ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Актуальность темы исследования. Тема, связанная с инновациями, привлекает всех и вся. Почему? Ответ прост: для инновационного развития экономики необходимы высококвалифицированные кадры и крупные инвестиции. Благодаря вложениям в инновационное развитие решаются многие проблемы: от хозяйственно-бытовых до социально-экономических. В этой статье автор постарается описать состояние России в сфере инноваций.

Инновация – это новшество в какой-либо сфере, будь то в политической, социальной, экономической, технологической и т.д. Инновация повышает качество жизни, создает новые отрасли (новые рабочие места), развивает предпринимательскую конкуренцию, улучшает положение России на мировом рынке и т.д.

Не могу не отметить важную роль Москвы в жизни инноваций в РФ. Как известно, Москва – это центр науки, образования, бизнеса, правительства, торговли и многого другого в нашей стране. Значит, именно Москва может повлиять на различные области, в частности и на инновационное развитие нашего государства.

Поскольку столица содержит в себе лучшие умы, финансовые запасы, административные ресурсы, то необходимо внедрять и испытывать инновационные проекты в столице, а позже, исходя из результативности, отбрасывать их либо применять на практике в других частях страны. Кажется, ничего сложного, остается только сформировать идеи и претворить их в жизнь.

Государственная политика в сфере инновационного развития.

К сожалению, современные расходы в Российской Федерации на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) меньше, чем в других странах (табл.1).

Таблица 1

Доля расходов на НИОКР в ВВП некоторых странах мира в 2012 году

Место в рейтинге

Страна

Доля расходов на НИОКР от ВВП

32

Россия

1,3

21

Китай

1,7

20

Великобритания

1,9

3

Германия

2,8

1

Израиль

4,3

Источник: [2]

На открытии форума «Иннопром-2014» в Екатеринбурге Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев заявил: «Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 25% к 2020 году». Эта цифра вошла в Стратегию инновационного развития России до 2020 года [1].

Однако в сравнении с другими странами, эти цифры даже сейчас выглядят не достаточными для конкурентоспособности нашей экономики. Так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в Германии составляет 69.7%, в Чехии - 36.6% [4].

В 2014 году Россия заняла 18-е место среди самых инновационных стран по одному источнику и 49-е место по другому [3, 6]. Автор исследования полагает, что успешность развития новшеств связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Инновационный потенциал прежде всего зависит от науки, образования. Условия для реализации - это действия правительства, направленные на улучшение обстановки научных деятелей и различных новаторов. Данные рейтинги опять-таки говорят о слабости России в научной среде.

Для развития инноваций необходимы как частные, так и государственные средства. Однако, судя по существенному отставанию российской экономики в инновационном развитии от мировых лидеров, ни государственных, ни частных средств не хватает для обеспечния необходимого уровня инновационного развития.

Автор исследования считает, что успешность развития новшеств связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Инновационный потенциал прежде всего зависит от науки, образования. Условия для реализации - это действия правительства, направленные на улучшение обстановки научных деятелей и различных новаторов.

Роль инноваций в военной промышленности.

Военная промышленность зачастую служит не только локомотивом развития экономики, но и является одной из главных сфер применения инноваицй.

Посмотрим на ранжированный список стран, у которых наимощнейшие военные потенциалы. 1-е место занимает США, а сразу же за ней находится Россия, потом Китай, Индия, Великобритания [5]

Надо обратить внимание на РФ, она на 2-м месте. Сразу же возникает мысль, что гонка перевооружений не закончилась, холодная война продолжается… Да, несомненно, военная мощь нашей страны – одна из немногих устрашающих. Мы, граждане, под очень доверительной защитой. В российском вооружении самый лучший в мире вертолет, истребитель пятого поколения и многое другое. Кажется, что все умы заняты созданием военной техники. По мне, это не удивительно. Посмотрим на расходы: 236 млрд. рублей в 2006 году и 490 млрд. рублей в 2010 году. То есть сумма расходов увеличилась в 2 раза за 4 года. К тому же правительство к 2020 планирует закупить новое вооружение для армии, которое обойдется в десятки триллионов рублей. Такое распределение бюджета, с одной стороны, положительно влияет на роль Российской Федерации в обеспечении безопасности своей территории, а также близлежащих стран. С другой стороны, остается малая часть бюджета для гражданских расходов: социальная, экономическая, научная, аграрная, образовательная, инновационная и другие сферы жизни общества.

