Одной из наиболее распространенных форм партнерских отношений между государством и бизнесом является государственно-частное партнерство (ГЧП). Подобное взаимодействие с учетом применяемых региональных стратегий может позволить повысить темпы роста ВВП, увеличить эффективность функционирования и государственного сектора экономики, понизить издержки производства на всех уровнях реализации инфраструктурных проектов. Проблема заключается в неравномерном развитии различных областей страны, и, как следствие, непривлекательности для потенциального инвестора.
Государственно-частное партнерство для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В нашей стране это понятие в узком смысле впервые появилось в законодательном акте лишь в 2006 году в Санкт-Петербурге.
На данный момент можно отметить некоторые механизмы реализации государственно-частного партнерства, ключевые признаки ГЧП как целостного института (наличие непротиворечивого законодательства и правоприменительной практики, развитая инфраструктура) в настоящее время не сформированы, в отличие от западных стран. К основным причинам непопулярности государственно-частного партнерства в России можно отнести различный ход развития данного вида отношений между властью и бизнесом, так в зарубежных развитых странах ГЧП развивалось естественным образом («снизу»), соответствующие правки постепенно вносились в уже действующие законы. Подход «снизу-вверх» характеризуется инициативой, проявленной частным сектором, при минимальном вмешательстве государства. В России медленно, но развивается подход «сверху-вниз», когда предложения о проектах исходят от государственных структур, даются некие гарантии, способные привлечь частный бизнес.
В целом можно отметить, что в России, как и странах СНГ, сначала были приняты отдельные законы о ГЧП, то есть развитие государственно-частного партнерства происходило в них «сверху». В этой группе стран ГЧП требует от государства активного участия и продвижения.
Также понятие государственно-частного партнерства в России соотносят с масштабными проектами, например, строительством трубопроводов, обиходов. В западных странах значительные возможности для сотрудничества в формате государственно-частного партнерства располагаются в зоне региональной и муниципальной собственности.
В настоящее время законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в России действуют также Федеральные законы от 21.07.05 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП [1].
На территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находится 131 ГЧП-проект. Суммарная стоимость проектов ГЧП (на всех стадиях реализации) составляет – 1,044 трлн. Рублей, из них объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП составляет – 913,4 млрд. рублей (87,44 %от суммарной стоимости проектов) [8].
Начиная c 2013 года, Центром развития государственно-частного партнерства составляется рейтинг регионов ГЧП - старт. Центр создан для помощи и содействия региональным администрациям и муниципалитетам при подготовке и реализации проектов ГЧП. Для развития федерального и регионального законодательства в сфере ГЧП, осуществления подготовки кадров в рамках образовательных программ в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Также на сайте центра можно получить актуальную информацию по вопросам развития инфраструктуры и ГЧП.
При оценке регионов Центром развития ГЧП используются 3 фактора, влияющие на оценку потенциала для привлечения инвестиций в проекты (таблица 1).
Таблица 1 - Факторы, влияющие на оценку потенциала для привлечения инвестиций в проекты ГЧП
Фактор |
Удельный вес |
Описание фактора |
1)Развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе |
0,4 |
Под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений (а также комиссий, советов, рабочих групп) |
2)Опыт региона по реализации ГЧП-проектов |
0,3 |
Данный фактор учитывается исходя из утверждения, что каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнёрства в регионе. При оценке фактора учитывались следующие показатели: Текущий статус проекта (стадия реализации). Объем финансовых средств, вложенных частным инвестором. Срок реализации проекта с учетом всех стадий. Отраслевая дифференциация проектов в субъекте. Экспертный коэффициент. Экспертный коэффициент в данном случае учитывал проработанность проекта, а также его сложность для структурирования и реализации. Также учитывался фактор наличия заемного финансирования, так как в этом случае проект проходил дополнительную оценку и одобрение в кредитной организации, что говорит о его качественной проработке и востребованности |
3)Инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов |
0,3 |
Фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства «Эксперт». Фактор имеет балльное значение, которое выставлялось на основе рейтинга инвестиционной привлекательности каждого субъекта. Минимальное значение «3D» – 1 балл; максимальное значение «1А» – 10 баллов. |
Источник: составлено авторами, по материалам:Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
Рейтинг основывается на данных по 131 ГЧП - проекту из 60 регионов, а также анализе нормативно-правовой базы и системы управления сферой ГЧП в 83 регионах Российской Федерации.
