В качестве объекта исследования выбран крупнейший в архипелаге Петра Великого – остров Русский (площадь 99 км2). Целью исследования является пространственный анализ ландшафтной структуры острова Русский и оценка перспектив создания экологически сбалансированной модели транспортной системы острова. Ландшафтный анализ острова Русский позволил определить природно-ресурсный потенциал территории, выявить устойчивость островных геосистем к антропогенным воздействиям (рис. 1).
В настоящее время природно-ресурсный потенциал островов залива Петра Великого изучен недостаточно полно, а в целом описание островных территорий носят фрагментарный характер. К тому же большинство имеющихся работ опубликовано в различных весьма разрозненных источниках, что затрудняет их поиск. Образцом ландшафтно-экологического исследования можно считать выпущенную в 1990 г. работу В.Д. Ралько с соавторами «Состояние и перспективы природопользования острова Рейнеке» [4]. Данный научный труд представляет большую практическую ценность для научных работников и лиц, заинтересованных в охране и рациональном использовании островных экосистем.
Началом исследования рекреационного потенциала островных территорий залива Петра Великого можно назвать работу В.И. Преловского и др. «Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья», опубликованную в 1996 году [3]. В ней изложены основные положения бассейнового принципа рекреационного природопользования. Особое внимание уделяется практической оценке рекреационных территорий и акваторий островов залива Петра Великого, определена их рекреационно-экологическая емкость. В.М. Урусов [6,7] в своих работах большое внимание уделяет созданию природно-рекреационного комплекса пригорода Владивостока, где особое место занимают исследования природных особенностей и рекреационных возможностей островов залива Петра Великого.
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, возможные угрозы и благоприятный возможности для развития транспортной инфраструктуры острова Русский (таблица 1).
С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (таблица 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).
С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (табл. 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).
Рисунок 1 – Ландшафтный анализ острова Русский [1].
Таблица 1 - SWOT-анализ развития транспортной инфраструктуры о. Русский [5]
| Внешняя среда | Положительное влияние | Отрицательное влияние | 
| Opportunities (Возможности) | Threats (Угрозы) | |
| 
 развития острова - 1 | 
 | |
| Внутренняя среда | Положительное влияние | Отрицательное влияние | 
| Strenghts (Сильные стороны) | Weaknesses (Слабые стороны) | |
| 
 объектов - 8 
 географическое положение - 4 
 6. Возможность смешанного использования (туризм/инновации) -1 | 
 | 
Таблица 2 - Допустимые рекреационные нагрузки для различных категорий земель и типов растительности острова Русский [1]
| Тип растительности или категория земель | Площадь, га | Допустимая рекреационная нагрузка, чел/га | Рекреационная емкость, чел | ||
| 1* | 2* | 1* | 2* | ||
| Скальные обрывы | 207 | 100.0 | 90 | 20 700 | 18 630 | 
| Песчано-галечные пляжи | 12 | 100.0 | 90 | 1 200 | 1 080 | 
| Сенокосы | 259 | 5.0 | 4.5 | 1 295 | 1 165.5 | 
| Пашни | 58 | 2.0 | 1.8 | 116 | 104.4 | 
| Пастбища и выгоны | 65 | 3.5 | 3.15 | 227.5 | 204.8 | 
| Болота | 83 | 0.5 | 0.45 | 41.5 | 37.4 | 
| Луга, прогалины и пустыри | 1208 | 3.5 | 3.15 | 4 228 | 3 805.2 | 
| Дороги, просеки | 123 | 2.5 | 2.25 | 307.5 | 276.8 | 
| Прочие нелесные земли | 926 | 2.0 | 1.8 | 1 852 | 1 666.8 | 
| ИТОГО: нелесные земли | 2 941 | 29 967.5 | 26 970.0 | ||
| Дубовые леса | 4655 | 2.44 | 2.2 | 11 358.2 | 10 241 | 
| Липовые леса | 1395 | 1.93 | 1.74 | 2 692.4 | 2 427.3 | 
| Ясеневые леса | 721 | 1.25 | 1.13 | 901.3 | 814.7 | 
| Ольховые леса | 498 | 0.96 | 0.86 | 478.1 | 428.3 | 
| Леса из прочих пород (береза, граб, ильм и др.) | 88 | 1.81 | 1.63 | 159.3 | 143.4 | 
| ИТОГО: лесные земли | 7 357 | 15 589.3 | 14 054.7 | ||
| ВСЕГО | 10 298 | 45 556.8 | 41 024.7 | ||
| 1* - по методике В.И. Преловского (1996) 2* - с поправкой на коэффициент изолированности | |||||
По своему рекреационному потенциалу Русский остров представляет собой объект не только регионального и национального значения, но не уступает в сравнительном аспекте рекреационным островным центрам высокого мирового ранга и может стать центром международного туризма и привлечения иностранных инвесторов, что дает возможность создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон (таблица 3).