Проблемы инновационного развития экономики Российской Федерации.

Национальный рейтинг «ТехУспех» в ходе опросов представителей высокотехнологичных компаний выявил основные проблемы, возникающие у «новаторов» (табл. 2).

Таблица 2

Итоги опроса компании «ТехУспех» о проблемах,

возникающие у инвесторов при внедрении инноваций в России

Доля ответов в пользу этой проблемы, %

Суть проблемы

25

Недостаток собственных средств для развития

14

Нехватка производственных мощностей

12

Высокая конкуренция с зарубежными производителями

11

Невозможность получения средств из внешних источников на приемлемых условиях

8

Сложности во взаимоотношениях с государственными органами

7

Высокая конкуренция с российскими производителями

7

Плохая организация системы продаж

6

Недостатки в организации бизнес-процессов в самой компании

6

Недоработки в продаваемом продукте

1

Конфликты внутри собственников / коллектива

3

Другое

Построено автором по данным: [4].

Если обратить внимание на эти проблемы, среди них есть много таких, которые напрямую связаны с деятельностью государства (таблица 3).

Таблица 3

Административные барьеры, выделенные респондентами

в ходе опроса компании «Техуспех», препятствующие

инновационному развитию экономики России

Доля ответов в пользу этой проблемы, %

Суть проблемы

27

Недостатки нормативной базы (в т.ч. по получению разрешений на применение новых продуктов и технологий)

19

Сложные, бюрократические процедуры создания новых производств (в т.ч. по доступу к услугам естественных монополий)

16

Отсутствие господдержки развития российских инновационно-активных компаний

11

Протекционизм госорганов в отношении государственных компаний и зарубежных конкурентов

8

Сложности взаимодействия с крупными госкорпорациями

8

Таможенные барьеры

8

Коррупция

3

Несовершенство судебной системы

Построено автором по данным: [4].

Пути решения отсталости российской экономики в сфере инновационного развития. Выводы.

Для исправления ситуации автор считает необходимым предпринять следующие меры:

  1. Стимулировать инвестирование со стороны частных лиц и государства, по возможности уменьшать военные затраты;

  2. Создать благоприятные административно-правовые условия для ученых и новаторов (льготы, «нулевые» кредиты, увеличение контроля за действиями государственных лиц, изменить налоговую систему, облегчить процесс патентования и т.д.);

  3. Стимулировать поощрительные вознаграждения для ученых и новаторов за создание перспективных продуктов и идей;

  4. Применять и внедрять инновационные решения в жизнь;

  5. Сделать внедрение инноваций обязательством всех крупных, а именно доходных предприятий (для уменьшения затрат на производство, для более щадящего влияния заводов на окружающую среду, для повышения качества товаров и услуг и т.д.).

  6. Активизировать государственную поддержку внедрения инноваций в “неокрепшие” компании, но одновременно являющиеся перспективными в одной из сфер: экономической, научной, производственной, сфере услуг.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)

  2. База данных Института статистики Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/FactSheets/Documents/sti-rd-investment-en.pdf. Дата обращения: 31.01.2015

  3. Глобальный инновационный индекс, составленный Корнелльским университетом, США. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=data-analysis. Дата обращения: 31.01.2015

  4. Национальный рейтинг российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех». Режим доступа: http://www.ratingtechup.ru/upload/analytics/201410_investigation_of_emerging_hightech_companie.pdf. Дата обращения: 31.01.2015

  5. Рейтинг военной мощи стран мира компании Global Firepower. Режим доступа: http://www.globalfirepower.com/countries-listing.asp. Дата обращения: 31.01.2015

  6. Рейтинг, составленный компанией «Bloomberg», по инновационному потенциалу экономик стран мира. Режим доступа: http://images.businessweek.com/bloomberg/pdfs/most_innovative_countries_2014_011714.pdf. Дата обращения: 31.01.2015

7

Просмотров работы: 1793