18 декабря |
Структурная перестройка угольной промышленно-сти (второй заем) |
800,0 |
1998 год |
||
6 августа |
Структурная перестройка экономики (третий заем) |
1500,0 |
22 декабря |
Ремонт и содержание шоссейных дорог (второй заем)** |
400,0 |
1999 год |
||
13 мая |
Развитие системы государственной статистики |
30,0 |
22 декабря |
Проект реформы бюджетной системына региональном уровне |
30,0 |
2000 год |
||
23 мая |
Пилотный проект по устойчивому лесопользованию |
60,0 |
12 сентября |
Гарантийная линия для поддержания угольнойи лестной отраслей |
200,0 |
21 декабря |
Проект муниципального водостанбжения и канали-зации |
122,5 |
2001 год |
||
6 февраля |
Проект "Московский городской транспорт" |
60,0 |
27 марта |
Проект реконструкции систем городского тепло-снабжения |
85,0 |
24 мая |
Проект реформы системы образования |
50,0 |
7 июня |
Проект реконструкции Севера |
80,0 |
2002 год |
||
29 января |
Развитие бюджетного федерализма и реформирова-ние региональных финансов |
120,0 |
6 июня |
Проект развития Федерального казначейства |
231,0 |
24 октября |
Проект модернизации налогового администрирова-ния (второй заем) |
100,0 |
2003 год |
||
18 марта |
Техническое содействие реформе здравоохранения |
30,0 |
3 апреля |
Профилактика, диагностика, лечение туберкулезаи ВИЧ/СПИДа |
150,0 |
22 апреля |
Проект развития таможенной службы |
140,0 |
15 мая |
Проект экономического развития Петербурга |
161,1 |
2004 год |
||
2 марта |
Проект "Информатизация системы образования" |
100,0 |
2005 год |
||
24 февраля |
Заем для муниципального развития Казани |
125,0 |
17 марта |
Проект модернизации и технического перевооруже-ния организаций Росгидромета |
80,0 |
5 июля |
Проект формирования единого государственногоКадастра объектов недвижимости |
100,0 |
2006 год |
||
13 июня |
Развитие системы государственной регистрацииправ на недвижимость |
50,0 |
2007 год |
||
15 февраля |
Проект поддержки судебной реформы |
50,0 |
28 июня |
Развитие системы государственной статистики(второй заем) |
10,0 |
2008 год |
||
26 февраля |
Реформа жилищно-коммунального хозяйства |
200,0 |
Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно.
МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным займам в качестве базы определения процентной ставки используется долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная ставка по этим займам составляла 6,9%.
Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые (бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств, предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе).
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Однако государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг, таким образом, - это величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам.
Государственный внешний долг России по состоянию на 1 января 2014 года оценивался в 55 млрд 794,2 млн долларов (40 млрд 607,1 млн евро). Об этом свидетельствуют данные Минфина.
По сравнению с данными на 1 января 2013 года (50 млрд 769,2 млн долларов) показатель вырос на 9,9%.
За первый месяц текущего года госдолг несколько сократился — до 55 млрд 750,9 млн долларов (40 млрд 855,1 млн евро). В том числе задолженность по внешним облигационным займам составляла 40 млрд 660,7 млн долларов, государственные гарантии в иностранной валюте оценивались в 11 млрд 399 млн долларов.
Размер задолженности перед международными финансовыми организациями по состоянию на 1 февраля находился на уровне 1 млрд 527,7 млн долларов, а перед кредиторами, не входящими в Парижский клуб, — 1 млрд 26,2 млн.
Долг перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) составлял 948,1 млн, а членам Парижского клуба РФ была должна 161,4 млн долларов.
Коммерческая задолженность бывшего СССР оценена в 22,3 млн долларов, задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа в 5,5 млн.
Международная финансовая корпорация
МФК была создана в 1956 году для содействия экономическому развитию государств-членов и оказания финансовой поддержки (в виде кредитов и инвестиций) частному сектору. В отличие от МБРР и МАР она не пользуется в своей кредитной деятельности государственными гарантиями и все риски принимает на себя.
Россия вступила в МФК в 1993 году. В том же году МФК стала оказывать техническую помощь в реализации программ приватизации и осуществлении земельных преобразований в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия). В последующие годы МФК оказывала консультационные услуги в банковской сфере и, что еще более важно, предоставляла кредиты частным предприятиям, инвестировала в их акционерные капиталы. К середине 2008 года МФК реализовала свои проекты на 136 предприятиях на сумму 5,2 млрд долларов, включая 693,4 млн долларов (13,3%) привлеченных (синдицированных) средств и гарантий других организаций.
Действующий инвестиционный портфель собственно МФК в России (за вычетом погашенных и аннулированных обязательств) составил на 30 июня 2008 года 2,8 млрд долларов, в том числе кредиты – 2,1 млрд, или 75,4% общей суммы, инвестиции в акционерные капиталы – 559,9 млн долларов (20,1%), гарантийные обязательства – 125,0 млн долларов (4,5%). По объему инвестиционного портфеля МФК Россия вышла на второе место в мире. Из названной выше общей суммы действующих вложений МФК в России 52,1% приходится на финансовый сектор, страхование и частные инвестиционные фонды. Эти вложения способствуют экономическому развитию многих отраслей и регионов России. МФК активно инвестирует свои средства также в ипотеку, лизинг, инфраструктуру, горнодобывающую, пищевую, целлюлозно-бумажную, нефте- и газодобывающую отрасли, производство стройматериалов, телекоммуникации, информатику, розничную торговлю и здравоохранение.