Таблица 3 – Условия для создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон на о. Русский [5]
| Условия для создания ОЭЗ | Тип особой экономической зоны (ОЭЗ) | |
| Туристско-рекреационного типа | Технико-внедренческого типа | |
| Ограничения по площади участка | Нет ограничений | Не более чем на 3 участках территории, общая площадь не более 4 км2 | 
| Ограничения по теврри-ториальной принадлеж-ности | Нет ограничений, возможно нахождение на землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и национальных парков | Не может находиться на территории нескольких муниципальных образований, не может включать целиком какое-либо административно-территориальное образование | 
| Существо-вание жилищного фонда | Да | Нет | 
| Целевое использование участка | Строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской инфраструктуры, объектов для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, туристская деятельность, разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, из добыче и использованию | Создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию | 
| Основа соглашения | Арендные отношения земельного участка, муниципального или государственного имущества. Ведение деятельности в соответствии с согласованным бизнем-планом. | |
Кинфраструктурным и градостроительным ограничениям можно отнести следующие:
- ограниченная рекреационная емкость (недостаток пляжей и т.д.);
- транспортные ограничения (мост на о. Русский и паром – зависимость от погоды, ограниченная пропускная способность; необходимость строительства моста через бухту Новик);
- короткий летний сезон;
- проблемы водоснабжения (нет водовода с материка, низкий дебет скважин);
- необходимость рекультивации загрязненных земель и ландшафтной реконструкции;
- разделение акваторий по специализациям (дайвинг, парусный спорт, пляжный туризм и т.д.);
- санитарно-защитные зоны вокруг военных радаров;
- опасные объекты наземной и морской фауны (змеи, клещи, медузы, акулы).
Вместе с тем, активная урбанизация о. Русский и создание на нём крупных объектов (таких как кампус ДВФУ, инженерный центр, океанариум, объекты «Особой экономической туристической зоны» и другие) требуют организации самой современной транспортно-логистической системы для связи территорий острова и с другими районами Владивостока. После окончания Саммита АТЭС на п-ов Сапёрный в рабочем режиме будет приезжать около 15 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников ДВФУ (с дальнейшим ростом до 20-25 и более тыс. чел.), кроме того, посетители океанариума, жители острова и т.д. Также будет перемещаться различный грузовой и специализированный транспорт и т.д. Пассажиропоток будет характерен пиковыми режимами перемещения, поскольку значительное количество людей должно утром в течение 2 часов проехать из основных районов города для работы и учёбы в кампус Университета, а вечером вернуться обратно.
С расширением ДВФУ (с учетом строительства общежитий для студентов и жилья для преподавателей), с открытием на о. Русский новых объектов, созданием «Особой экономической туристической зоны» нагрузка на транспортные коммуникации ещё увеличится. Интенсивное сообщение между о. Русский и другими районами Владивостока ожидается в течение всего календарного года. Если в летний период снижаются объёмы перевозок в Университет, то увеличиваются пассажиропотоки отдыхающих. Этот факт говорит о необходимости создания устойчивого (современного, надежного, с дублированием маршрутов и видов транспорта) круглогодичного сообщения между о. Русский и другими районами Владивостока.
Безусловно, транспортная система должна быть удобной (комфортной), надёжной и обеспечивать быструю доставку людей, удовлетворять самым современным требованиям по экологии и управлению (должна быть интеллектуальной – т.е. функционировать с использованием системы «умный транспорт»). Далее, система должна обеспечить достаточно интенсивное движение по мостовому переходу с учётом мероприятий, связанных с антитеррористической деятельностью (что требуется федеральным законодательством), возможных ограничений при сложных погодных условиях (сильный ветер, снег, обледенение и др.), авариях и т.д.
Мостовой переход на о. Русский сам по себе является современным, крайне необходимым объектом транспорта, он формирует основу транспортной системы связи острова с городом, но в полном объеме обеспечить все режимы перевозок он не в состоянии. Не имеющая резервов система не может быть абсолютно надежной. Это означает необходимость создания дублирующей связи, которой может стать: для ряда задач - авиационное (вертолеты), а в основном - морское сообщение.
Для решения всех возможных транспортных задач необходимо приобретение новых автобусов и морских судов (паромов), открытие новых автобусных маршрутов и морских пассажирских линий, а также строительство автостанций, автостоянок и авторазвязок, причалов и морских вокзалов по обе стороны моста.