Таблица 2 - Рейтинг некоторых регионов России по проектам государственно-частного партнерства за 2014 год
Категория |
Регион |
Показатель |
Место в рейтинге |
Регионы-лидеры |
Санкт-Петербург |
73,9% |
1 |
Республика Татарстан |
70,6% |
2 |
|
Новосибирская область |
65,5% |
3 |
|
Регионы с высоким потенциалом |
Москва |
52,3% |
10 |
Краснодарский край |
51,8% |
11 |
|
Ростовская область |
49,4% |
15 |
|
Регионы со средним потенциалом |
Волгоградская область |
40,5% |
30 |
Московская область |
38,0% |
34 |
|
Регионы с низким потенциалом |
Мурманская область |
32,9% |
43 |
Республика Тыва |
31,6% |
46 |
|
Регионы с очень низким потенциалом |
Ставропольский край |
24,8% |
62 |
Саратовская область |
18,9% |
71 |
|
Республика Калмыкия |
14,5% |
78 |
Источник: составлено авторами, по материалам: Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
Исходя из полученного рейтинга, все субъекты РФ классифицированы по следующим категориям: регионы лидеры, регионы с высоким потенциалом, регионы с низким потенциалом и с очень низким потенциалом. Количество регионов в категориях представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Количество регионов в анализируемых категориях
Категории |
Количество регионов в категории |
Рейтинг |
|
6 |
60%-75% |
2) Регионы с высоким потенциалом |
16 |
45%-60% |
3) Регионы со средним потенциалом |
16 |
35%-45% |
4) Регионы с низким потенциалом |
22 |
25%-35% |
5) Регионы с очень низким потенциалом |
23 |
5%-25% |
Источник: составлено авторами, по материалам : Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
Регионы лидеры (показатель 60 %–75 %) - опыт данных регионов по развитию ГЧП, представленных в ТОП-6 рейтинга, предлагается транслировать для представителей частного и публичного партнеров при подготовке проектов государственно-частного партнёрства. Лидерами данного рейтинга являются Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Они обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью (10 баллов по оценкам составителей Рейтинга) и имеют большой опыт реализации региональных ГЧП - проектов и развитую институциональную среду. Регионы, представленные в первой пятерке обладают наибольшим опытом при реализации ГЧП - проектов. Лидером по количеству проектов является Новосибирская область. Также значительный опыт накоплен в Свердловской и Нижегородской областях. Нижегородская область стала лидером по развитости практики применения концессионных соглашений на территории РФ, а Свердловская область обладает значительной инвестиционной привлекательностью (9 баллов). Также в лидеры рейтинга вошла и Воронежская область, которая выделяется наивысшим показателем по развитости нормативно- правовой базы для реализации ГЧП-проектов на территории субъекта. Примером может служить детальная проработка отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации проектов на территории области.
Регионы с высоким потенциалом (показатель 45%–60%) характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов (1-2 проекта), стабильной инвестиционной привлекательностью (6-8 баллов) и наличием нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления, сюда входят Москва, Краснодарский край, на территории которых в настоящий момент государственно-частное партнерство можно охарактеризовать как находящееся в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный. Пермский край, Ярославская область, Липецкая область, Самарская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Регионы, представленные в данном сегменте рейтинга, в настоящий момент характеризуются высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.
Регионы со средним потенциалом (показатель 35 %–45 %) - в данном сегменте рейтинга находятся регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП. В основном здесь представлены регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на прединвестиционной стадии (в частности проект «Строительство западного обхода г. Волгограда»), а также регионы, в которых усилиями администраций создаются условия для привлечения частного инвестора.
Регионы с низким потенциалом (показатель 25%–35%) - низкий уровень развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства и инвестиционной привлекательностью в среднем 4 балла. Также стоит отметить, что в данной группе регионов только Мурманская область и Республика Тыва имеют существенный опыт реализации проектов государственно- частного партнёрства, но в связи с невысоким рейтингом инвестиционной привлекательности не вошли в перечень регионов со средним потенциалом.
Регионы с очень низким потенциалом (показатель 5%–25%) - данный сегмент характеризуется наиболее низкими показателями по факторам «Опыт региона по реализации проектов ГЧП» – 0 баллов и «Инвестиционная привлекательность» – 1 балл [8].
Исходя из показателей, которыми характеризуется положение четверти субъектов РФ, можно говорить о том, что государственно-частное партнерство на территории страны развито не в равной степени. По данным, представленным в таблице 4, можно сделать вывод о том, что большинство проектов государственно-частного партнерства в России – проекты в социальной сфере (здравоохранение, образование, спорт) – 56 проектов, 30 проектов – в транспортной, на одинаковых позициях находятся проекты в коммунальной и энергетической сферах – 23 и 22 проекта соответственно. Что касается количества проектов по федеральным округам, то лидирует Приволжский федеральный округ (34 проекта), далее следуют Северо-Западный и Сибирский федеральные округи (23 и 24 проекта), по 4 проекта у Дальневосточного и Северо-Кавказского федерального округа [2].
Не только законодательные пробелы сдерживают развитие ГЧП в России. Не менее важная проблема – отсутствие механизмов эффективного финансирования (даже при наличии средств). Общая ситуация в стране не способствует реализации долгосрочных проектов, не имеющих политической составляющей. Причины этого - общие настроения предпринимателей, опасающихся реализовывать сложные, долгосрочные проекты. Многие из них сомневаются в сохранении стабильности в краткосрочной перспективе.