Международная ассоциация развития
МАР была образована в 1960 году для предоставления льготных кредитов по низким ставкам наиболее бедным развивающимся странам, которые не в состоянии выполнять стандартные условия займов МБРР. Поэтому Россия не могла претендовать на получение кредитов этой организации. В 2007/2008 финансовом году доступ к ее кредитам имели страны, у которых ВВП на душу населения не превышал 1065 долларов. По данным ВБ, Россия в 2007 году имела 14 743 доллара на душу населения. А у Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана данный показатель был ниже установленного уровня? и они получили на 30 июня 2008 года в общей сложности 230 льготных кредитов МАР на сумму 4,8 млрд долларов. Их задолженность по использованным кредитам составила 4,1 млрд долларов (3,63% задолженности всех стран – заемщиков МАР).
Многостороннее агентство гарантирования инвестиций
МАГИ было учреждено в 1988 году и занимается страхованием инвесторов и кредиторов от некоммерческих (политических) рисков в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Россия имеет около 3% акций МАГИ и является самым крупным его клиентом. Во время кризиса 1998 года застрахованных в МАГИ иностранных инвесторов не коснулся мораторий на платежи, они вывезли свои капиталы из России.
На 30 июня 2006 года МАГИ предоставило России гарантий на 536 млн долларов (10% валового портфеля Агентства), чистый объем гарантий составил почти 211 млн долларов (около 6,4% общего чистого объема). Всего в российском портфеле МАГИ было 15 гарантийных контрактов в финансовом секторе, водоснабжении, обрабатывающей промышленности и в агропромышленном комплексе. Агентство также оказывает поддержку регионам страны по привлечению инвестиций, гарантирует от политических рисков российские компании и банки, которые участвуют в инвестиционных проектах за рубежом. МАГИ предоставляет гарантии действующим в России крупным иностранным банкам (австрийский Райффайзенбанк, французскийBNP-Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям.
Европейски банк реконструкции и развития
ЕБРР был образован в 1990 году для содействия переходу европейских постсоциалистических стран к рыночной экономике и развитию в них частной и предпринимательской инициативы. СССР был одним из 40 стран-учредителей. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составляла 6% (720 млн долларов). После распада СССР Россия унаследовала большую часть его акций (4% капитала). На 31 декабря 2008 года доля России в капитале ЕБРР составляла 80 тыс. акций, стоимость которых была эквивалентна 800 млн евро, или 1113 млн долларов, из которых было оплачено 26,25%.
Россия по величине полученных от ЕБРР за время его существования по 2008 год финансовых ресурсов (они составили 27% общей суммы ассигнований Банка) находится среди государств-заемщиков на первом месте. При этом в 2007 году на российские проекты ЕБРР, пришелся 41% годового объема новых сделок Банка по сравнению с 38% в 2006 году (в 2008 году – 36%). Доля России в общем объеме кумулятивных вложений ЕБРР (включая привлеченные средства других организаций) за 1991–2008 годы – 26%.
ЕБРР кредитует банки и предприятия (минимальный кредит – 5 млн долларов), инвестирует в акционерные капиталы банков и компаний, преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% совокупной стоимости инвестиционного проекта), предоставляет гарантии от всех или от конкретных рисков. Банк предоставляет кредиты и приобретает акции непосредственно или через посредников – преимущественно через коммерческие банки, в акционерных капиталах которых он участвует или которым выдал кредиты. Для формирования сети таких посредников ЕБРР совместно с МБРР и российским правительством реализовал Проект развития финансовых учреждений (ПРФУ) и предоставил кредит на сумму 100 млн долларов на развитие и укрепление ведущих коммерческих банков. Средства этого кредита переуступались банкам через подразделение Проекта, созданное при Министерстве финансов РФ.
ЕБРР постоянно расширяет диапазон используемых в России финансовых инструментов, которые наряду с кредитами и инвестициями теперь включают: проектирование и финансирование государственно-частных партнерств во взаимодействии с органами государственного управления центрального и местного уровней. Проектное финансирование с участием российских банков и частных фондов акционерного капитала. Операции рублевого финансирования на российском рынке облигаций. Кредиты под складские свидетельства. Рублевые дисконтные векселя. Лицензионные операции. Его кредиты направлены на содействие разгосударствлению и приватизации, структурной перестройке экономики, развитию финансового сектора и инфраструктуры (транспорт, связь, телекоммуникации др.), кредитную и финансовую помощь в развитии нефте - газодобычи, горнодобывающей промышленности, конверсию производства, развитие банковского сектора, подготовку кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства. Поскольку капитал Банка ограничен, он не занимается долгосрочным инвестированием.
Список использованной литературы
1. Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд – Деловая газета, от 3 сентября 2009 г. С. 7-8.
2. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656 с.
3. Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005. - № 17 (3101). С. 18-25.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 627 с.
5. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения – М.: КноРус, 2010. – 448 с.
6. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16.
7. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656 с.
8. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения – М.: КноРус, 2010. – 448 с.
9. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 627 с.
10. Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005. - № 17 (3101). С. 18-25.
11. Страны большой семерки
12. Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005. - № 17 (3101). С. 18-25.
13. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16.
14. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16.
15. СДР
16. Большая двадцатка
17. Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд – Деловая газета, от 3 сентября 2009 г. С. 7-8.
18. Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд – Деловая газета, от 3 сентября 2009 г. С. 7-8.