Таким образом, предлагается создать следующую схему автобусного сообщения о. Русский с другими районами города (рис. 2):
- организуются новые городские маршруты из основных районов города в режиме «Экспресс» до остановки «Мост» (условно, или «Мыс Назимова»), расположенной в районе пересечения федеральных трасс от моста через бухту «Золотой Рог» и от моста с полуострова Де-Фриз. Производительность данных маршрутов в «часы пик» должна составлять первоначально около 5 - 6 тыс. чел/час [2].
- от остановки «Мост» организуется движение специальных автобусов через мост до остановки «ДВФУ» (условно, или «Кампус»). Количество таких автобусов может составить до 50 и более единиц (уточняется расчётами).
- в районах остановок «Мост» и «ДВФУ» должны быть построены транспортные узлы, включающие:
- автовокзалы для пересадки пассажиров, продажи билетов, накопления автобусных партий пассажиров, их посадки, размещения диспетчерских служб и т.д.;
- разворотные кольца для автобусов приходящих из районов города (районов о. Русский) и от моста;
- площадки для отстоя автобусов;
- автопарковки для частных автомобилей.
- автозаправки и т.д.
Автобусы, курсирующие через мост между остановками «Мост» и «ДВФУ» по челночной схеме «Шатл», должны иметь вместимость 70-80 пассажиров, три широкие двери для быстрой посадки и высадки пассажиров, ограниченное количество сидячих мест.
Организация автобусных пассажирских перевозок через мост должна сопровождаться чёткой системой диспетчеризации, контролем за движением по маршруту и ситуацией на маршруте в реальном времени с использованием современных систем видеонаблюдения и связи (система «Умный транспорт»).
Рисунок 2 - Схема пассажирских автоперевозок на о.Русский
На рисунке 3 представлена схема морских пассажирских линий на о. Русский.
Комплексный подход к решению транспортной проблемы о. Русский должен предусматривать выполнения следующих основных мероприятий:
Выполнить разработку (исследование) «Предложения по обеспечению устойчивой транспортной связи о. Русский с районами г. Владивосток на период до 2020 г.». В рамках данной работы уточнить прогнозные пассажиро и машинопотоки на о. Русский (и обратно), разработать схемы организации пассажирского и грузового движения автомобильным и морским транспортом, выполнить предпроектные проработки по строительству транспортных развязок, авто и морвокзалов, методов и средств регулирования дорожного движения в районе мостового перехода, определить потребность в автобусах и морских паромах, стоимость объектов транспорта и т.д.
Рисунок 3 - Схема морских пассажирских линий на о. Русский [2]
Решить земельные вопросы по отводу участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры;
Спроектировать и построить объекты транспортной инфраструктуры (автовокзалы, разворотные кольца, автопарковки, причалы, морвокзалы и т.д.).
Организовать муниципальное (или смешанной формы собственности) предприятие для организации автоперевозок (возможно и морских) на о. Русский через мост. Закупить для этого предприятия необходимое количество автобусов.
Спроектировать и построить необходимое количество паромов для морских переправ.
Обеспечить организацию перевозок на о. Русский с использованием современных средств контроля и связи («Умный транспорт»).
По мере развития (урбанизации) о. Русский транспортная схема его связи с другими районами города будет меняться. Появится потребность в новых морских линиях не только на п-ов Казакевича, но и на другие территории острова. Возможно, появится потребность в строительстве новых транспортных связей. Особенно сильное влияние на транспортную схему может оказать создание туристической ОЭЗ. Окончательно транспортная схема будет определена, когда будут установлены план и сроки застройки острова Русский.
Ключевые слова: остров Русский, ландшафтная структура, туризм, транспортная инфраструктура
Список литературы
1. Гуремина Н.В. Ландшафтная характеристика и рекреационное освоение островов залива Петра Великого (Японское море). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. - Владивосток: Изд-во ТИГ ДВО РАН, 2005. – 28 с.
2. О транспортном обеспечении о. Русский и путях его совершенствования// Аналитическая записка ОАО ДННИМФ – Владимвосток, 2011. – 8 с.
3. Преловский В.И., Короткий А.М., Пузанова И.Ю., Саболдашев С.А. Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья.- Владивосток: Дальнаука, 1996. - 136 с.
4. Ралько В.Д., Бровкин А.Я., Чебоксарова И.Г. Состояние и перспективы природопользования о. Рейнеке. - Владивосток: Дальнаука, 1990. – 34 с.
5. Столяров Б. Проект концепции создания особой экономической зоны «Остров Русский»// Стратегическая сессия по разработке концепции создания и развития туристско-рекреационной ОЭЗ на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края 20-21 января 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.irpgroup.ru/zcms_files/5_tolyarov.pdf (дата обращения 20.08.2012)
6. Урусов В.М. Природный комплекс район Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 1996.- 76 с.
7. Урусов В.М. Экологу о природном комплексе района Владивостока. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 86 с.