За период с 2007 по 2011 гг. объем продаж плодовых и ягодных консервов в России снизился почти на 10%: с 435 до 393 тыс.т. Сокращение продаж относительно предыдущих лет наблюдалось только в 2009 г. – на 20%. Падение продаж в 2009 г. произошло как за счет роста цен в рознице, так и за счет стагнации доходов населения. Затем ситуация на рынке стала налаживаться: в 2011 г продажи плодовых и ягодных консервов выросли по сравнению с 2009 г почти на 11%.
Согласно «Анализу рынка плодовых и ягодных консервов в России», который провёл BusinesStat, c 2006-го по 2010 год. объём рынка плодовой и ягодной консервации у нас вырос в денежном выражении на 81 % - с 118, 8 до 214, 5 млрд рублей. Большое влияние на его увеличение оказывает расширение ассортимента в рознице. Более того, по мнению аналитиков, с 2011 года розничные продажи овощных и плодово-ягодных консервов увеличиваются.
Около десяти лет назад большая доля продукции плодово-ягодной консервации в Россию импортировалась из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Затем с развитием данного рынка и возрастающим спросом объём импорта джемов, желе, мармелада и прочих сахарных изделий из стран дальнего зарубежья постепенно начал сокращаться. Более того, с 1997 г. отмечается устойчивая тенденция к росту объёмов экспорта фруктово-ягодной консервации в страны ближнего зарубежья (например, в 2000 г. произошёл рост экспортных поставок в страны СНГ почти на 70 %).
Отечественная продукция представлена такими брендами, как «Скатерть-самобранка» («КАМ-Интер»), «Ратибор» («Ратибор»), «Царская ягода», (ТД «БогучаровоМаркет»), «Хозяинъ» («Хозяинъ»), «Золотая долина» («МК Вироско»), «Кормилица» («ЮМК), «Рябинушка» («Рябинушка») и др.
Если составить таблицу (рис. 1) популярности импортной продукции у россиян, то ситуация будет выглядеть так:
1-е место - джем. На сегодня в структуре импортируемой в РФ плодово-ягодной консервации (I полугодие 2013 года) он занимает самую большую долю - 60 % от общего количества всех «сладких законсервированных» продуктов.
2-е место - у конфитюра (иногда его называют «французским братом» джема). Он занимает около 21 % от общего объёма.
3-е место занимает любимое россиянами варенье (14 %).
4-е место заграничных фруктово-ягодных сладостей принадлежит повидлу (3 %).
5-е место - у протёртых ягод. На их долю пришлись оставшиеся 2 %.
Если рассматривать конкретно российский рынок варенья, то согласно маркетинговому исследованию «Российский рынок варенья, джема, повидла, конфитюра в 2005-2012 гг. и прогноз на 2013-2016 гг.», проведенному консалтинговой компанией «АМИКО», российское производство варенья увеличивается существенными темпами.
По оценкам, в 2012 году объем производства варенья вырос на 29% в натуральном выражении до 396 млн. условных банок.
Начиная с 2005 года объем производства увеличился почти в 7,5 раз, с уровня в 52,4 млн. условных банок. Средние темпы прироста за этот период составили около 33% в год.
Рисунок 1 – Предпочтения российских потребителей в сегменте импортируемой плодово-ягодной консервации
В географической структуре производства варенья больше половины приходится на Центральный ФО (54,3%), на втором месте находится Приволжский ФО (18,1%), далее следуют Южный ФО (15,2%) и Северо-Западный ФО (9,2%) (рис. 2).
Доля отечественного производства варенья активно увеличивается и уже практически сравнялась с объемами импорта (49, 6% против 50, 4%). Цены производителей на варенье, повидло, джемы и конфитюры в 2013 г. по данным за 4 квартала 2013г. составила 56, 29 руб. за кг, что на 13, 3% больше уровня цен в 2010-2011 г.
Варенье является относительно сезонным продуктом. Наименьшим спросом оно пользуется в теплый период, когда люди предпочитают свежие ягоды и фрукты. Максимальный спрос приходится на осенний и зимний сезоны.
Рисунок 2 – Локализация производства варенья в России, % от общего производства
В магазинах реализуется большое разнообразие видов варенья из всевозможных фруктов и ягод. Лидирующие позиции делят между собой продукты из вишни (17%), малины, абрикоса (рис. 3). В меньшей степени представлены смородиновые, клубничные и сливовые продукты. В графу «другое» вошли варенья из тропических и редко встречающихся в торговых точках фруктов и ягод.
Рисунок 3 – Предпочтения российских потребителей варенья
Библиографический список
Техэксперт – официальный сайт информационной сети - URL: http://www.cntd.ru/ - дата обращения 25.12.2014.
Обзор российского рынка варенья - URL: http://www.foodmarket.spb.ru/ - дата обращения 29.12.2014.
РБК – исследование рынков - URL: http://marketing.rbc.ru/research/ - дата обращения 29.12.2014.
Экспресс-обзор - URL: http://www.e-o.ru/ - дата обращения 29.12.2014.
Condition of the market of fruit and berry preservation (on the example of jam)
Adamova E.Yu., student of the 5th course of economics department
The head – к.б.н., associate professor Feoktistova N. A., к.б.н., senior lecturer Lydina M. A.