Ситуация неспособности личности разрешить «внутренний конфликт» приводит к росту внутреннего напряжения, что приводит к активизации специальных психологические механизмов защиты, ограждающих личность от травмирующих, неприятных переживаний.
А. Фрейд далее разрабатывала представления о защите [3], и сделала попытку систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Она указывала, что защитные механизмы препятствуют дезорганизации поведения и распаду личности, поддерживая её психическое постоянство. По мнению А. Фрейд [3], набор защитных механизмов характеризует уровень адаптированности и является строго уникальным для каждой личности.
Большой вклад в изучение механизмов психологической защиты внес Р. Плутчик [1]. В рамках психоэволюционной теории эмоций механизмы психологической защиты связывал с базовыми эмоциями, и отмечал, что защитные механизмы являются производными эмоций и направлены на регулирование и их контроль.
В отечественной психологии наибольший вклад в раскрытие данной проблематики внес Ф. Бассин [1]. Он счител, что главное в защите сознания от дезорганизующих его влияний психической травмы является понижение субъективной значимости травмирующего фактора. По его мнению, основным в психологической защите является перестройка системы установок, которая направленна на устранение эмоционального напряжения и предотвращение дезорганизованное поведение.
Многие авторы указывают на связь копинга и механизмов психологической защиты. Одни – считают психологическую защиту особым «интрапсихическим копингом», или «механизмом совладания с внутренней тревогой»; другие – относят копинг к поведенческим, внешним проявлениям механизмов психологической защиты.
Таким образом, считается, что психологическая защита направляет копинг, который формируется на более поздних этапах онтогенетического развития и закрепляется в процессе накопления жизненного опыта. Диапазон используемых человеком в процессе жизни стратегий по разрешению ситуаций и преодолению требований среды во многом зависит от структуры ведущих типов психологической защиты, которые сложились в раннем детстве.
Совладание со стрессом тесно связано с типом переживаемого эмоционального состояния. Сегодня науке очень мало известно о том, как совладание формируется эмоциональным состоянием, но скорее всего, каждая ситуация, провоцирующая эмоциональное состояние и каждая эмоция, обусловливает определенный специфический паттерн совладания со стрессом.
Механизмы психологической защиты формируются как одни из важнейших новообразований в определенные периоды онтогенеза [2]. Формируясь на основе динамических особенностей психики индивида, защитные механизмы психики определяют основные черты характера и становление всей системы отношений индивида с окружающей средой. В ситуациях столкновения, конфликта, защитные механизмы актуализируются в виде ментальных процессов, в дальнейшем происходит научение различным способам защитного поведения как на интрапсихическом, так и на интерпсихическом уровнях. На фоне действия «защитной системы» психики происходит процесс адаптации индивида к внешним условиям среды.
Нормальное функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность и систематизированность индивидуальной картины мира. На фоне действующих защитных механизмов, поддерживающих психический гомеостаз, личность достаточно адекватно дает оценку событиям и осуществляет целенаправленное, осознанное, последовательное и приспособительное поведение, которое позволяет сохранять равновесие между внутренними потребностями и требованиями внешней среды.
Б. Карвасарский считает [1], что процессы совладания направлены на активное изменение ситуации с целью удовлетворения значимых потребностей, а процессы компенсации и особенно защиты, направлены в первую очередь на смягчение психического дискомфорта. По мнению Е. Чехлатого [4] различие механизмов совладания и механизмов психологической защиты состоит в том, что первые используются сознательно, а вторые – бессознательны.
Однако в настоящее время при постановке психотерапевтических задач принято объединять защитные механизмы и копинг-механизмы в целостную систему адаптивных реакций личности. В целом отечественная психология рассматривает копинг-механизмы (механизмы совладания) и механизмы психологической защиты как наиболее важные формы адаптационных процессов личности.
Таким образом, понимание механизма осуществления психологической адаптации личности как целостной системы, состоящей из совокупности копинг-механизмов и психологических защитных механизмов, представляется целесообразным процессом, так как механизмы приспособления личности к различным жизненным ситуациям чрезвычайно широки – от конструктивных, активных и достаточно гибких копинг-стратегий, до весьма ригидных и пассивных механизмов психологической защиты.
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.
Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. – Томск, 1990. – С. 60-61.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.
Чехлатый Е. И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дисс. канд. мед. наук. – СПб, 1994. – 25 с.