«Воспитанникам детских домов необходима система социальной адаптации», — отметил президент. «Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе» [2].
Базовым законом РФ о защите прав лиц из числа детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно в нем содержатся основные права и гарантии для выпускников детских домов по касающимся их вопросам.
Самым актуальным вопросом для выпускника является получение жилья или переезд на жилплощадь, оставшуюся ему от родителей. Практика предыдущих десятилетий была неутешительной: выросшим детям-сиротам приходилось стоять в очереди десятилетиями, многие ютились по друзьям, родственникам, часть получали комнаты в неблагоустроенных или социально-неблагоприятных районах и общежитиях, спивались, становились бездомными. Однако современная ситуация более неоднородна, а в ряде случаев благоприятнее, чем ранее. В некоторых регионах выпускники практически сразу получают жилье [1, с. 57].
Многие регионы просто не в состоянии обеспечить всех нуждающихся отдельными квартирами. В связи с этим необходимо объединение ресурсов и усилий федерального уровня и регионального уровней для приобретения жилья выпускникам.
В Москве реализуется практика обеспечения прав выпускников на предоставление и сохранения за ними отдельного жилья при осуществлении социального сопровождения специалистами социальной защиты населения [4, с. 54].
Следует отметить, что важным условием для успешной адаптации выпускника является обеспечение и сохранение за ним жилья.
С 2000 года в городе Москве реализуется схема предоставления жилых помещений выпускникам, в соответствии с которой:
всем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на предоставление отдельного жилья, предоставляются квартиры в год достижения совершеннолетия или когда они становятся выпускниками;
в практике решения жилищного вопроса выпускников применяется единый подход — решения о предоставлении жилой площади принимает созданная для реализации данной программы Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, под председательством Заместителя Мэра в Правительстве Москвы;
выделение жилых помещений выпускникам осуществляется одним ведомством — Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
работу с выпускниками и заключение с ними договоров безвозмездного пользования осуществляет Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»;
• в качестве документа, предоставляющего выпускнику право на вселение и пользование жилым помещением, является срочный договор безвозмездного пользования жилым помещением (5 лет) [3].
Согласно договору безвозмездного пользования лица из числа детей-сирот являются пользователями (а не нанимателями) жилых помещений, следовательно, производить различного рода сделки с жильем с целью его дальнейшего отчуждения они не имеют права.
Данная форма договора утверждена распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и обусловлена тем, что зачастую выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первые годы выпуска не полностью адаптированы к условиям самостоятельной жизни и могут под давлением недобросовестных лиц совершать различного рода сделки с жильем, которые в будущем приведут их к потери жилого помещения или ухудшению жилищных условий.
Также, стоит заметить, выпускники, начинающие самостоятельную жизнь, в постинтернатный период отличаются низким уровнем активности. При этом на их личностную активность в большей степени оказывают влияние отношения с близкими, друзьями и их собственное психоэмоциональное состояние. Высокая личностная активность выпускников обусловливается их социальной востребованностью, наличием близких и доверительных отношений с ближайшим окружением, куда входят бывшие друзья по интернатному учреждению. Однако наличие в окружении выпускника только близких друзей по интернату или детскому дому ограничивают возможности выпускника, лишают его возможности быть востребованным, полезным обществу.
Для повышения активности молодых людей и расширения их социальной сети в Москве реализуется практика включения выпускника в социальное пространство города, округапо таким направлениям как: клубная деятельность, привлечение выпускников к участию в работе общественных организаций (наставничество), включение выпускников в совет активной молодежи в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве [4, с. 61].
В разных округах города Москвы реализуются различные программы с использованием клубной деятельности. Так в клубе «Поиск решений» (ЮВАО) реализуются программы помощи выпускникам при разрешении конфликтных ситуаций; в клубе «Надежда» (ЮВАО) реализуются программы помощи молодым родителям из числа выпускников, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, в клубе «Я и мой малыш» (Зел. АО) работа направлена на оказание различной помощи молодым мамам, а также молодым семьям выпускников с детьми; в Клубе «Мы вместе» (ЮАО) идет работа по формированию и выработке навыков взаимопомощи среди выпускников по отношению друг к другу; в клубе «Вера, надежда, любовь» (СВАО) реализуются программы обучения навыкам ведения домашнего хозяйства; в клубе «Закон и порядок» (ВАО) реализуются программы повышения правой грамотности выпускников [4, с. 68].
Результат деятельности не должен быть растянут во времени, каждый приход выпускника в клуб должен приносить ему новые умения и навыки (нашел новые интересы, повысил правовую грамотность, научился искать работу, понял, где можно подработать и т.п.) Выпускник в любое время может прекратить выбранную им деятельность и заняться чем-то другим.
При этом вовлечение выпускника в общественную деятельность (работу клуба) должно проходить в условиях неформального содружества молодых людей, и иногда и взрослых, характеризоваться добровольностью совместной деятельности, демократичностью общения. Это, в свою очередь, способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно большом (по сравнению с интернатным учреждением) социальным пространстве. Необходимость таких клубов кажется очевидной, но удивляет их незначительное число в масштабах нашей страны.
Таким образом, проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остаётся одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества. И нужно заметить, что в решении проблем постинтернатного сопровождения важно брать во внимание позитивный опыт других регионов России.
Литература:
Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 35–69
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010
Постановление Правительства Москвы «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» от 02.10.2007 № 854-ПП.
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 108 с.