ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям Международное обсуждение вопроса о запрещении химического и биологического оружия началось в 1968 году. Его проводил Комитет по разоружению, состоявший из 18 государств, который после многочисленных изменений названия и состава был преобразован в 1984 году в Конференцию по разоружению.

Современные химические средства впервые появились на полях сражений первой мировой войны. В ходе первой мировой войны хлор и фосген в газообразном состоянии выбрасывались из емкостей на поле боя и разносились ветром. Эти химикаты производились в больших количествах в начале века и использовались в качестве оружия в течение длительного периода окопной войны. Первое крупномасштабное применение хлора имело место 22 апреля 1915 года в районе Ипра в Бельгии. В ходе войны 90 000 человек погибли и почти миллион пострадали в результате применения нескольких различных видов химического оружия, включая горчичный газ (иприт). Те, кто стал жертвой химического поражения, страдали от его последствий в течение оставшейся жизни; таким образом, целое поколение пострадало в результате событий в районе Ипра в ходе первой мировой войны. К концу войны было использовано 124 000 тонн отравляющих веществ. На протяжении первой половины двадцатого века, средства доставки отравляющих веществ совершенствовались, что повышало его и без того высокий убойный и поражающий потенциал, а химические боеприпасы принимали форму артиллерийских снарядов, авиабомб, выливных приборов и противопехотных мин.

Став свидетелями последствий применения такого оружия в первую мировую войну, немногие страны, хотели стать первыми странами, применившими более смертоносное химическое оружие на полях сражений второй мировой войны. Вместе с тем, многие страны готовились к тому, чтобы в случае применения химического оружия как средства ведения войны нанести ответный удар с помощью такого же оружия. В годы первой и второй мировых войн химическое оружие было развернуто в широких масштабах почти на всех театрах военных действий, что привело к появлению старого и оставленного химического оружия, которое по-прежнему представляет проблему для многих стран.

В годы холодной войны Соединенные Штаты Америки и Советский Союз сохраняли огромные запасы химического оружия, насчитывающие десятки тысяч тонн. Количество химического оружия, имевшегося у этих двух стран, было достаточным, чтобы уничтожить большую часть человечества и животного мира на Земле.

Разрушительные последствия применения химического оружия в прошлом и возможность применения современных химических отравляющих веществ положили начало борьбы с химическим оружием. Главным способом борьбы уже более 80 лет является Женевский протокол.

Женевский протокол — международное соглашение о запрещении использования химического или биологического оружия во время войны.

Конвенция была подписана 17 июня 1925 года в швейцарском городе Женеве и вступила в силу 8 февраля 1928 года. А 29 апреля 1997года вступила в силу дополнявшая Женевский протокол 1925 года Конвенция о запрещении на территории любой страны разработки, производства, накопления и применения химического оружия.

Через три года после вступления в силу Конвенции (29 апреля 2000г.) государства-участники должны были поэтапно уничтожить запасы химического оружия. По решению Конференции государств-участников, этот срок может быть продлен до 15 лет — то есть до 29 апреля 2012 года.

I этап – 1% - апрель 2000 года

II этап – 20% - апрель 2002 года (полное уничтожение пустых боеприпасов, боевых систем, контейнеров и прокурсоров)

III этап – 45% - апрель 2004 года

IV этап – 100% - апрель 2007 года (допускалось продление срока до апреля 2012г.)

Но ни одна страна не достигла полной ликвидации своих запасов в установленные сроки, хотя некоторые сократили их до требуемого уровня.

К 8 июля 2010 года 41692 тонны, или 60,05 % всего зарегистрированного химического оружия (все 3 категории), а также более 45% (3,93 млн.) боеприпасов и контейнеров для ХО было уничтожено. Только около 50% стран приняли необходимые изменения в законодательстве с целью запретить участие в производстве ХО.

В настоящее время 190 из 196 государств-членов ООН являются участниками Конвенции ХО. Из 6 оставшихся государств 2 подписали, но ещё не ратифицировали Конвенцию (Мьянма и Израиль). 4 государства не подписали Конвенцию (Ангола, Северная Корея, Египет и Южный Судан). Последняя на данный момент Сирия подписала Конвенцию 13 сентября 2013 года. Официальное присоединение Сирии к Конвенции состоялось по истечении 30-дневного срока, 13 октября 2013 года.

Выполнение Конвенции в России: После распада СССР Россия осталась обладательницей крупнейших в мире запасов химического оружия по весу — 40 тыс. тонн. Арсеналы данного вида оружия массового поражения имелись только в РСФСР, в других республиках их не оказалось.

Россия объявила о наличии у себя химического оружия Категории 1 на семи объектах — кожно-нарывного действия в Горном (Саратовская обл.) и Камбарке (Республика Удмуртия), а также нервно-паралитического действия в Щучьем (Курганская обл.), Почепе (Брянская обл.), Марадыковском (Кировская обл.), Леонидовке (Пензенская обл.) и Кизнере (Республика Удмуртия). Примерно 4/5 запасов составляют нервно-паралитические отравляющие вещества (ОВ) и 1/5 — кожно-нарывные. При этом наибольшую проблему, с точки зрения безопасности, представляли собой устаревшие запасы кожно-нарывных ОВ, находящиеся в Камбарке со времен второй мировой войны.

