НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гарифуллина Е.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как говорят многие известные педагоги Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. «нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются нравственные качества дошкольников». Дети – наше будущее, казалось бы, всем известная истина. Какими вырастут наши дети и дети друзей, сослуживцев, знакомых, соседей, именно от этого зависит, каким станет завтрашний день нашего общества. Физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Дети…. Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные.

Прежде всего, здоровье и воспитание. Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения. Воспитание - это процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей.

Воспитатели ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций.

Родители не всегда задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя, особенно сейчас, когда все чаще в обществе можно встретить жестокость и насилие.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. От правильного нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и жизнь общества.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Дошкольный возраст – период интенсивного нравственного развития человека. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребенка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста легкая, благодаря пластичной нервной системе, создают возможности для успешного нравственного воспитания. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми, что позволяет целенаправленно влиять на детей. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связанно с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 раскрывается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Документ подтверждает, что социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на воспитание нравственности, на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих нравственных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Нравственное воспитание рассматривается в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

При изучении проблемы в дипломной работе нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание нравственных качеств, критерии и показатели их сформированности. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием важности нравственных умений в воспитании личности ребенка и не разработанностью методов развития данных умений в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

Таким образом, начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания. Организуя обучение, труд, игру детей, воспитатель получает возможность влиять на их нравственное развитие.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Воспитатель целенаправленно формирует общественное мнение о поведении и деятельности и использует его в качестве действенного средства для регуляции детских взаимоотношений, формирования умения оценивать свои действия с позиции коллектива, воспитания привычки быть полезным. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников.

Формирование представлений о правилах культуры поведения и воспитание положительного отношения к их выполнению осуществляется в процессе этических бесед, чтения художественной литературы, повседневной жизни ребенка. В каждом случае ознакомления детей с нравственными правилами и моральными качествами воспитатель стремится связать их с опытом детей, сделать личный опыт предметом коллективного обсуждения, анализа и оценки. Это способствует более глубокому осознанию значения необходимости выполнения норм и правил поведения.

Планомерная и целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения приводит к важным изменениям в личности старших дошкольников: они все более сознательно руководствуются в поведении правилами, понимают их значение. Представления о нормах и правилах поведения становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке.

Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность – сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества, руководствоваться при соблюдении этих правил общественным долгом.

Стимулом к выполнению правил у детей 6 – 7 лет становится «общественное мнение» коллектива, которое создает воспитатель вокруг фактов недисциплинированного поведения. Нарушения дисциплины детьми часто являются следствием неправильной организации их жизни. Однообразная деятельность или даже бездеятельность детей, отсутствие четкой организации бытовых процессов приводят к недисциплинированности, даже в случае знания детьми соответствующих правил. Важное значение в воспитании дисциплины имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил.

Таким образом, процесс нравственного воспитания детей старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности. Их нужно учитывать воспитателю при организации работы с детьми.

Хотелось бы отметить, что нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Просмотров работы: 5049