РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чиркова А.А. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольном детстве, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества.

Познавательная активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское исследование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности.

В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Название проекта: Создание Центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»

Тип проекта – информационно - исследовательский;

По продолжительности – долгосрочный;

Сроки реализации:

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта - Создание условий для формирования познавательной активности дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Гипотеза:

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности будет более эффективным если реализуются следующие педагогические условия:

-взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию учетом направленности детских интересов и создаётся необходимые для экспериментов предметно - развивающая среда;

-процесс развития познавательной активности строится как этапный в которых дети целенаправленно включаются в ситуацию (мини-исследование), обеспечивает постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования;

-дошкольная активность вовлекается в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье. При этом взаимодействии педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащение практики детского экспериментирования

Задачи:

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края;

- Выявить особенности проявление познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, определить и охарактеризовать уровни познавательной активности;

- Выявить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом:

Организационно – подготовительный этап

Формулирование проблемы, определение цели и задач реализации проекта;

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Оформление Центра экспериментальной деятельности «Почемучка»

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности. Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.

2. Основной - Аналитический этап

-Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

-Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».

-Привлечь ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

Виды деятельности:

Просматривание мультфильмов об экспериментировании;

Наблюдение с детьми за живыми объектами природы;

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

Работа по плану с детьми, родителями.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности

Заключительный этап

Определить эффективность проведённой работы

Провести анализ полученных результатов с детьми

Представление полученных результатов. У дошкольников должно быть развито умения наблюдать, анализировать и т.д.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта предполагается использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Экскурсия др.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Таким образом, использование целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Просмотров работы: 8807