Таблица 4 - Сравнительная таблица реализации проектов по сферам и федеральным округам
Федеральный округ/ Сфера |
Коммунальная |
Социальная |
Транспортная |
Энергетическая |
Общий итог |
Дальневосточный ФО |
- |
- |
2 |
2 |
4 |
Приволжский ФО |
9 |
17 |
5 |
3 |
34 |
Северо-Западный ФО |
4 |
8 |
7 |
4 |
23 |
Северо-Кавказский ФО |
- |
3 |
- |
1 |
4 |
Сибирский ФО |
1 |
10 |
6 |
7 |
24 |
Уральский ФО |
2 |
6 |
2 |
1 |
11 |
Центральный ФО |
5 |
7 |
5 |
4 |
21 |
Южный ФО |
2 |
5 |
3 |
- |
10 |
Общий итог |
23 |
56 |
30 |
22 |
131 |
Источник:Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
Позволить себе участие в ГЧП сейчас могут крупные инвестиционные фонды, связанные с государством (в том числе неформально), финансировать реализацию проекта могут государственные банки. Таким образом, если не будет налажена система финансирования крупных соглашений, то даже при отладке законодательства ГЧП в России будет в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Причем эти проекты не будут являться государственно-частными партнерствами. Большую часть крупных ГЧП - проектов можно признать в целом успешными: даже если возникают какие-то проблемы, то их всегда можно урегулировать, так как проектов немного и к ним обычно проявляется повышенное внимание властей.
Необходимость развития инфраструктуры городов и регионов России и ограниченность бюджетных инвестиций заставляют государство искать эффективные механизмы финансирования. В этих условиях государственно-частное партнерство (ГЧП) становится наиболее перспективной формой реализации крупных инвестиционных проектов в современной России. Анализ зарубежного опыта показывает, что ГЧП можно рассматривать как один из наиболее действенных механизмов повышения эффективности госинвестиций за счет привлечения капитала и управленческого опыта частного сектора. Помимо явных преимуществ, для государства, ГЧП создает широкие возможности и для бизнеса, открывая ему новые сферы экономики, ранее для частных компаний недоступные [9].
В России идеи ГЧП достаточно активно разрабатываются, особенно в последние годы, но в массовом порядке практических успехов пока достичь не удалось. Основные проблемы, которые препятствуют внедрению механизма ГЧП это:
- недоверие к государству российского бизнеса;
- отсутствие ясных и понятных финансовых схем осуществления совместных проектов;
- отсутствие комплексной, долговременной программы социально-экономического развития регионов и территорий, которая включала бы решение вопросов территориального размещения производственных предприятий и объектов инфраструктуры;
- концессионная деятельность не развивается из-за отсутствия подготовленных кадров, несовершенства системы управления и нормативно-правовой базы, хотя деньги у правительства и предпринимательских структур для стратегических инвестиций есть, привлекательные проекты тоже имеются;
- сказывается и малоэффективная деятельность органов власти в законодательном и организационном плане. Отсюда и сложившаяся не эффективная система позиционирования нашего региона, муниципалитетов в ближнем и дальнем зарубежье, не регулярное представление области на крупнейших экономических форумах, выставках, ярмарках [6].
Все это не лучшим образом влияет на эффективное взаимодействие бизнеса и власти. Одной из главных задач государства на данном этапе является помощь в обмене опытом в проведении проектов государственно-частного партнерства между регионами, заимствовании проработанного законодательства, лучших практик, перенос реализованных успешных проектов в регионы с низком уровнем развития. Необходимо разработать методику сгруппированных показателей, характеризующих финансово-экономическую, социально-психологическую и экологическую устойчивость бизнес проектов, реализуемых государственными органами власти и бизнеса на основе государственно-частного партнерства. Это будет способствовать эффективному взаимодействию регионального бизнеса и власти и станет одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивое и стабильное развитие региональных и муниципальных территориальных социально-экономических систем.
Список литературы
1. Гагарин, П. А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития - [Электронный ресурс]. – Градиент Альфа / П.А. Гагарин // Финансовая газета. - 2013. - Режим доступа: http://www.gradient-alpha.ru/press-center/articles/2013/04/12/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-problemyi-i-perspektivyi-razvitiya/
2. ГЧП в России: база проектов // Государственно-частное партнерство – информационный центр. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/main/market/projects
3. Завьялова, Е.Б. Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vavt.ru/journal/id/9004E54E8
4. Делмон Джеффри. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. - Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.
5. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: Междунар. инновац. центр, 2010. — 575 с.
6. Макаров, И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. — 2013. — № 24 (246). — c. 18-29. — http://www.creativeconomy.ru/articles/31013/
7. Осипенко, О.В. Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. — 2013. —
8. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf
9. Сазонов, С.П. Государственно-частное партнёрство как один из источников эффективного развития территории (на примере Волгоградской области) / С.П. Сазонов, М.Е. Баштырева, А.А. Кастюрина // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 18 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 4 (131). - C. 135-139.Сазонов, С.П.
10. Сазонов, С.П. Как построить государственно-частное партнёрство по вертикали власти? Пока больше вопросов, чем ответов / С.П. Сазонов, Ф.Н. Мамедов, В.В. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 3. - C. 60-64.
Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.