Познавательная активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское исследование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности.
В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
Название проекта: Создание Центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
Тип проекта – информационно - исследовательский;
По продолжительности – долгосрочный;
Сроки реализации:
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта - Создание условий для формирования познавательной активности дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Гипотеза:
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности будет более эффективным если реализуются следующие педагогические условия:
-взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию учетом направленности детских интересов и создаётся необходимые для экспериментов предметно - развивающая среда;
-процесс развития познавательной активности строится как этапный в которых дети целенаправленно включаются в ситуацию (мини-исследование), обеспечивает постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования;
-дошкольная активность вовлекается в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье. При этом взаимодействии педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащение практики детского экспериментирования
Задачи:
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края;
- Выявить особенности проявление познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, определить и охарактеризовать уровни познавательной активности;
- Выявить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом:
Организационно – подготовительный этап
Формулирование проблемы, определение цели и задач реализации проекта;
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
Оформление Центра экспериментальной деятельности «Почемучка»
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности. Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
2. Основной - Аналитический этап
-Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
-Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».
-Привлечь ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
-Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
Виды деятельности:
Просматривание мультфильмов об экспериментировании;
Наблюдение с детьми за живыми объектами природы;
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
Работа по плану с детьми, родителями.
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности
Заключительный этап
Определить эффективность проведённой работы
Провести анализ полученных результатов с детьми
Представление полученных результатов. У дошкольников должно быть развито умения наблюдать, анализировать и т.д.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта предполагается использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Экскурсия др.
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:
- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
Таким образом, использование целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.