С помощью данного механизма можно решить и еще одну из застаревших проблем — обеспечение жильём детей-сирот.
Для этого надо построить и передать детям-сиротам 1 300 квартир. В прошлом году была выполнена часть проекта, обеспечено новоселье в 165 квартирах. В этом году планируется около пятисот.
Еще один важный с социальной точки зрения вопрос — улучшение жилищных условий для многодетных семей. Речь не просто о выделении земли под строительство. Нам необходимо инфраструктурно обустроить земельные участки. В черте города Астрахани выделять землю для больших семей просто негде, но есть возможность найти место в комфортных пригородных районах. Пять площадок там уже готовы: в Красноярском районе общей площадью 6,3 гектара и в Камызякском районе площадью 12,5 гектара. Все муниципалитеты разработали планы обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой с определением объемов финансовых средств.Таким образом, для наиболее эффективного выполнения всех вышеуказанных задач Регион заинтересован в привлечении частного партнера к строительству.
Традиционная схема реализации бюджетных инфраструктурных проектов предполагает контрактное взаимодействие государственного (муниципального) заказчика с генеральным подрядчиком на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Это означает необходимость Региону и МО авансировать капитальные вложения и привлекать подрядчика, который предлагает наиболее дешевое, но не наиболее эффективное решение поставленных задач.
С учетом дефицитных бюджетных параметров Региона единовременное предоставление
бюджетных средств на строительство является довольно проблематичным. В этой связи Правительство Астраханской области и органы местного самоуправления Муниципальных образований вынуждены искать новые механизмы для реализации программных мероприятий.
Таким новым механизмом по решению сложившейся ситуации в сфере образования в Регионе является привлечение частных инвестиций и использование механизмов ГЧП.
Правовая среда Региона предусматривает возможность реализации Проекта на условиях ГЧП.
Возврат вложенных средств осуществляется за счет бюджетных средств МО в виде регулярных арендных и выкупных платежей на протяжении всего срока реализации Проекта.
Экономически целесообразное распределение рисков и передача их части Партнеру, а также оптимизация расходов на протяжении жизненного цикла Проекта позволят снизить нагрузку на бюджет МО и увеличить их инвестиционный потенциал.
Также реализация Проекта позволяет частично компенсировать затраты бюджета за счет возрастающих налоговых поступлений, в частности, по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и социальным выплатам.
Благодаря эффективной оценке рисков, капитальных и эксплуатационных затрат Регион и
МО смогут добиться необходимой стабильности при планировании бюджета. Прозрачность движения денежных средств в рамках Проекта дает широкие возможности контроля за их расходованием.
Кроме того реализация Проекта позволит значительно ускорить строительство и ввод
Объектов в эксплуатацию. Таким образом, удастся решить наиболее напряженные проблемы Региона, что, безусловно, будет позитивно воспринято населением и повысит репутацию властей.
Наконец, ожидаются другие социально-экономические эффекты, среди которых создание новых рабочих мест в рамках домостроительных производств и многое другое.
Рис.1 Описание проекта
Рис.2 Преимущества государственно-частного партнерства
Рис.3 Преимущества государственно-частного партнерства
Рис.4 Распределение основных рисков проекта
Для организации ГЧП необходимо:
1. Стратегическое планирование использования ГЧП для реализации отраслевой, региональной или муниципальной стратегии развития с учетом бюджетной и макроэкономической эффективности выполнения проекта с привлечением частного партнера
2. Подготовка проекта:
• определение объектов имущества передаваемых в рамках ГЧП,
• определение целевых показателей эффективности,
• разработка проектной документации,
• формирование инвестиционного пакета проекта (предоставляется потенциальному партнеру),
• разработка документации для проведения конкурса на право заключения соответствующего государственного контракта,
• информирование и проведение консультаций с участниками конкурса.
