ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОГО СЛЕНГА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОГО СЛЕНГА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Володина О.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

В сегодняшней речи человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать: «караул!». Молодежный сленг, немного классической блатной фени, очень много фени «новорусской», профессионализмы, жаргонизмы – короче говоря, на любой вкус.

Язык подростков ХХI века не всегда понятен их родителям и учителям. Особенности лексикона молодежной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие того менталитета, который в силу нашего профессионального долга не должен бы быть для нас загадкой.

Молодежный сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы "выныривают" на поверхность литературного разговорного языка.

Действительно, несмотря на объективное существование молодежного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся, поэтому есть трудности в изучении этой темы.

Во времена дедушек и бабушек деньги могли называться рупии, тугрики, во времена родителей – монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки и баксы. Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг – одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.

Язык развивается... Эта банальная мысль тут же обычно обрывается и замирает. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической субъективностью. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш технический век. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.

Однако вклад этот удивительно мал. Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. И основную роль в развитии языка играют дети.

Так попробуем расшифровать некоторые формулы нынешнего подросткового «новояза», причем не столько лингвистически, сколько психологически. Сленг – это хорошо или плохо?

Решение этой проблемы и являлось целью нашего исследования.

Объект исследования – молодежный сленг школьников-подростков.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Раскрыть понятие молодежного сленга;

2. Рассмотреть:

  1. способы формирования молодежного сленга,

  2. причины употребления сниженной лексики в языке молодежи.

3. Систематизировать и обобщить результаты диагностического исследования.

4. Составить словарь слов молодежного сленга подростков 8-11 классов.

5. Ознакомить учащихся с результатами анкетирования.

6. Разработать рекомендации классным руководителям и родителям по развитию речевой культуры подростков.

Для изучения функционирования молодежного сленга в подростковой среде проводилось анкетирование среди учащихся 8-11 классов в количестве 82 человек. Также был собран «Словарь молодежного сленга», составленный из сленговых выражений, которые употребляют подростки МКОУ СОШ №2 г. Южа Ивановской области в общении со сверстниками.

Подростковая субкультура, как и любая другая субкультура, имеет свой язык. Лексика сленга ограничена интересами подростков, то есть учебой в школе (институте), модной одеждой, музыкой, общением с друзьями, проведением свободного времени и так далее. Сленг легко заимствует слова из жаргона компьютерщиков (зависнуть, винды, комп, клава), из воровского арго (забить стрелку, круто, беспредел, шмонать), сленга наркоманов (кайф, бадяжить), сленга хиппи (ништяк, маза). В нем иногда переосмысляются обычные русские слова (обломать, достать, грузить). Появляются в подростковом жаргоне и собственные словечки, например, децл. Очень много слов было заимствовано из английского языка: аск, бакс, блэк, типл и многие другие. Новые заимствования из других языков крайне немногочисленны.

Пути и способы образования сленга весьма разнообразны:

  1. Прямые заимствования. Слово встречается в русском сленге приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке-оригинале. Это такие слова, как мэн – мужчина, молодой человек, сайз – размер, мани – деньги;

  2. Гибриды. Образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания. В этом случае часто несколько изменяется значение иностранного слова-источника, например, аскать, литловый;

  3. Русские слова, которые звучат похоже на английские и используются в значении соответствующих английских слов. Очень много слов 3-й группы в языке компьютерщиков: мыло, или емеля (e-mail), – электронное письмо, клава – клавиатура;

  4. Русские слова, которые являются кальками с английских слов, или приобрели новые значения под влиянием английских слов. Например, компания Microsoft называется в компьютерном и подростковом сленге «мелкомягкие».

Каковы же причины возникновения сленга?

1. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

2. Молодежный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

3. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – "быть не как все" и корпоративное – "быть подобно своим". Так создается специфическая лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни.

Поколение молодых сменяются через пять–семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок "потрясно, железно" – хорошо или оценок типа "пшено" – плохо, так хорошо распространенных в 60 – 70 годах 20 – века.

Новый или старый, сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых, как хайратник на голове.

Источником пополнения молодежного сленга служит не только Интернет, но и телевидение, окружающие, книги и журналы.

Почему же подростки употребляют молодежный сленг? Ответов на этот вопрос может быть множество:

  1. Потребность выделиться, отделить «своих» от «чужих»;

  2. Сленг упрощает общение;

  3. Стремление внести игровой элемент в скучную подчас действительность;

  4. Сленг придает речи более интенсивную эмоциональную окраску, большую экспрессивность;

  5. Сленг, как защитный механизм подростков.

Результаты проведенных нами исследований показали, что ученики МКОУ СОШ №2 г.Южа активно используют сленговые выражения в своей речи, чаще всего для упрощения общения. Составленный нами словарь молодежного сленга показал, что наиболее употребляемые слова – это «Адская тушенка»- что-то плохое, «Валера»- дурачок, «Жесть»- что-то трудное, «Пипец»- все плохо и др. Подавляющее большинство подростков относится положительно к существованию молодежного сленга и считают его необходимой составляющей в жизни подростка, т.к общение со сверстниками для подростка – ведущий вид деятельности, и друзья для него являются главным источником пополнения слов. Большинство подростков отмечают терпимое отношение взрослых людей к использованию молодежного сленга в речи, видимо, понимая, что сленг – явление в жизни подростка временное.

Безусловно, многие родители переживают, что их дети употребляют незнакомые им выражения, но стоит помнить, что сленг – это явление временное, и, по мере взросления, когда человек укореняется в обычной социальной жизни, обзаводится широкими профессиональными и личными связями и сферами ответственности молодежный сленг постепенно уходит из речи или остается в ней лишь небольшими колоритными вкраплениями.

Просмотров работы: 2086