КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Плешакова Д.Р. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной науке не существует единого определения понятия «коммуникативная компетентность». В самом широком смысле коммуникативная компетентность понимается как сложная личностная характеристика, включающая способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение эффективно общаться, а также некую совокупность знаний и навыков, необходимых для успешного процесса общения.

Один из исследователей явления, Ю.М. Жуков, определяет коммуникативную компетентность как «готовность и умение планировать и осуществлять эффективные коммуникативные действия с использованием имеющихся внешних и внутренних ресурсов» [5, с. 77].

Коммуникативная компетентность обеспечивает выбор подходящих способов взаимодействия в каждых конкретных обстоятельствах, умение ориентироваться в социальных ситуациях, давать прогноз коммуникативной ситуации, помогает достичь взаимопонимания между партнерами, а также эффективно решать поставленные коммуникативные задачи.

Положительное влияние коммуникативной компетентности на эффективность межличностного взаимодействия становится очевидным, если принять во внимание, что коммуникативная компетентность находит выражение в так называемом синергическом коммуникативном стиле личности. Синергический стиль (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) характеризуется тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнером способствует объединению и повышению эффективности общения и совместной деятельности. Подобный стиль делает ситуацию общения комфортной для ее участников, располагает к доверию и способствует возникновению благоприятного психологического климата. В противоположность этому антисинергический стиль (от греч. anti — против) выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами; личность наносит вред процессу и результатам взаимодействия, так как обычно демонстративно противопоставляет себя партнерам, провоцируя конфликты [3]. Поэтому закономерно утверждать, что проявления коммуникативной компетентности, в частности коммуникативная толерантность (это понятие будет рассмотрено далее), улучшают качество взаимодействия и способствуют гармонизации отношений.

Вопрос о природе феномена коммуникативной компетентности, как и вопрос определения понятия, решается в психологии неоднозначно. Коммуникативная компетентность либо включается в состав более широких образований (В.Н. Куницына, Л.А. Петровская и др.), либо признается самостоятельным свойством личности (Ю.Н. Емельянов, Н.Н. Обозов и др.), либо отождествляется с компетентностью в общении (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков и др.) [4].

Подробный анализ понятия «коммуникативная компетентность» проведен Ю.М. Жуковым. Он указал, что она является "ядерным образованием" и присутствует в качестве значимого компонента во всех вариантах моделей профессиональной, социальной и, возможно, личностной компетентностей. С другой стороны, профессиональная, социальная и личностная компетентности входят в коммуникативную как ее компоненты, так как "компетентное исполнение коммуникативных действий оказывается невозможным, если оно не опирается на достаточно сформированные предметную (профессиональную), социальную (ролевую и межличностную) и личностную компетентности" [5, с. 75].

Разделяя позицию Ю.М. Жукова, мы считаем, что коммуникативная компетентность, являясь самостоятельной интегральной характеристикой личности, органично входит в системы компетентностей человека (социальной, профессиональной и др.), при этом оказывает влияние на них и одновременно испытывает влияние данных систем на себе.

Необходимо подчеркнуть, что не только система определенных психологических знаний и навыков обеспечивает успешность общения. Важно также владение собственными эмоциями, способность контролировать свое поведение, умение «прочитать» партнера по общению, определить его эмоциональное состояние. В связи с этим необходимо проанализировать одно из важнейших проявлений коммуникативной компетентности личности – явление коммуникативной толерантности.

Исследуя роль эмоций в процессе развития и функционирования личности, В.В. Бойко обращает внимание на проблему коммуникативной толерантности и дает определение этому понятию. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [3].

Коммуникативная толерантность многообразно проявляется в повседневном общении как терпимость в отношении партнера, его принятие. Высокий уровень коммуникативной толерантности является залогом успешного межличностного взаимодействия, обеспечивает достижение взаимопонимания и установления положительной связи между партнерами по общению.