В связи с финансовыми трудностями Россия не уложилась в первые два этапа программы по уничтожению ХО. Вместо необходимых ежегодно 100 млн. американских долларов из федерального бюджета выделялись только несколько миллионов, а страны Европы и США не оказывали помощь в обещанных объёмах. Кроме того, ситуацию осложняли протесты местных властей и населения. Положение стало меняться только в 2000-х годах, и выполнение программы пошло ускоренными темпами.

По состоянию на 1 сентября 2010г. в России уничтожено 19336 тонн или 48,4% имеющихся запасов. Этот процесс будет завершен в ближайшие годы. По состоянию на 25 ноября 2012 года уничтожено 70% объявленных Россией запасов химического оружия.

Выполнение Конвенции в США: В США химическое оружие хранилось на восьми объектах: Абердин (штат Мэриленд), Эннистон (штат Алабама), Лексингтон (штат Кентукки), Ньюпорт (штат Индиана), Пайн-Блафф (штат Арканзас), Пуэбло (штат Колорадо), Дезерт (штат Юта) и Уматилла (штат Орегон). США уничтожают своё ХО с опережением графика. Первые 25 % Соединённые штаты ликвидировали уже к концу 2001 года. Однако в дальнейшем процесс уничтожения несколько замедлился, и к 2005 году ими было уничтожено чуть более 1/3 (33,34%) запасов химического оружия. К 2005 году они ликвидировали 42% боеприпасов. По состоянию на 6 октября 2010 года США уничтожили 80% от общего количества запасов химического оружия. Согласно официальным источникам, речь идет об утилизации 22958 тонн отравляющих веществ и 2,1 млн. боеприпасов. 70-процентный порог США перешагнули в феврале 2010 года.

Процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производится на специально оборудованном объекте. Технологии по их уничтожению впервые в мире были внедрены именно в России.

С момента вступления Конвенции в силу Россия приняла множество различных указов, законов и нормативных актов. И вот некоторые из них.

26 апреля 2001 года указом президента была образована государственная комиссия по химическому разоружению. А 17 сентября 2008 года были внесены измерения.

Основными функциями Комиссии являются:

обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в деятельности в области химического разоружения, путем определения необходимых мероприятий в данной области;

разработка предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по реализации государственной политики в области химического разоружения, по производству, разработке химического оружия и ликвидацией последствий их деятельности, а также по международному сотрудничеству в этой области;

координация работы с населением территорий, на которых хранится и уничтожается химическое оружие, ликвидируются или конверсируются объекты по его производству;

рассмотрение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в целях осуществления деятельности в области химического разоружения и обеспечения социальной защиты граждан;

участие в разработке программ химического разоружения, рассмотрение хода их выполнения;

рассмотрение вопросов бюджетного финансирования деятельности в области химического разоружения;

участие в установленном порядке в привлечении безвозмездной финансовой помощи и технического содействия со стороны иностранных государств и международных организаций, а также в международном сотрудничестве в области химического разоружения.

Документы, регламентирующие уничтожение химического оружия:

2 мая 1997 года был принят федеральный закон «Об уничтожении химического оружия». А 21 марта 1996 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 305 была принята президентская федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»

Цели Программы - уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации - конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;

- выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Задачи Программ:

строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия; организация и обеспечение процесса уничтожения на этих объектах авиационных и артиллерийских химических боеприпасов, а также химического оружия из крупногабаритных емкостей;

уничтожение или утилизация продуктов детоксикации химического оружия;

конверсия или уничтожение 24 объектов по производству химического оружия и 1 объекта по его разработке;

развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.

Документы о сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами по проблеме химического разоружения:

Федеральный закон был подписан 30 декабря 2006 года и носит название «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации»

18 июля 2005 года Федеральный закон № 91-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ».

Ратифицировано Соглашение, подписанное на Си-Айленде 9 июня 2004 года. Соглашение способствует развитию организационно-правовой основы долгосрочного взаимодействия Российской Федерации и Канады в рамках договоренностей о глобальном партнерстве «Группы восьми» против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Соглашение направлено на создание правовой базы для получения безвозмездной финансовой и технической помощи со стороны Канады на реализацию приоритетных для России программ уничтожения запасов химического оружия и утилизации атомных подводных лодок.

Литература:

  1. Гусак, П.А. Начальная военная подготовка / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2006.

  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1526803

  4. http://www.zakonprost.ru/content/base/26881

  5. http://www.opcw.org/ru/publikacii/publikacii/osnovnye-svedenija-o-khimicheskom-razoruzhenii

  6. Материалы сайта www. himvoiska.narod.ru

Просмотров работы: 1572