Стоит отметить, что оценка бизнеса использует различные методы и подходы при оценке рыночной стоимости предприятия. В связи с этим, она по праву может считаться эффективным инструментом управления тогда, когда учитывает все факторы, которые непосредственно влияют на деятельность самого предприятия: внутренние и внешние.
Комплексный взгляд на оценку бизнеса, как на инструмент управления финансово-экономическими ресурсами компании, стал появляться у менеджеров не так давно. Сначала она использовалась, как инструмент оптимизации налогообложения и управления амортизационными отчислениями. В рыночных условиях оценка перешла на новый этап, что делает её наиболее технологичным и наукоёмким видом консалтинга. Она даёт возможность разрабатывать многофакторные бизнес-модели, которые в свою очередь позволяют получить реальный инструмент управления стоимости предприятия в целях принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим оценка бизнеса предоставляет решить многоступенчатые задачи, в их число входят: формирование стратегии управления компанией, увеличение эффективности управления производством, определение политики финансового оздоровления, разработка сбалансированных методов управления и снижение рисков.
Для качественного анализа предприятия менеджеры высшего уровня прибегают к наиболее востребованным финансовым индикаторам, исторически доказавшие в практике свою ведущие роль при оценке бизнеса. Одним из них является показатель EVA(экономическая добавленная стоимость). Он является достаточно универсальным показателем, так как позволяет оценить компанию с позиции собственника и направить положительный эффект в нужное направление в рамках финансового анализа[1]. Чем выше значение EVA,тем больше компания имеет ресурсов для инвестирования и тем выше её экономический потенциал на конкурентом рынке.
Другим показателем при оценке является индикатор SVA (добавленная акционерная стоимость), который показывает разницу между стоимостью компаний после принятий решений и стоимостью компаний до принятий решений[1]. Данный показатель позволяет оценить правильность принятых решений топ-менеджентом компании и скорректировать бизнес-план предприятия на долгосрочную перспективу в случаях отклонений от поставленных значений. Стоит подчеркнуть, что при выборе показателя нужно учитывать отраслевую особенность каждого предприятия. Для этого существуют ряд других индикаторов, которые позволяют полноценно отразить информацию о компании.
Таким образом, оценка бизнеса помогает реализовать бизнес-модель предприятия учитывая все аспекты хозяйственной деятельности, что делает её незаменимым помощником при планировании тактических и стратегических планов. Однако стоит различать оценку бизнеса и управленческую оценку, в связи с тем, что первое ориентировано на анализ всего предприятия, включая её структурные подразделения, и информация может быть предоставлена для будущих инвесторов, а второе на внутренний контроль и последующие принятие решений в рамках предприятия и менеджмента. Используя в совокупности данные подходы, современное предприятие способно не только занимать долю рынка, но и увеличивать его постепенно, что делает его конкурентоспособным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Янгель Д.[Электронный ресурс] : [Модель EVA: ориентация на стоимость] / (статья) - Режим доступа:http://www.cfin.ru/management/strategy/classic/eva_model.shtml.2 Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей [Электронный ресурс] : / (статья) - Режим доступа: http://balanced-scorecard.ru/vbm/method/340.