ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Захарова В.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется преобразованиями в системе образования. В мире происходят интеграционные процессы, обусловленные глобализацией, которая охватывает и сферу образования в целом, и сферу высшего психолого-педагогического образования в частности. Изменения общественного строя определяют требования, предъявляемые к современному специалисту. Поэтому профессиональное самоопределение, профессиональная направленность и профессиональное становление будущих специалистов является насущной проблемой современной психолого-педагогической науки и практики, а также одним из приоритетных направлений модернизации и фундаментализации высшего педагогического образования в современных теоретико-методологических основах.

Обучение в высшем учебном заведении является первым этапом профессионального становления человека. Мы считаем, что те профессиональные качества и черты, которые студент приобретает в ходе обучения, будут проявляться в его профессиональной деятельности. Традиционно проблему профессионального обучения личности рассматривают с точки зрения формирования склонностей к определённой сфере профессиональной деятельности, мотивации трудовой деятельности, наличии у человека специфического набора психологических черт и характеристик, так называемого психологического профиля, которые создают условия для совместимости личности с профессиональной средой. Поэтому в последнее время разрабатываются новые подходы к процессу подготовки будущих специалистов для всех сфер общества.

Процесс переосмысления функции образования на гуманистических принципах, что предполагает ориентацию на актуализацию возможностей личности, превращения последней в субъект учебной деятельности, способной к осознанному профессиональному самоопределению, саморазвитию, свободного выбора своего жизненного пути, требует определённых изменений в развитии общей стратегии организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

Вопросы профессиональной деятельности, ее эффективности на протяжении многих лет занимают важное место в исследованиях многих авторов. Среди них следует отметить научные труды М.Я.Басова, Е.А.Климова, В.П.Зинченко, Н.В.Кузьминой и др. Но в целом еще ощущается дефицит теоретических исследований из концептуальных проблем профессионального становления, профессиональной направленности и профессиональной деятельности в целом.

Среди профессионально важных качеств педагогов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия.

Для исследователей профессионально важным считают следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности.

Нами было проведено исследование уровня сформированности профессиональной направленности студентов (объем выборки – 12 человек). Оценка уровня сформированности профессиональной направленности будущих специалистов проводилась методом анкетирования на основе изучения мотивационного компонента, что предполагало определение у студентов ведущих ценностных мотивов, интереса к выбранной профессии и оценки будущей самореализации в профессиональной деятельности.

Используемые анкеты:

1.Методика измерения латентной структуры отношения к профессии.

2.Самооценка творческого потенциала (по А.Э.Симановскому).

По полученным результатам опрошенных можно разделить на три типа:

I тип – студенты с положительной профессиональной направленностью на будущую профессиональную деятельность, что предполагает связь между доминирующими мотивами из содержанием профессиональной деятельности – 41,7% (сознательно выбирали профессию, понимают ее содержание и социальную значимость, имеют профессиональные интересы);

II тип – студенты, для которых приемлем компромисс между отрицательным отношением к профессии в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении и перспективой дальнейшего трудоустройства в данной области – 25% (привлеченные только некоторым ее проявлением, не имеют полной информации относительно ее содержания и чётких профессиональных планов);

III тип – студенты с негативным отношением к профессии – 33,3% .

Результаты исследования свидетельствуют, что 33,3% студентов не имеют достаточного представления о содержании профессии, что, безусловно, отражается на качестве их обучения.

Именно эти студенты нуждаются в особом внимании преподавателей и применении активных методов обучения, что позволит выявить профессиональные интересы и склонности, сформировать положительное отношение к профессии и интерес к учебной деятельности.

Проведенный нами анализ процесса формирования профессиональной направленности дает основания утверждать, что профессиональная направленность является одним из важнейших компонентов воспитания, который выполняет в педагогическом процессе следующие функции: оказывает общее стимулирующее влияние на учебную деятельность; является важным внутренним условием развития личности; положительно сказывается на качестве знаний, умений и навыков студентов, на глубине и действенности, прочности и устойчивости первых; регулирует ход умственных процессов и способствует интеллектуальному развитию личности; побуждает к самостоятельной поисковой, творческой деятельности студентов.

Просмотров работы: 1347