В.В. Бойко, называя коммуникативную толерантность собирательной стержневой характеристикой, подчеркивает, что это одна из важнейших черт личности, поскольку с ней согласуются и образуют некое психологическое единство многие другие качества индивида, в первую очередь нравственные, характерологические и интеллектуальные [3].

Такую связь в ряде эмпирических исследований удалось показать З.А. Агеевой. З.А. Агеева, представляя коммуникативную толерантность как интегральную личностную характеристику, предпринимает попытку выявить психологические предпосылки формирования коммуникативной толерантности, а также уточнить ее влияние на коммуникативную сферу личности. Для решения этой задачи автор сопоставляет конкретные показатели коммуникативной толерантности с некоторыми разноуровневыми характеристиками личности, в частности с самооценкой, как показателем психической зрелости; особенностями темперамента и характера; направленностью личности и некоторыми характеристиками когнитивного стиля [1].

З.А. Агеева приходит к выводу, что «в целом коммуникативная толерантность определяется усилием направленности личности на взаимоотношения и ослаблением эгоцентрической направленности в сочетании с высоким уровнем психической зрелости, сангвиническим типом темперамента и отсутствием черт ригидного (застревающего) типа в структуре характера. Наличие исходных психологических предпосылок способствует развитию коммуникативной толерантности и гармонизации межличностных отношений» [1, с. 53].

Интерес ученых вызывает также вопрос о психологических механизмах возникновения коммуникативной толерантности. В.В. Бойко связывает его с психологией эмоционального отражения личностных различий. Так партнеры по общению, имея различия в проявлениях одноименных личностных характеристик (в уровне интеллекта, типе темперамента, характера и др.), на уровне эмоционального восприятия дают друг другу субъективную оценку этих качеств, сопоставляя их с такими же качествами в них самих. Результатом такой оценки может стать то, что некоторые качества другого и различия кажутся неприемлемыми, осуждаются и не принимаются. В случае подобной негативной реакции индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера следует говорить о низком уровне развития коммуникативной толерантности или же о ее отсутствии. Если же своеобразие другого человека не вызывает подобных неприятных переживаний или вовсе остается незамеченным, то можно говорить о проявлении коммуникативной толерантности. При этом отмечается, что человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, как правило, более уравновешен, предсказуем в отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми, что способствует созданию психологически комфортной обстановки для взаимодействия [3].

Кроме указанного механизма возникновения коммуникативной толерантности, психологами также выделяются и другие: способность человека к торможению, сдерживанию негативных реакций, а также готовность к перестройке неадекватных установок, под которой подразумевается способность адекватно оценивать и переоценивать значимость ситуации с учетом точки зрения партнера [1,2].

Принимая во внимание представления о природе и механизмах проявления изучаемого нами феномена, большинство исследователей рассматривают коммуникативную толерантность как интегральную характеристику, собирательное свойство личности, имеющее сложную многомерную структуру. В качестве основных компонентов этой структуры обычно выделяются когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты, а также предполагается наличие таких качеств, как эмпатия, выдержка, самоконтроль и интеллектуальная гибкость.

Разделяя такую точку зрения и считая свойство коммуникативной толерантности сложным, многоаспектным феноменом, мы в дальнейших исследованиях планируем представить собственное понимание и описание компонентов структуры коммуникативной толерантности.

Итак, рассматривая коммуникативную толерантность как одно из проявлений коммуникативной компетентности, мы отмечаем, что это важнейшее свойство личности, необходимое для нормального протекания процессов взаимодействия и общения, является одним из центральных образований личности, оказывающим значительное влияние на все сферы деятельности человека.

Библиографический список

1. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.– № 1.– С. 49–53.

2. Безлюева, Г.В., Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум, 2003. – 168 с.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: «Филинъ», 1996. – 472с.

4. Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации / Н.Г. Жарких // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2009. – N 109. – С. 170-175.

5. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 1991. – 96 с.

Просмотров работы: 1435