ОПЫТ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПЫТ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ.

Гавага Д.С. 1
1Россия, г. Ульяновск, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», факультет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постинтернатное сопровождение всех выпускников является важной и сложной задачей, стоящей перед обществом и государственными службами, занимающимися организацией поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начало самостоятельной жизни молодых людей не безоблачно, и их становление и интеграция в общество осложнены имеющимся у них опытом проживания вне семьи. У выпускников, начинающих самостоятельную жизнь, очень много проблем. Это признается на уровне государства и в обществе.

«Воспитанникам детских домов необходима система социальной адаптации», отметил президент. «Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе» [2].

Базовым законом РФ о защите прав лиц из числа детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно в нем содержатся основные права и гарантии для выпускников детских домов по касающимся их вопросам.

Самым актуальным вопросом для выпускника является получение жилья или переезд на жилплощадь, оставшуюся ему от родителей. Практика предыдущих десятилетий была неутешительной: выросшим детям-сиротам приходилось стоять в очереди десятилетиями, многие ютились по друзьям, родственникам, часть получали комнаты в неблагоустроенных или социально-неблагоприятных районах и общежитиях, спивались, становились бездомными. Однако современная ситуация более неоднородна, а в ряде случаев благоприятнее, чем ранее. В некоторых регионах выпускники практически сразу получают жилье [1, с. 57].

Многие регионы просто не в состоянии обеспечить всех нуждающихся отдельными квартирами. В связи с этим необходимо объединение ресурсов и усилий федерального уровня и регионального уровней для приобретения жилья выпускникам.

В Москве реализуется практика обеспечения прав выпускников на предоставление и сохранения за ними отдельного жилья при осуществлении социального сопровождения специалистами социальной защиты населения [4, с. 54].

Следует отметить, что важным условием для успешной адаптации выпускника является обеспечение и сохранение за ним жилья.

С 2000 года в городе Москве реализуется схема предоставления жилых помещений выпускникам, в соответствии с которой:

  • всем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на предоставление отдельного жилья, предоставляются квартиры в год достижения совершеннолетия или когда они становятся выпускниками;

  • в практике решения жилищного вопроса выпускников применяется единый подход решения о предоставлении жилой площади принимает созданная для реализации данной программы Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, под председательством Заместителя Мэра в Правительстве Москвы;

  • выделение жилых помещений выпускникам осуществляется одним ведомством Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;

  • работу с выпускниками и заключение с ними договоров безвозмездного пользования осуществляет Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»;

• в качестве документа, предоставляющего выпускнику право на вселение и пользование жилым помещением, является срочный договор безвозмездного пользования жилым помещением (5 лет) [3].

Согласно договору безвозмездного пользования лица из числа детей-сирот являются пользователями (а не нанимателями) жилых помещений, следовательно, производить различного рода сделки с жильем с целью его дальнейшего отчуждения они не имеют права.

Данная форма договора утверждена распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и обусловлена тем, что зачастую выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первые годы выпуска не полностью адаптированы к условиям самостоятельной жизни и могут под давлением недобросовестных лиц совершать различного рода сделки с жильем, которые в будущем приведут их к потери жилого помещения или ухудшению жилищных условий.

Также, стоит заметить, выпускники, начинающие самостоятельную жизнь, в постинтернатный период отличаются низким уровнем активности. При этом на их личностную активность в большей степени оказывают влияние отношения с близкими, друзьями и их собственное психоэмоциональное состояние. Высокая личностная активность выпускников обусловливается их социальной востребованностью, наличием близких и доверительных отношений с ближайшим окружением, куда входят бывшие друзья по интернатному учреждению. Однако наличие в окружении выпускника только близких друзей по интернату или детскому дому ограничивают возможности выпускника, лишают его возможности быть востребованным, полезным обществу.

Для повышения активности молодых людей и расширения их социальной сети в Москве реализуется практика включения выпускника в социальное пространство города, округапо таким направлениям как: клубная деятельность, привлечение выпускников к участию в работе общественных организаций (наставничество), включение выпускников в совет активной молодежи в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве [4, с. 61].

В разных округах города Москвы реализуются различные программы с использованием клубной деятельности. Так в клубе «Поиск решений» (ЮВАО) реализуются программы помощи выпускникам при разрешении конфликтных ситуаций; в клубе «Надежда» (ЮВАО) реализуются программы помощи молодым родителям из числа выпускников, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, в клубе «Я и мой малыш» (Зел. АО) работа направлена на оказание различной помощи молодым мамам, а также молодым семьям выпускников с детьми; в Клубе «Мы вместе» (ЮАО) идет работа по формированию и выработке навыков взаимопомощи среди выпускников по отношению друг к другу; в клубе «Вера, надежда, любовь» (СВАО) реализуются программы обучения навыкам ведения домашнего хозяйства; в клубе «Закон и порядок» (ВАО) реализуются программы повышения правой грамотности выпускников [4, с. 68].

Результат деятельности не должен быть растянут во времени, каждый приход выпускника в клуб должен приносить ему новые умения и навыки (нашел новые интересы, повысил правовую грамотность, научился искать работу, понял, где можно подработать и т.п.) Выпускник в любое время может прекратить выбранную им деятельность и заняться чем-то другим.

При этом вовлечение выпускника в общественную деятельность (работу клуба) должно проходить в условиях неформального содружества молодых людей, и иногда и взрослых, характеризоваться добровольностью совместной деятельности, демократичностью общения. Это, в свою очередь, способствует более интенсивному процессу социализации формирующейся личности, выработке норм социального общения, навыков ориентации в достаточно большом (по сравнению с интернатным учреждением) социальным пространстве. Необходимость таких клубов кажется очевидной, но удивляет их незначительное число в масштабах нашей страны.

Таким образом, проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остаётся одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества. И нужно заметить, что в решении проблем постинтернатного сопровождения важно брать во внимание позитивный опыт других регионов России.

Литература:

  1. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 35–69

  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010

  3. Постановление Правительства Москвы «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» от 02.10.2007 № 854-ПП.

  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 108 с.

Просмотров работы: 1938