3. Поддержка принятия решения о реализации проекта необходимыми органами исполнительной и законодательной власти, включая прохождение необходимых общественных слушаний, публичных и иных процедур;
4. Поддержка исполнения решения о реализации проекта, включая:
• проведение конкурсной или иной процедуры по выбору частного партнера,
• проведение переговоров с победителем конкурса с целью заключения контракта на реализацию проекта,
• участие в переговорах частного партнера с финансово-кредитными организациями по вопросам привлечения финансирования в проект,
• заключение соглашений по вопросам софинансирования сформированного проекта ГЧП Внешэкономбанком.
В соответствии с Региональным законом о ГЧП - участвующие в Проекте МО, МХО и Партнер - заключают между собой Соглашение о ГЧП.
В рамках Соглашения о ГЧП МХО и Партнер заключают и договоры субаренды земельных участков, а также предварительный, а после ввода Объектов в эксплуатацию – основной договоры аренды объекта с правом выкупа.
Партнером привлекается независимый Инженер, обременяемый функциями консультанта и эксперта в отношении технических вопросов реализации Проекта.
До подписания Соглашения о ГЧП Партнер обязуется заключить необходимые договоры страхования. В целях выполнения своих обязательств по Соглашению Партнер вправе привлекать третьих лиц в качестве подрядчиков.
После получения разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию и регистрации права собственности Партнер имеет право передать Объекты в залог финансирующей организации для обеспечения своих обязательств по кредитам.
По согласованию с МО Партнер также вправе передать в залог финансирующей организации права субаренды земельных участков и права требования по договорам аренды Объекта с правом выкупа.
Финансирование работ по проектированию (если применимо) и строительству Объектов осуществляется Партнером за счет собственных и, если необходимо, привлеченных средств.
Капитальные затраты и расходы на обслуживание долга компенсируются суммой выкупных платежей, выплачиваемых МХО Партнеру ежеквартально после передачи Объекта в аренду. При расчете выкупных платежей также учитывается норма рентабельности на собственные средства Партнера.
В течение всего срока Соглашения о ГЧП Партнер производит субарендные платежи за земельные участки, находящиеся на праве аренды у МХО.
Расходы Партнера по договору аренды земельных участков и расходы по осуществлению технической эксплуатации Объекта включаются в расчет арендных платежей, подлежащих уплате МО Партнеру ежеквартально.
Регион в лице Правительства Астраханской области, формально не являясь стороной Соглашения о ГЧП, фактически является участником Проекта на стороне Публичного партнера и обеспечивает координацию реализации Проекта в целом и его финансовое обеспечение путем выделения субсидий МО и предоставления государственных гарантий Частному партнеру.
При этом Правительство Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области обеспечит разработку типовой проектной документации (проекты повторного применения) на 5 Объектов образования различной мощности (5 типов Объектов образования) до проведения Конкурса на право заключения Соглашения о ГЧП и их последующую передачу (в том числе передачу исключительных прав на проектную документацию) Муниципальным образованиям для включения в Конкурсную документацию.
Список литературы:
1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государ- ства и частного сектора в реализации финансовоем- ких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16–24.
2. Баженов А. В. ГЧП для инфраструктуры // Эксперт- ный сайт Высшей школы экономики. URL:http://opec. ru
3. Варнавский В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.:Наука. 2006.
4. Дынин А. Частно-государственное партнерство в инновационной сфере / А. Дынин, В. Евсеев, В. Литвиненко, М. Шеховцев // Общество и экономика. 2006. - №4. - С. 23-39.5. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного пар- тнерства. М. : Ин-т экономики РАН, 2010. 38 с.
6. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государ- ственного партнерства и механизмы поддержки. URL: http://regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr (дата обращения: 15.11.2013).
7. Малай В.А. Государственно-частное партнерство как форма повышения эффективности инновационных процессов//Инновации №10(12), 2008
8. Морозова И.А., Дьяконова И.Б. Государственно - частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №2, 2010
9. Унтура Г.А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект//Регион: экономика и социология, №2, 2005
10. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure : Project Finance, PPP Projects and Risk / The World Bank and Kluwer Law International. The Netherlands, 2009. 640 p.
8