СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Иванова Т.И. 1, Гашкова А.О. 1, Ледочкова М.А. 1, Бармина Н.Г. 2
1НИУ БелГУ
2МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №59»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью формирующего этапа эксперимента явилось выявление и обоснование педагогических условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с воспитателями для достижения положительных результатов в вопросах подготовки детей к обучению в школе и разработка содержания работы по проблеме исследования.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

  1. Разработать содержание работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

  2. Внедрить в работу с родителями нетрадиционные формы взаимодействия по подготовке детей к обучению в школе.

  3. Использовать индивидуальный подход к родителям по подготовке детей к обучению в школе.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. В связи с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска новых современных форм и методов сотрудничества, которые будут способствовать формированию активной родительской позиции в процессе подготовки детей к обучению в школе, мы считаем, необходимым разработать содержание работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей, направленного на организацию систематического и целенаправленного взаимодействия педагогического коллектива с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

Организацию формирующего этапа эксперимента мы начали с изучения законодательно-нормативных документов: Закона РФ «Об образовании»; Концепции дошкольного образования; Типового положения о дошкольном учреждении; семейного кодекса; пакета нормативных документах, касающихся приема детей в школу.

Достижение поставленных задач, а именно активному вовлечению родителей в процесс подготовки детей к обучению в школе предполагало организацию работы, построенную на следующих принципах:

  1. Принцип открытости и доверия.

  2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения.

  3. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

  4. Принцип обратной связи.

  5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Опираясь на выделенные принципы и исходя из ранее выдвинутой гипотезы о том, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по подготовке детей к школе будет эффективным при соблюдении совокупности следующих педагогических условий: использовании разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями; формирование активной родительской позиции в процессе подготовки детей к обучению в школе; осуществление индивидуального подхода к родителям формирующий этап эксперимента состоял из следующих этапов:

Первый этап – подготовительный. Цель: определить основные направления работы. Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический. Цель: апробировать педагогические условия работы с родителями. Задачи: организовать совместную с родителями работу по внедрению разнообразных форм взаимодействия семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Разрабатывать содержание работы педагогического коллектива по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

Третий этап – заключительный. Цель: обобщение полученного опыта. Задачи: представлять опыт по итогам работы, разработать рекомендации для родителей экспериментальной группы.

В ходе проведенного нами педагогического эксперимента нами были реализованы следующие блоки работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей по вопросам подготовки детей к обучению в школе: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Первый блок – информационно-аналитический предполагал сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи определили формы и методы дальнейшей нашей работы. К ним были отнесены: опрос, интервьюирование, наблюдение.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строилась по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по вопросам подготовки детей к обучению в школе (информационные листы, публикации, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей и т.п.). Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. Основной задачей являлось создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический, который был направлен на решение конкретных задач, связанных с подготовкой детей к обучению в школе через взаимодействие воспитателей и родителей.

В рамках данного блока мы разработали перспективный план работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

В соответствии с перспективным планом работы нами было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с родителями.

Групповые:

  1. Педагогический брифинг.

  2. Круглый стол с участием родителей.

  3. Семинар-практикум для родителей.

  4. Выпуск газеты.

  5. Родительское собрание-студия.

  6. Организация родительского клуба «Готовимся к школе вместе с детьми».

Индивидуальные:

  1. Переписка.

  2. Душевный разговор.

  3. Показ индивидуально-практической деятельности.

Целью проведения педагогического брифинга явилось освещение актуальных проблем подготовки детей к обучению в школе. Главная задача, которая стояла перед нами – сделать эти встречи неформальными, заинтересовать родителей, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

Целью проведения круглого стола на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» явилось: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации; обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Семинар-практикум на тему: «Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом» проводился с целью расширения представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности детей к школьному обучению.

Выпуск ежемесячной газеты для родителей «Ступеньки перед школьным порогом….», в которой мы предлагаем рассказывать об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду; давать рекомендации по воспитанию и образованию детей. Эта форма работы удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой в то время, когда по тем или иным причинам ждут своего ребенка в детском саду.

При подготовке родительского собрания-студии «Физическая и мотивационная готовность ребенка к школе» необходимо было учесть несколько важных моментов: чтобы разговор состоялся, надо было вызвать интерес родителей к обсуждаемой проблеме. С этой целью был подготовлен мобильный стенд «Скоро в школу»; в группе выставлен традиционный «почтовый ящик»: «Спрашивайте – ответим»; выпущена газета для родителей «Ступеньки перед школьным порогом…».

Наиболее продуктивной работой оказалось организация родительского клуба «Школа для родителей будущего первоклассника». Целью которого явилось добровольное объединение родителей по интересующимся вопросами подготовки детей к школе. План работы клуба «Школа для родителей будущего первоклассника» с тематикой встреч.

Осуществляя индивидуальный подход мы предложили родителям завести тетради для индивидуальной переписки. В данных тетрадях родители задавали волнующие их вопросы, а мы отвечали в доступной для их форме. Также в данную тетрадь родители могли написать свои идеи и предложения, касающиеся воспитания и образования своего ребенка. Повторяющиеся часто вопросы становились темой обсуждения родительского клуба. Данная форма оказалась очень востребована среди родителей, так как позволяла родителям делиться своими мыслями, когда нехватка времени не позволяла встретиться с родителями лично.

В рамках индивидуального подхода очень эффективной оказалось внедрение в работу такой формы взаимодействия, как «Душевный разговор», которая рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех родителей, которые столкнулись с той или иной проблемой и желают обсудить ее лично. Инициаторами встреч являлись, как правило, родители, однако иногда приходилось приглашать родителей, которые не осознавали той или иной проблемы, и данная форма работы помогала в неформальной обстановке донести до них необходимую информацию.

Эффективной индивидуальной формой обучения родителей элементарным методам подготовки детей к школе явилось показ индивидуально-практических занятий с ребенком в присутствии родителей. В процессе таких занятий мы попытались сформировать у родителей адекватную оценку возможностей своего ребенка и т.д. Также на данных занятиях родители получили знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка.

Контрольно-оценочный блок был направлен на анализ эффективности мероприятий, которые нами проводились. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовали опрос, экспресс-диагностику, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным являлся самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. была использована для отслеживания и оценки отсроченного результата. Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы.

Содержание работы по взаимодействия дошкольного образовательного учреждение с семьей по подготовке детей к обучению в школе позволила нам повысить уровень педагогической культуры родителей, привлечь внимание родителей к актуальности проблемы исследования. Большинство родителей пришли к выводу, что посещение круглых столов, собраний-студий, семинаров – практикумов, родительского клуба и др. помогло им решить многие проблемы с организацией подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Дети стали охотнее заниматься дома. У детей сформировалось позитивное отношение к регулярным домашним занятиям. Родители благодарны за интересные формы проведения родительских собраний, содержательные материалы мобильного стенда для родителей и полезные семинары-практикумы. Также нам удалось оказать помощь воспитателям в подготовке и организации разнообразных групповых и индивидуальных форм сотрудничества с родителями в процессе подготовке детей к обучению в школе, которые позволили родителям по-иному взглянуть на данную проблему. Для детей группы риска (низкий уровень психологической готовности к обучению в школе) были организованы индивидуальные консультации по типу «Душевный разговор», проведены индивидуально-практические занятия по обучению детей грамоте, подобраны соответствующие методики, направленные на повышения мотивации к школьному обучению.

Таким образом, в ходе исследования нами были апробированы разнообразные инновационные формы работы с родителями, которые позволили нам наладить доверительные и партнерские взаимоотношения с ними. Повысить их педагогическую культуру по вопросам подготовки детей к школе.

Просмотров работы: 3123